
Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
На юге России между реками Доном и Волгой протекает стратегически важный Волго-Донской судоходный канал. Он появился на карте нашей страны в 1954 году. А мог бы, оказывается, — почти на 400 лет раньше! В 1559-м, во время Первой Русско-турецкой войны — военного противостояния между Османской империей и Русским царством.
О том, чтобы соединить Волгу и Дон судоходным каналом, который позволил бы кораблям заходить из Чёрного моря в Каспийское, впервые задумался султан Сулейман Великолепный. Вместе со своими визирями он даже разработал подробный строительный план. Наиболее удобным местом для соединения двух рек оказалась Астрахань. Астраханское ханство было тогда союзником Османской империи. Но в 1554 году войска Ивана Грозного взяли Астрахань. Жители ханства присягнули на верность московскому царю.
В 1566 году Сулейман Великолепный скончался. Правителем Османской империи стал его сын Селим II. Нового султана сильно беспокоила возрастающая мощь нашего государства. Не только Астраханское, но и Казанское ханство, прежние союзники Турции, теперь входили в Русское царство. Его дальнейшее расширение грозило могущественной Османской империи потерей влияния в Крыму и на Кавказе. Селим II решил отвоевать Астрахань у Москвы, а заодно и воплотить грандиозный план отца — прорыть стратегически значимый канал между Волгой и Доном.
Весной 1569 года османская армия под командованием военачальника Касима-паши двинулась в поход. Вместе с солдатами шли три тысячи рабочих для рытья канала. К началу лета османские войска подошли к Астрахани. Касим-паша был уверен, что братья по вере, астраханские мусульмане, добровольно отопрут ворота и крепость сдастся без боя. Но ошибся! «Мы русскому царю присягали», — заявили астраханцы турецкому военачальнику, и отказались сдавать город. Османская армия оказалась не готовой к длительной осаде. У турок не было с собою ни тяжёлых орудий, ни запасов провизии, ни тёплой одежды. Началось массовое дезертирство, зрело недовольство. Касиму-паше с трудом удалось усмирить недовольных и предотвратить бунт.
Кроме того, рабочие, которые начали копать канал, не успели завершить работы до осени: холмистая местность и размокший от дождей грунт не давали им продвигаться вперёд. В связи с этим османы не смогли перетащить галеры с тяжелой артиллерией на Волгу и не осмелились начать штурм крепости.
Турецкому войску противостоял небольшой пограничный отряд под командованием воеводы князя Петра Семёновича Серебряного-Оболенского, участника казанских походов и Ливонской войны. У князя было всего 5 тысяч бойцов против многократно превосходящей османской армии. Тем не менее, в конце сентября 1569 года осада крепости была снята. Астрахань не сдалась. Весной 1570 года послы Ивана Грозного подписали в Стамбуле договор о ненападении. Конечно, это была временная передышка. В дальнейшем Турция ещё не раз воевала с Россией.
А Волго-Донской канал всё-таки был построен, пусть и почти четыре столетия спустя, советскими строителями. Он соединил пять морей — Балтийское, Белое, Азовское, Черное, и Каспийское. Благодаря каналу живительную влагу сегодня получают поля Волгоградской и Ростовской областей. Что ж, как говорится — всему своё время и на всё воля Божья.
Все выпуски программы Открываем историю
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая — кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки