Как появился Волго-Донской канал? - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Как появился Волго-Донской канал?

* Поделиться

Фото: Pavel Neznanov / Unsplash

На юге России между реками Доном и Волгой протекает стратегически важный Волго-Донской судоходный канал. Он появился на карте нашей страны в 1954 году. А мог бы, оказывается, — почти на 400 лет раньше! В 1559-м, во время Первой Русско-Турецкой войны — военного противостояния между Османской империей и Русским царством.

О том, чтобы соединить Волгу и Дон судоходным каналом, который позволил бы кораблям заходить из Чёрного моря в Каспийское, впервые задумался султан Сулейман Великолепный. Вместе со своими визирями он даже разработал подробный строительный план. Наиболее удобным местом для соединения двух рек оказалась Астрахань. Астраханское ханство было тогда союзником Османской империи. Но в 1554 году войска Ивана Грозного взяли Астрахань. Жители ханства присягнули на верность московскому царю.

В 1566 году Сулейман Великолепный скончался. Правителем Османской империи стал его сын Селим II. Нового султана сильно беспокоила возрастающая мощь нашего государства. Не только Астраханское, но и Казанское ханство, прежние союзники Турции, теперь входили в Русское царство. Его дальнейшее расширение грозило могущественной Османской империи потерей влияния в Крыму и на Кавказе. Селим II решил отвоевать Астрахань у Москвы, а заодно и воплотить грандиозный план отца — прорыть стратегически значимый канал между Волгой и Доном.

Весной 1569 года османская армия под командованием военачальника Касима-паши двинулась в поход. Вместе с солдатами шли три тысячи рабочих для рытья канала. К началу лета османские войска подошли к Астрахани. Касим-паша был уверен, что братья по вере, астраханские мусульмане, добровольно отопрут ворота и крепость сдастся без боя. Но ошибся! «Мы русскому царю присягали», — заявили астраханцы турецкому военачальнику, и отказались сдавать город. Османская армия оказалась не готовой к длительной осаде. У турок не было с собою ни тяжёлых орудий, ни запасов провизии, ни тёплой одежды. Началось массовое дезертирство, зрело недовольство. Касиму-паше с трудом удалось усмирить недовольных и предотвратить бунт.

Кроме того, рабочие, которые начали копать канал, не успели завершить работы до осени: холмистая местность и размокший от дождей грунт не давали им продвигаться вперёд. В связи с этим османы не смогли перетащить галеры с тяжелой артиллерией на Волгу и не осмелились начать штурм крепости.

Турецкому войску противостоял небольшой пограничный отряд под командованием воеводы князя Петра Семёновича Серебряного-Оболенского, участника казанских походов и Ливонской войны. У князя было всего 5 тысяч бойцов против многократно превосходящей османской армии. Тем не менее, в конце сентября 1569 года осада крепости была снята. Астрахань не сдалась. Весной 1570 года послы Ивана Грозного подписали в Стамбуле договор о ненападении. Конечно, это была временная передышка. В дальнейшем Турция ещё не раз воевала с Россией.

А Волго-Донской канал всё-таки был построен, пусть и почти четыре столетия спустя, советскими строителями. Он соединил пять морей — Балтийское, Белое, Азовское, Черное, и Каспийское. Благодаря каналу живительную влагу сегодня получают поля Волгоградской и Ростовской областей. Что ж, как говорится — всему своё время и на всё воля Божья.


Все выпуски программы Открываем историю

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем