
Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
На юге России между реками Доном и Волгой протекает стратегически важный Волго-Донской судоходный канал. Он появился на карте нашей страны в 1954 году. А мог бы, оказывается, — почти на 400 лет раньше! В 1559-м, во время Первой Русско-Турецкой войны — военного противостояния между Османской империей и Русским царством.
О том, чтобы соединить Волгу и Дон судоходным каналом, который позволил бы кораблям заходить из Чёрного моря в Каспийское, впервые задумался султан Сулейман Великолепный. Вместе со своими визирями он даже разработал подробный строительный план. Наиболее удобным местом для соединения двух рек оказалась Астрахань. Астраханское ханство было тогда союзником Османской империи. Но в 1554 году войска Ивана Грозного взяли Астрахань. Жители ханства присягнули на верность московскому царю.
В 1566 году Сулейман Великолепный скончался. Правителем Османской империи стал его сын Селим II. Нового султана сильно беспокоила возрастающая мощь нашего государства. Не только Астраханское, но и Казанское ханство, прежние союзники Турции, теперь входили в Русское царство. Его дальнейшее расширение грозило могущественной Османской империи потерей влияния в Крыму и на Кавказе. Селим II решил отвоевать Астрахань у Москвы, а заодно и воплотить грандиозный план отца — прорыть стратегически значимый канал между Волгой и Доном.
Весной 1569 года османская армия под командованием военачальника Касима-паши двинулась в поход. Вместе с солдатами шли три тысячи рабочих для рытья канала. К началу лета османские войска подошли к Астрахани. Касим-паша был уверен, что братья по вере, астраханские мусульмане, добровольно отопрут ворота и крепость сдастся без боя. Но ошибся! «Мы русскому царю присягали», — заявили астраханцы турецкому военачальнику, и отказались сдавать город. Османская армия оказалась не готовой к длительной осаде. У турок не было с собою ни тяжёлых орудий, ни запасов провизии, ни тёплой одежды. Началось массовое дезертирство, зрело недовольство. Касиму-паше с трудом удалось усмирить недовольных и предотвратить бунт.
Кроме того, рабочие, которые начали копать канал, не успели завершить работы до осени: холмистая местность и размокший от дождей грунт не давали им продвигаться вперёд. В связи с этим османы не смогли перетащить галеры с тяжелой артиллерией на Волгу и не осмелились начать штурм крепости.
Турецкому войску противостоял небольшой пограничный отряд под командованием воеводы князя Петра Семёновича Серебряного-Оболенского, участника казанских походов и Ливонской войны. У князя было всего 5 тысяч бойцов против многократно превосходящей османской армии. Тем не менее, в конце сентября 1569 года осада крепости была снята. Астрахань не сдалась. Весной 1570 года послы Ивана Грозного подписали в Стамбуле договор о ненападении. Конечно, это была временная передышка. В дальнейшем Турция ещё не раз воевала с Россией.
А Волго-Донской канал всё-таки был построен, пусть и почти четыре столетия спустя, советскими строителями. Он соединил пять морей — Балтийское, Белое, Азовское, Черное, и Каспийское. Благодаря каналу живительную влагу сегодня получают поля Волгоградской и Ростовской областей. Что ж, как говорится — всему своё время и на всё воля Божья.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема