«Как не допустить развод?» Священник Федор Лукьянов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Как не допустить развод?» Священник Федор Лукьянов

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов.

Мы говорили о наиболее частых причинах развода, в том числе, духовных, а также о том, что может помочь сохранить семью.

Ведущая: Анна Леонтьева


Анна Леонтьева

— Добрый светлый вечер. Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях отец Федор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещение в Петровском парке. Добрый вечер.

Свящ. Федор Лукьянов

— Добрый вечер.

Анна Леонтьева

— Дорогой отец Фёдор, сегодня мы решили взять не очень простую тему. Я сейчас о ней расскажу. Вспомнился такой эпизод из нашей, я бы сказала, прошлой жизни семейной. Мы с мужем любили устраивать такие большие праздники на нашей территории, в Переделкино, так условно скажем. Мы делали сцену, приглашали музыкантов, и было человек до 150 гостей. Богатых, бедных, любых, главное, чтобы они хотели с нами погулять по территории, послушать музыку. И были, например, партнёры мужа по бизнесу, люди состоявшиеся, состоятельные, и были какие-то просто не очень богатые, многодетные там семьи, музыканты, и было очень здорово. И к нам заглядывал такой интересный человек, знаете, ну, это тоже было по бизнесу, муж вёл довольно серьёзный бизнес в Москве. Вот, как сказать, бывают люди состоятельные, бывают богатые, бывают богатейшие, а бывают богачущие. Нет такого слова в русском языке. Но это я говорю без всякого, просто вот чтобы оценить, так сказать, степень. Вот. Наш гость относился как раз вот к последней категории. Это был, ну, он и есть такой достаточно уже в возрасте человек с женой, ровесницей. Она была преподавателем какого-то вуза, но мой муж, Олег, он прямо относился с каким-то трепетом к этому господину, и я спросила: «Почему». И он сказал мне удивительную вещь, он сказал: «Ты знаешь, вот при его состоянии и в его возрасте и... у него одна и та же жена!». И я поняла, о чём он говорит, потому что вот это финансовое благополучие, оно вот по моим наблюдениям, хотя у меня нет такой статистики, очень часто приводит к каким-то кризисам. Вот бывают кризисы среднего возраста, и почему-то вот этому кризису, вот эта категория населения подвержена, как мне кажется. И действительно очень редко ты увидишь вот такого вот очень богатого человека с пожилой женой. Ну, не редко, конечно, но вот это зрелище, оно как-то тоже заслуживает уважения, как мне кажется. Но из личного опыта я знаю несколько причин, по которым люди, семьи распадаются, люди разводятся. Это тот самый кризис среднего возраста, да. Ну, я говорю не про канонические причины, по которой позволено расстаться с супругом. Это большая разница в возрасте. И ещё это, к сожалению, молодые семьи. И как раз перед нашей программой я спросила у своих подписчиков, о чём хотелось бы поговорить с батюшкой. И очень много, к сожалению, было вопросов про развод, про то, что, например, разводятся семьи молодые. Вот, хотели ребят создать семью, там, 25-30 лет. Поженились, повенчались, а семья не сохранилась. Вы, наверное, как пастырь, можете какие-то проанализировать причины. Ну вот давайте, может быть, я сказала, такие бытовые причины, а вы расскажите, какие вот вы видите духовные корни вот этих вот... Давайте начнем с молодых.

Свящ. Федор Лукьянов

— Хорошо, конечно. Ну вообще для того, чтобы понимать, почему люди разводятся, расстаются, кстати, здесь не имеет значения ни материальный статус человека, ни возрастной ценз, никакой разницы нет. Те же причины. А надо понимать вообще саму сущность брака как такового. Брак, это, конечно, Бога установленное таинство, которое сопровождало человека буквально с самого начала существования нашего мира. Мы должны понимать, что мужчину и женщину сотворил Господь и дал весь мир им в то служение, которое было назначено человеку. Человек был действительно первосвященником Бога на земле. Как говорится, земным Богом и небесным человеком. Существом, являющимся образом и подобием самого Творца. Задача которого была, согласно нашим святым отцам, обожить весь мир, соединить весь мир с Богом через вот это удивительное существо свое. То есть в человеке считается и духовный мир, он как бы находится на границе двух миров, духовного и физического. Вот сюда здесь мы подходим вообще к тому, что брак заключается и духовно, и физически. Брак соединяет мужчину и женщину. Но он соединяется, и в духовный мир, и материальный мир. Понимаете, в чем дело? То есть в браке заложено вот это действительно таинственное назначение человека. Именно поэтому первое чудо, которое сотворил Христос, это было посещение брака. Он посетил брак в Кане Галилейской и притворил воду в вино. Все как-то... даже могут некоторые люди там даже могут сказать: «Ну как же так вот, там, вино...». Мы знаем, что Господь ничего не делает просто так, вот, и Он показывает святость брака. Богоустановленность брака, что Он пришел уврачевать мир человеческий в том числе и в этой сфере. Потому что когда пришел Христос, тогда уже был брачный кризис, тогда уже очень много было разводов. Уже вопросики задавали: «Почему Моисей повелел разводиться, а ты так, Господи, строго к этому относишься»? Вот, но Господь же чётко пояснил: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам это делать. Сначала же не было так!». Единый брак. И брак он в общем-то не расторгаемый. На самом деле мы-то все понимаем. В глубине души все это понимают, что связь с человеком с которым заключен брак остается навсегда. Поэтому, конечно, как Господь относится к разводам? Очень строго. И во многом это связано с тем, что любой развод, причина развода на самом деле это не те причины, которые называют люди. Вы можете даже социологический опрос провести, вам люди назовут. Это то же самое, почему люди пишут, что они не рожают детей. Они могут написать экономические причины, да, какие-то там причины, связанные с материальным статусом, все это будет неправда. Это будет то, чем они прикрывают то, что на самом деле стоит за этим. Нежелание отдавать. Дело в том, что Бог дающий, не берущий. Он дающий, дающий любовь, дающий жизнь. И так и мы тоже по призванию, дети Божии, мы должны отдавать. И вот там, где идет вот эта взаимная отдача...На пересечении вот этого самоотвержения и мужа, и жены, рождается любовь. Там, где он ее глазами посмотрел, и там, где она посмотрела его глазами, там рождается любовь. Вот. И какой бы возраст ни был, какой бы материальный статус ни был, если человек не способен отдавать в браке, бывает еще брак держится за счет одного дающего человека. Такое может быть, определенное время. Но если уже оба перестают отдавать, то, как правило, такое судно терпит кораблекрушение. Люди говорят: «Любовь ушла». Но знаете, обычно я отвечаю: «А может быть, ее и не было у вас, может быть, вы еще так и не встретили настоящую свою любовь, в смысле, в браке, потому что любовь она рождается в браке. Надо дождаться этой любви, потому что это то чувство, которое изначально есть, это своего рода аванс, который дает нам Господь».

Анна Леонтьева -

Это вы хорошо сказали.

Свящ. Федор Лукьянов

— Нас притягивает и духовно друг к другу, и как друзей. Это очень хорошо, когда муж дружит с женой своей. Нас притягивает и как вот внешность человека, да, нам нравится этот человек. Он приятен глазам, да, это тоже хорошо, в этом ничего плохого нет. Вот, но это некий аванс, как маленький росточек, который мы сажаем, чтобы выросло дерево. Этот аванс должен нами быть возделан. И уже этот росточек должен вырасти в большое красивое дерево. И вот эта любовь, тут сроки разные бывают. Бывает на третий год рождается, бывает на восьмой. Но такая любовь известна. И действительно, вот бывают люди, которые прожили душа в душу, даже внешне похожими становятся друг на друга. Все говорят, ну вы там действительно похожи. И не важно какой, так сказать, материальный статус, какие у них там, так сказать, профессии. Совершенно не важно. Потому что они умеют отдавать друг другу. И они друг в друге получили восполнение всего того, что искали. Вот. Поэтому главная причина разводов: духовная. Это неумение отдавать, неумение смотреть глазами ближнего своего на ситуацию.

Анна Леонтьева

— Напомню, что у нас в гостях отец Фёдор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещения в Петровском парке. Отец Фёдор, вот очень хорошо вы начали этот разговор. Мне нравится слово «отдавать». Но Вы знаете, я должна сказать, что, когда мне было 24 года, я одновременно как-то быстро очень быстро вышла замуж и родила своего первенца, у меня ещё не было такого понятия. И я примерно представляю себе, что такого понятия нет также у младых людей, которые вступают в брак. Сейчас мне 54 года, и я вот сейчас очень осознанно понимаю, насколько приятно служить любимым людям. Но служить — это не в смысле быть жертвой, как психологи говорят.

Свящ. Федор Лукьянов

— Абсолютно.

Анна Леонтьева

— Да, просто это радость служения. Ну, сколько мне лет, и я представляю себя 30 лет назад, да, то есть если бы мне сказали, что брак — это отдавать, это жертвовать. Я бы сказала: «Да нет, я вступаю в брак, потому что я влюбилась, и я очень счастливая, я для счастья вступаю в брак».

Свящ. Федор Лукьянов

— Так это и есть отдавать, потому что вот то, что вы даже родили первенца, вы уже отдали, вы уже отдали.

Анна Леонтьева

— Мне кажется, я получила.

Свящ. Федор Лукьянов

— Так в том-то и дело, что, когда мы отдаем, Бог воздает нам. Вот в чем суть. Это тоже важно понимать. По закону Божию муж питается от Бога, а жена питается от мужа. Муж есть слава Божия, а жена есть слава мужа своего. И вот в отдаче взаимной есть и восполнение. Господь часто через мужа, если все хорошо, восполняет все отданные силы. То есть от того ощущения есть счастья. Что ты не в себе сам копаешься, не живешь сам с собой, да, и убиваешься потихонечку. Ты находишь применение вот этой любви, ты находишь объект этой любви. И в ответ тебе Господь еще дает силы продолжать твою жизнь. То есть именно Господь так нас устроил, что мы мучаемся, когда мы не служим, не отдаем!

Анна Леонтьева

— И не знаем об этом, да?

Свящ. Федор Лукьянов

— Я вот сколько замечал. Знаете, вот в храм очень много приходит женщин, и разных. Молодых, и пожилых. И вот видно, что, если женщина, например, не родила ребенка, в ней колоссальная сила осталась! То есть она вот жаждет, жаждет того, чтобы дать жизнь, чтобы послужить. А это может воплощаться в служение милосердия. Может воплощаться в служении волонтерском, например. То есть вот когда нет физической возможности, скажем так, ребёночка родить, или по возрасту, или что-то ещё. Но вот эта энергия данной женщине изначально Богом. Она колоссальна, вот она прям имеет огромный запас. Как ракета, и важно, так сказать, её направить в нужном направлении. Для того мужчина и есть, он помогает женщине вот направить эту энергию в нужное русло.

Анна Леонтьева

— Вот мне очень нравится ваша мысль того, что вот молодые люди не знают радости отдачи.

Свящ. Федор Лукьянов

— Ну, многие молодые люди. Не знают вот эту радость отдачи, да, и они мучаются. Потому что в них, получается, это заперто. Они ходят к психологам, пытаются как-то сбросить вот эту энергию, да, решить эти проблемы. Такая запертость. Очень часто брак молодых людей бывает в кризисе из-за того, что они так и не взрослеют. То есть, скажем, есть некое партнерство двух эгоистов, да, вот, и один говорит: «Вступай в клуб обожателей меня», а другая говорит: «Вступай в клуб почитателей меня». Вот, но они какое-то время на физическом контакте еще продлевают свои отношения, а потом, когда это уже уходит на второй план. И вопрос стоит о дружбе, о единстве взглядов, о каких-то действительно вещах духовных, тут оказывается, что у них и нет ничего общего, понимаете? И такие браки часто распадаются. Потому что изначально они были построены на том, что, жена воспринимала мужа как аксессуар своей жизни, так сказать. Прекрасное дополнение к себе любимой, а муж воспринимал жену тоже, как некое, так сказать, обрамление себя. Вот здесь мы должны точно совершенно от этого уходить, потому что теперь мы единый человек, теперь мы уже я не я и она не она, но мы и другое существо вдвоем. Действительно покинет, оставит человека отца, свою матерь свою, проявится к жене своей и будет единая плоть. В браке раскрываются удивительные таланты, новые таланты, новые способности. То есть жена способствует реализации мужа, а муж способствует реализации скрытых способностей, талантов жены. То есть они уже друг без друга, в общем-то, они неполноценные люди. Это действительно две половинки, которые должны соединиться в одно. И когда уже соединились, это совсем другой человек. То есть невозможно существовать в браке как два изолированных индивида. Невозможно. Такой брак не сохранится. А это означает только одно, что мы должны открыться Богу и в Боге соединяться друг с другом. Тогда, вот кто может соединить вообще двух незнакомых друг другу людей. Совершенно разных людей, из разных семей, с разными традициями. Почему-то возникают, да только Бог это может. На самом деле, если жена любит Бога больше всего на свете, и муж любит Бога больше всего на свете, тогда они действительно создают очень крепкую и действительно подлинно любящую семью.

Анна Леонтьева

— Отец Фёдор, мне очень нравится вас слушать, от вас вот прямо лучики такие идут хорошие. Потому что вы описываете какую-то совершенно божественную историю, но дело в том, что вот эта общая территория... Вот мне повезло, мы с мужем одновременно с этим рождением ребёнка, вступлением в брак... Мы очень смешно расписались. Пошли там на каком-то уже месяце беременности в футболках, очень к этому несерьёзно относились. Тем не менее, что-то я почувствовала, даже в ЗАГСе. Вот эта вот, понимаете, общая территория. Она у нас уже зарождалась. Вот сейчас, чтобы мы посоветовали вот людям, у которых этой общей территории нет. Которые ещё не пришли ни в церковь... Может быть жена об этом подумает, а муж занимается вообще бизнесом и устает на работе. Приходит уставший. Ну что, его катехизировать что ли?

Свящ. Федор Лукьянов

— Да! Вы знаете, кто есть создатель брака? Господь! Создатель семьи и глава семьи. Многие спрашивают. Мне по этому поводу уже претензии предъявляли. Что я сказал, что глава семьи — это не муж, а глава семьи- Христос.

Анна Леонтьева

— И к вам претензии были?

Свящ. Федор Лукьянов

— Да, потому что многие понимают, что там только муж может быть на главном месте. На самом деле на главном месте, конечно, Господь Бог. А муж есть, как и положено всякому главе страны... Он есть хранитель закона, положенного Богом. И глава семьи- Христос, он глава мужа. А муж глава своей жены. Вот так по правилам. У нас просто забывают, самое главное, что глава семьи-Христос. И говорят: «Ну, жена меня должна слушаться, потому что я вот такой замечательный». Слушай, ну, это языческий брак вообще. Вот вся эта тирания домашняя. К которой нас пытаются привязать, которая не имеет никакого отношения к православным бракам. Домашняя тирания, она рождается от языческого понимания брака. Когда муж говорит: «Что хочу, то и ворочу, я вам и царь, и бог, и все остальное». Вот это нехристианский, это антихристианский брак. Да, такое, так сказать, основано на подавлении, на отсутствие любви, там, это вообще не брак, собственно говоря, это против вообще самого человеческого естества. Вот, поэтому, а как раз христианский брак, он в том, что муж сам ходит под законом, сам его хранит. Вот, он сам подчиняется Богу. Естественно, жена потому и слушается мужа, что муж в Боге находится. Поэтому что делать? Что делать? Тащить мужа в храм, да, или жену. Потому что сказано, что неверующий муж освящается верующей женой, а неверующая жена освящается верующим мужем. Ведь подлинно, конечно же, только в Боге можно создать самую счастливую семью. Это мое глубочайшее убеждение. Не на какой-то иной основе, на самой доброй, хорошей. Нельзя создать то, что можно создать на вере в Господа. Потому что соединение с Богом, оно делает бессмертным семью. Да даже и земное, так сказать, бытие, не становится окончанием этого бытия, не становится для семьи точкой развала там, или что-то ещё, потому что любовь сохраняется в вечности.

Анна Леонтьева

— Ну, то есть, наверное, создать-то можно, на самом деле. А вот насколько прочным будет это всё?

Свящ. Федор Лукьянов

— Ну да, распадаться будет.

Анна Леонтьева

-Ну да, распадаться будет. Я тоже вот вижу, что если нет этой основы, то в любой момент может где-то рвануть. Причём, поскольку враг рода человеческого, он, в принципе, против того, чтобы были семьи, даже просто какие-то, оформленные в ЗАГСе браки. Нормальные семьи с детьми, и тут прямо вот... Это называется с точки зрения психологии «кризис среднего возраста». И такой вопрос тоже был от подписчицы: «Что делать, если у тебя кризис среднего возраста, гормоны ведут какую-то очень бурную деятельность, и как не навредить в этот момент семье»?

Свящ. Федор Лукьянов

— Ну, во-первых, как сказать, мы же состоим не только из гормонов. Мы дух, прежде всего, который живет в теле. И тело есть слуга духа. Поэтому все гормональные истории — это то, что управляется сверху. Управляется нашим духом. Вот. Поэтому если у человека есть духовная жизнь, то, знаете, даже по поводу, вот приведу пример. Даже вот вы говорите про кризис среднего возраста, но есть и кризис, так называемый, переходного возраста у подростков, например.

Анна Леонтьева

— Да, безусловно.

Свящ. Федор Лукьянов

— Но могу сказать, что оказывается, бывают такие случаи, когда его просто нет, этого переходного возраста. А знаете в каком случае? Оказывается, если ребенка сразу познакомить с Богом до 7-8 лет. И если он научается обращаться к Богу, а родителей ставит на второе место после Бога, тогда в 12 лет он не предъявляет родителям то, что обычно предъявляют подростки. А подростки все говорят: «Мама, дай мне счастье»! А вот часто почему этот бунт происходит? Потому что на первом месте стоят, ну как правило, родители. Родители заполняют собой все у ребенка, а потом ребенок понимает, что папа с мамой оказывается не всемогущие. Мы даже иногда бываем несправедливые, мы даже иногда бываем, вообще грешные иногда. Ошибаемся, да, и злимся попусту там, да.

Анна Леонтьева

— Травмы наносим.

Свящ. Федор Лукьянов — Да. То есть они видят, что мы не боги, не боги! А позиционируем мы себя как боги в его душе! И что ребенок тогда говорит? Он говорит: «Вы меня обманули, мама с папой». Понимаете, когда все объясняют с точки зрения теории Дарвина, у меня просто глубинное возмущение растет. Мы не обезьяны, это ложь. Уже сегодня генетика нам это доказала. Что теория Дарвина, она пуста и глупая. Она изначально была создана только для того, чтобы человека отделить от Бога. Чтобы вообще убрать идею Бога как таковую. Мы же все прекрасно понимаем кто был истинным родоначальником такой идеи? Ну вот Вы только подумайте: если из бактерии мог появиться человек, то из человека кто может появиться? Бог. Понимаете? То есть Богом стать, без Бога. Это ж чья идея? Кто автор идеи эволюции? Мы должны понимать. Тот самый дух, который отпал от бога. Вот поэтому здесь дан случай, когда нам объясняется, что гормональный момент это лишь... Вот что такое гормон? Его вырабатывает гипоталамус, гипофизарная система наша. В нашем мозге, а она, собственно говоря, связана с духовным состоянием. Вот у меня радость. Радость от того, что мы помолились там вместе, съездили вместе, побыли вместе с детишками. Когда обнимаешь жену, то у тебя выделяется сразу эндорфин. Понимаете? Почему очень многие жалуются, что у вас оскудение семейной жизни? А вы, я мужей спрашиваю: «А вы жен своих обнимаете? Хоть немножко». А оказывается, нужно обнимать не меньше 30 секунд. Вот когда вечером приходит мужчина, он должен не просто «Привет» ей сказать. И женщина этого не понимает. Я думаю, вы подтвердите. Надо обнять, да крепко, и желательно. И не меньше 30 секунд. Ну хотя бы, чтобы все гормоны выровнялись, понимаете? Выровнялись.

Анна Леонтьева

— Да, точно. Напомню, что сегодня с вами Анна Леонтьева, у нас в гостях отец Федор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещения в Петровском парке. Мы вернемся к вам через минуту.

Анна Леонтьева

— Сегодня наш гость — отец Фёдор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещения в Петровском парке. С вами Анна Леонтьева. Как-то мы начали тему с разводов, пришли к гормонам. Мы просто с мужем... У нас есть такая шутка. Мы знаем, это объятие 30 секунд. Мы обнимаемся и считаем: «Раз, два, три, четыре...». Засекаем время. Хорошо. Но, вы знаете, даже мне почему-то всё время хочется вам импонировать, потому что...

Свящ. Федор Лукьянов

— Давайте, давайте.

Анна Леонтьева

— Да?

Свящ. Федор Лукьянов

— Потому, что кризис среднего возраста, это тоже интересная тема. Вот когда уходит, например, скажем, мужчина вдруг начинает...

Анна Леонтьева

-Седина в бороду, бес в ребро, да, как говорится?

Свящ. Федор Лукьянов

— Ну да, вот грубо говоря...

Анна Леонтьева

-Откуда такие вещи? Да, простите, бытовое такое описание. Мужчине, там исполняется 50 лет, и он еще очень молодой. Но он уже понимает, что что-то такое начинается, какой-то процесс. И это не обязательно мужчина, на самом деле. У женщин, уже то же самое происходит. Это и повышенное внимание к телу, фитнес, потому что хочется ещё быть ого-го быть. И независимо от того, мужчина ты или женщина. И вот это «ого-го». Оно, если как-то его не вводить в правильное русло, может так далеко унести. Почему?

Свящ. Федор Лукьянов

— В том-то и дело, что 40 лет — это очень важный возраст. Вот 40 лет — это время, когда начинается особый этап духовного созревания человека. То есть мы должны понимать, что у человека есть не только физическое созревание, но и духовное. Именно поэтому устанавливаются определенные правила даже там для, так сказать, клириков. 40-летний возраст считался оптимальным для этого, так сказать, для священнослужения. Имею в виду там для епископского служения, в древних постановлениях Апостолов. Потому что это особый возраст, когда идет это духовное созревание. И одновременно, если мы замечаем, первые признаки приближающейся смерти к нам. Естественно, когда человек этого до конца не осознает, вроде как он уже...

Анна Леонтьева

— Он про смерть-то не думает.

Свящ. Федор Лукьянов

— Да, очень часто. Да, он в жизни уже чего-то добился. И одновременно у него есть желание некого обновления. И вот из-за этого, если, особенно, человек неверующий, он начинает пытаться «начать жизнь с нуля». Какую-то новую семью создать. Очень часто бывает, что и бросают своих жен. Ищут молодых. Как бы попытаться обнулить свое, так сказать, текущее существование. Но это, конечно, дьявольское искушение. Он не найдет там того, что ищет. Вот, потому что все, что происходит с нами, оно происходит, потому что мы имеем жизненное назначение. Определенное назначение, вот. И данная нам супруга, она с нами вместе должна проходить это. То есть это тот путь, который мы должны проходить вместе. А это просто обычно путь эгоиста, который так и не полюбил до конца свою супругу. Он любил все время только себя. И он ищет некий новый аксессуар. Новый, некой вспомогательный путь, но не находит. У нас разные друзья есть, которые заканчивали наш институт международных отношений, в том числе. Разные у них судьбы были. И тоже встречаешь очень богатых людей и очень несчастных. Вот я знаю одну семью, которая живет на Рублевке. В особняке каком-то шикарном и так далее, и живут совершенно как чужие люди. У него своя жизнь, у нее своя жизнь. Он фактически с ней заключил контракт: она рожает детей.

Анна Леонтьева

— Это классика такая.

Свящ. Федор Лукьянов

— Она выполняет такую определенную работу. Понимаете, речь не идет вообще о любви. Он ее вообще не воспринимает как человека. У него нет с ней никакой связи глубинной, духовной связи. Есть только физическая. И дети. От нее нужны только дети. И представительская функция на определенных мероприятиях. Все. Но это не брак. Потому что признак подлинного брака, это когда ты настолько проникаешь другого человека, а он в тебя, что вы действительно живете друг другом. Когда жена не может долго без того, чтобы не пообщаться с тобой, не узнать, как твои дела. То есть взаимное общение, беседы, взаимная поддержка! Это условия, конечно, хороших отношений. А этот вот кризис среднего возраста, это опять же. Это когда человек так от своей плоти и не отошёл. Значит, не возвысился над своей плотью, когда плоть определяет его образ жизни. Ну, как правило, результат очень плачевный. Одиночество, пьянство, какие-то, так сказать, кризисы духовные. Полная деградация характера человека. Моральная деградация, то есть распад уже за распадом семьи идет распад и личности человека. Потому что он так и не разлюбил себя. Он не полюбил Бога, а значит не полюбил и жену, и не разлюбил себя.

Анна Леонтьева

— Я просто вернусь назад на несколько минут нашего разговора. Мне кажется, вы сказали очень важную вещь про вот эти 40 лет. Мы говорим «гормоны», а Вы сказали, что это «Особый духовный возраст». И я подумала, что, наверное, вообще сейчас стоит упомянуть о таком понятии как достоинство возраста. То есть, когда ты в 40 лет решил стать 20-летним, это одна история.

Свящ. Федор Лукьянов

— Это смешно.

Анна Леонтьева

— А когда ты в 40 лет, или в 50 лет, или в 60 лет, понимая, что это особый какой-то духовный возраст... Я заметила, вот это прямо точно совершенно скажу...Я ходила в разные храмы, начинали мы в Останкино, при Шереметьевском дворце. Храм живоначальной Троицы. И я, приехала туда через 20 лет и заметила, что люди те, которые остались прихожанами, они почти не стареют. Это совершенно для меня потрясающее было открытие. У кого-то седые волосы появились. Но даже бабушки в храме, они очень красиво стареют! Понимаете, о чём я говорю? То есть они не делают себе никаких инъекций. Сложно списать эту сохраняющуюся свежесть на какие-то процедуры красоты. И это действительно так. Люди, которые стояли в храме, я вижу, что они очень красиво переходят из возраста в возраст. Иначе как-то духовным причинами я никак не могу это объяснить.

Свящ. Федор Лукьянов

— Также и многодетные. Вот я знаю, сколько многодетных мам очень молодо выглядят. Потому что они постоянно отдают. А дети омолаживают, оказывается.

Анна Леонтьева

— На самом деле, да.

Свящ. Федор Лукьянов — Потому что, если вы заметили, например, воспитатели детского сада тоже стареют с трудом. То есть им надо постараться, чтобы...

Анна Леонтьева

— Педагоги.

Свящ. Федор Лукьянов

— Педагоги, да. И когда ребенка рожает женщина, если правильно роды организованы, то ребенок даже физиологически возвращает ей через плацентарную кровь то, что она, скажем так, ему отдала. Вот это интересный момент, почему очень важно, так сказать, вот правильно принимать роды там, да, и так далее, и так далее. Потому что если это делать правильно, то малыш как бы все возвращает. Никаких инъекций молодости не надо. Вот. Всё задумано уже и Господом запланировано.

Анна Леонтьева

— Да более того, я скажу вот девочкам, которые боятся рожать детей, что на самом деле дети настолько отдают. Даже уже взрослые дети, настолько много отдают. То есть, когда ты общаешься с своими детьми, ты получаешь такой заряд жизненных сил. Ты вроде отдаешь им, но ты и получаешь от них огромный заряд. Видимо, это один из очень больших смыслов твоей жизни. И это люди, которые любят тебя безусловно. И это вот ничем не заменишь. Это огромное счастье. Но, тем не менее, возвращаясь к нашим тяжёлым разговорам. Вот вы говорите, тащить мужа в церковь...А если всё-таки женщине не повезло? Они поженились, например, она там...Почему-то я говорю всё время про женщину, но, наверное, также зеркально можно говорить про мужчину. Это я со своей позиции представляю. Если, как вы говорите, языческий брак. Муж значит, главный в семье, и все. Ну, это же как? Это причина для развода? Или что делать с этим?

Свящ. Федор Лукьянов

— Это, конечно, не причина для развода. Вообще...

Анна Леонтьева

— Терпеть?

Свящ. Федор Лукьянов

— Вы знаете, я знаю одну закономерность интересную. Чем послушнее жена, и чем больше она отдает мужу мужских обязанностей... Как бы она транслирует: «Милый, на тебе вся ответственность». Тем ближе муж к Богу становится. Интересный момент. То есть, если от жены он не встречает сопротивления. А наоборот, она ему говорит: «Слушай, я это не могу просто решить, это тебе надо решать». И он под грузом этой ответственности, мужчина говорит: «Так хорошо, у глава жены — это я , понятно. А кто же мой-то глава? А я-то к кому побегу, когда мне плохо? Когда у меня сил не хватает. И такой мужчина приходит к Богу, приходит в храм, понимаете? А если жёнушка на первых порах, особенно в брачной жизни, будучи вся такая, наполненная силой, там ещё детей нету. Она начинает забирать у мужа его полномочия, его обязанности какие-то, мужские функции выполнять. Главенствовать в семье над мужем, то он никогда не возьмет ответственность. Он войдет в режим ребенка. И будет тихонько разлагаться, пока он совсем не потеряет мужской образ. Сколько таких примеров, когда жена приходит, говорит: «Я уже не знаю, что с ним делать, и пьет, и это, и играет, гуляет, и все остальное». Я говорю: «Ну кто его таким сделал? Потому что, когда у тебя были силы, ты взяла у него все мужские обязанности на себя, стала фактически тащить на себе».

Анна Леонтьева

— Гиперответственность, как говорят, психологи?

Свящ. Федор Лукьянов

— Да, а он включил режим. У мужчины же два, так сказать, режима есть. Режим Отца семейства, такого «Орла», и режим «Инфантильного ребенка». Поэтому, если женщина так хочет быть мамой, она станет мамой еще одного человека. Только это здоровый мужик, который пьет пиво и смотрит телевизор. А больше ему уже ничего не надо. Понимаете, в чем дело? То есть очень важно мужчине, а мужчина, он как, в каком-то смысле, как гончий, он на охоту водить, он должен приносить с победой домой свои достижения, да, жена должна ему поощрять в нем это вот, да, что он работает, трудится, да, ну, вы сами прекрасно знаете, вот, по тем даже рассказам, которые вы рассказываете о своей семейной жизни, вы причастны радости вот этой вот любви, вот, и вы понимаете, как здорово, то есть любимому мужчине подчиняться несложно, вообще несложно. Я тогда, знаете, конкретно вас спрошу. Я знаю семью, где мужчина, муж, это многодетная семья, очень всё там хорошо, как бы есть дом, сад, дети, здоровье, там, бабушки, дедушки. Но муж вот именно такой, как вы говорите, он хочет отвечать за семью, но жена вступила в такой вот возраст, вот этот вот 40 плюс, когда она понимает, что детей очень много, а она имеет высшее образование и ещё несколько сверху прибавила, и она не реализовывается, и у неё начинается вот такая вот ломка, можно сказать, она выходит на работу, и начинаются какие-то противоречия в семье, какие-то обострения. Вот мне тревожно, например, за эту семью, хотя, ну, я думаю, что Господь управит всё это, потому что всё-таки там есть и вера, и всё. Но тем не менее этот кризис случается. Вот как вы это объясняете, как бы вы, ну, чтобы вы посоветовали в этой ситуации? Ну, во-первых, продолжать обнимать свою жену в любом возрасте, особенно в среднем, когда кризис среднего возраста. Это тоже важный момент. Часто бывает от того, что это недообнимае. Начинаем с простого, да? Конечно, конечно. Когда начинают женщины искать эти пути реализации? Когда связь не такая сильная с мужчиной своим. А второй момент, да, дело в том, что все женские таланты и дизайн, и, скажем, живопись, и языкознание, и педагогические таланты, они все-все буквально реализуются с детьми. Вот, поэтому, конечно, если женщина очень хочет работать по каким-то причинам, получена образование, что-то еще, пусть это будет такой, вот знаете, как говорят, фриланс, да, то есть свободный график. Вот, никак не связанный с добыванием средств. Да, если ей хочется какой-то проект там сделать, да почему бы и нет? Вот, скажем так, когда у тебя есть много детей, как правило, ты и дизайнер, и педагог, и столяр, и кто угодно, да, то есть там всё просто вместе. Таи и языковедение, обучение, лингвистика, и живопись, скульптура, музыка. Да что угодно. Все эти вещи.

Анна Леонтьева

— Да, ну это понятно, конечно.

Свящ. Федор Лукьянов

— С детишками, если ты хочешь действительно их вырастить, раскрыть в них все таланты, которые Господь заложил, то поле колоссальное для реализации. Поэтому здесь очень важно, чтобы было по-прежнему внимание мужа, на мой взгляд.

Анна Леонтьева

— Все просто.

Свящ. Федор Лукьянов

— Потому что муж дает эти силы, и он как раз позволяет ощущать себя реализованной. Так вот устроена семья, что женщина очень зависит от мужчины. Она очень зависима, вот, и тем больше мужская ответственность. Я вообще считаю, что во всем виноваты только мужчины, потому что Бог вручил мужчинам эту ответственность.

Анна Леонтьева

— Как приятно это слышать.

Свящ. Федор Лукьянов

— Да.

Анна Леонтьева

— Напомню, что у нас в гостях отец Федор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещения в Петровском парке. Ну, правильно вы говорите, что у матери все эти таланты реализуются в детях, но вот хочется, видимо, как-то выйти вовне. И в хорошем смысле показать себя красивую этому миру.

Свящ. Федор Лукьянов

— Так в том-то и дело, что надо просто не отделяться от своего мужа. Где он, там и ты.

Анна Леонтьева

— Выходи с мужем.

Свящ. Федор Лукьянов

— Да, организовывает он международные конференции, ну с ним вместе давай. Там он у тебя известный художник, ну помогай ему выставки организовывать в конце концов. То есть быть рядом, помогать друг другу, быть... Вот я считаю действительно, почему часто бывает, разрушаются семьи. Когда, предположим, муж- состоятельный человек, и вот у него появляется секретарша. И он с этой секретаршей, значит, разрушает семью свою. А вообще секретарша — это жена. Это жена.

Анна Леонтьева

— Правая рука.

Свящ. Федор Лукьянов

— Т.е. жена должна обладать всеми контактами, всем, так сказать, ближним кругом мужа. Она должна помогать ему здесь. То есть, милая, позвони, надо вопрос помочь решить. То есть это главный секретарь вообще-то жена. Если она можно так сказать, секретарь секретарей. И если вместо нее какая-то другая женщина появляется, то тут уже вопрос близости этого круга. Поэтому по-любому жена должна быть в курсе дела мужа. По крайней мере, я уж не говорю про техническую функцию. Понятно, что бумажки распечатывать это другая история. Но быть в курсе любимого дела мужа, его трудов, сопереживать ему, помогать ему. Это, конечно, функция жены. Это однозначно. И блаженны те семьи, которые это понимают, не разделяют друг друга. Я даже замечаю, вот и в делах многие, и в воспитании детей, любая сфера, тем более в священной служении. Конечно, матушка должна быть рядом с батюшкой. Она не должна ни в коем случае его затмевать, быть всегда, так сказать, рядышком, но незаметно. Тем не менее она может помогать очень сильно. И с учебным процессом, с педагогическими вопросами, с воскресной школой, с хором. Мы знаем, на приходах очень часто матушки помогают здесь, в этой сфере. Это прекрасно, когда вместе ты находишься на литургии божественной, потом вместе в воскресной школе. И тогда вопрос, какая еще реализация? Ты все реализуешь.

Анна Леонтьева

— Отец Федор, простите за личный вопрос. У вас в семье так, матушка-ваша секретарша?

Свящ. Федор Лукьянов

— Матушка и секретарша, и помощница, и главный педагог. Конечно, конечно. Самый ближний, так сказать, товарищ и друг — это жена во всем. Ну, это прекрасно. Мне кажется, так и должно быть.

Анна Леонтьева

— Отец Федор, тогда вопрос. Вот вы священник, к вам приходят люди, в том числе, наверное, иногда на грани развода с претензиями как бы друг к другу. И всё-таки какие-то вещи могут, наверное, решать психологи. Вы можете со мной поспорить. Вот вы лично, когда к вам приходят, видите вот эту грань, когда ещё священник может помочь. Когда можно жену или мужа как-то вразумить духовно, и когда им нужно бегом бежать за помощью специалистов?

Свящ. Федор Лукьянов

— Ой, какой хороший вопрос. Вы знаете, вообще, человека невозможно разделить на, скажем, духовное и физическое. Он единое существо. Также здесь я считаю, что если уж помогать человеку, ну, в крайнем случае, совместно, батюшка и православный психолог. Но, когда этот специалист, как вы говорите, начинает объяснять человеку различными там его детскими травмами, его историей, понимаете, различными психофизиологическими аспектами, объяснять его духовный кризис, я считаю, что это непрофессионально.

Анна Леонтьева

— Это опасно.

Свящ. Федор Лукьянов

— Как раз непрофессионально. Почему? Правда, мы духовное существо, и фактор духа здесь нельзя исключать. То есть, иными словами, психология имеет границы описания, как и всякая наука. Она вот описывает какое-то явление, а причину она не может описать, потому что она лежит уже вне сферы её компетенции. А священник как раз может описать, потому что он описывает духовный мир человеку. И, психология, особенно западная школа, очень часто распространена, на Западе же сейчас принято ходить к психоаналитику, особенно психоанализ распространен. Я к нему очень критически отношусь. Считаю, что он очень много людей повредил просто духовно. Вот. Вы знаете, есть такая поговорка: «Психоанализ учит жить с демонами, а христианство учит их изгонять». Разные же вещи.

Анна Леонтьева

— Хорошо сказано.

Свящ. Федор Лукьянов

— А там тебе говорят: «Понимаете, вы должны принять себя таким, какой вы были тогда. Да, вы совершили дурной поступок, но тогда вы не могли поступить по-другому». Это что? Это исцеление человека? Ведь мы же дети Божьи, а значит в нас не должно быть тьмы, ведь тьма не может быть частью нас. А фактически западные концепции, подчеркиваю, не все, но многие, психоаналитические, в частности, они говорят: «Зло часть тебя так же, как и добро». Это неправда, это ложь! Поэтому люди, которые следуют этому, они как бы легализуют в себе зло, условно говоря. Отключаются от внутренней системы безопасности. Я это по маленьким детям вижу. Вот ребенок приходит обычно. Любой ребенок, он еще очень сильно защищен Богом. И он говорит: «Батюшка, почему мне приходят такие злые мысли в отношении родителей, в отношении учителей? Я вообще не хочу». Говорю: «Ты правильно, что ты так чувствуешь. Это не твои мысли. Это от лукавого духа приходит, и ты должен уметь их прогонять. Есть Иисусова молитва, вот, есть внутренние правила духовной жизни, да вообще молитва как таковая, вот, и ты должен понимать, что ты должен прогонять из себя зло, а не делать его частью себя». А мы, если заметим сегодня, очень часто, очень часто западные сериалы, например, ну, такие, как «Джокер», «Венздей», «Мелифисента», они легализуют зло внутри человека. Они как бы ребенку объясняют, что зло часть тебя. И вот это ложится туда же, куда и курсы, так сказать, вот западных, в основном школ психотерапии. И, фактически, человеку научат себе объяснять, что он не мог поступить по-другому. Ведь задача какая? Чтобы пациент чувствовал себя комфортно. Понимаете? Но это... Но он не будет себя чувствовать комфортно. Иногда чтобы вылечить человека, нужно провести операцию, надо просто, извините, вырезать опухоль. Но это некомфортно. Зато потом человек еще живет, он здоров. А так получается, опухоль говорит, я часть тебя, не надо меня вырезать. Но получается, что вот таким образом. Поэтому священник, на мой взгляд, естественно, имеющий высшее образование, желательно, и, конечно, имеющий молитвенную практику, он может очень сильно помочь, именно раскрывая.

Анна Леонтьева

— По вашему личному опыту.

Свящ. Федор Лукьянов

— Раскрывая духовные основы вот этого кризиса человека, духовные причины этого кризиса человека, внутреннего кризиса. Потому что, если объяснить изначально, как был создан человек, что у него на первом месте был Бог всегда, вот этот первый человек, потом ближний, а потом только собственная личность. Тогда человек начинает понимать, что сейчас у меня что-то ненормальное. Я же теперь у себя сам главный. Это как раз и есть то, что называется следствие первородного греха. У нас на престоле фактически, на божьем, в нашем сердце, наш портрет стоит. Мы должны его убрать, отказаться от этого. И когда у нас воцаряется Господь в сердце, вот тогда человек наконец успокаивается в жизни. Приходит ему, наконец-то, тот мир, который он так ищет и ждет. Тот покой, та радость, да, потому что ты обрёл, наконец-то, правильное устройство внутреннее. Но это может объяснить только священник, это психолог не может объяснить. В психиатрии отдельная история, хотя это тоже связано с духовной жизнью. И психиатры это подтверждают.

Анна Леонтьева

— Это уже какой-то переход за грани вот этих вот...

Свящ. Федор Лукьянов

— Часто это повреждение физиологическое. И, кстати, многие психиатры, они выделяют болезни, связанные с духовным состоянием человека. Это вот Синдром Кандинского-Клерамбо, например, есть такая одержимость чужой волей. То есть так они классифицируют.

Анна Леонтьева

— Но он таблеточками лечится? Одержимость.

Свящ. Федор Лукьянов

— Понимаете, можно лечить таблетками. Можно. Вот. Но это, скажем так, утолщает наши кожаные ризы, скажем так, очень... Если уж говорить о нарушениях психических у людей, то очень часто люди с серьёзными психическими нарушениями, они просто ближе чувствуют вот этот самый духовный мир. И как раз из-за вмешательства этого духовного мира у них-то происходят вот эти различные мании. Вы заметили, что очень часто мании основаны на собственном Я. И как раз таблетки позволяют утолщать, скажем так, границу между духовным и физическим миром.

Анна Леонтьева

— Кожаные ризы, да? Кажется, чтобы не видеть.

Свящ. Федор Лукьянов

— Да, но они не решают духовные вопросы. Иногда бывает, что человек действительно, ну скажем, имеет духовную болезнь, и он может от нее избавиться через церковную жизнь. И тогда таблетки уже не потребуются. Был один случай на приходе, где я служил, девочку с явными признаками наследственной одержимости. Ее пытались лечить таблетками. Ну да, пока таблетки принимала, она нормальная. А когда не принимает, она начинает рисовать себя с рогами, ассоциировать себя с нечистым духом и так далее. Но когда она в нормальном состоянии была, я ее спросил: «Ты скажи мне, пожалуйста, у тебя были родственники какие-то, да, вот с этим связанные...»? Вот, она говорит: «Да, у меня была бабушка, к который прилетал князь тьмы из Иерусалима».

Анна Леонтьева

— Ох ты ж.

Свящ. Федор Лукьянов

— То есть какой-то из бесовских духов... То есть у нее причины духовные, поэтому не надо... То есть таблетки здесь, они просто вот, понимаете...

Анна Леонтьева

— Спасают.

Свящ. Федор Лукьянов

— Спасают они человека временно, скажем так. Купируют эти все вещи. Но не проще ли ей регулярно причащаться, исповедоваться, отрекаться от этого наследия колдовского? Она же сама не колдовала, поэтому от этого можно избавиться. Если отречься от этого, как положено. Вот, и тогда улучшается ее состояние. Она уже способна себя контролировать в обычном состоянии, понимаете? А можно таблеточками все решать.

Анна Леонтьева

— У нас осталось буквально 2 минуты, и мы постараемся уложиться с вопросом таким, все-таки хочется успеть его задать, но вот на него так ограниченное количество времени. Где провести границы. Вот возвращаясь к браку, где провести границы между тем, что ты становишься жертвой и жертвенностью? Как это почувствовать без психолога?

Свящ. Федор Лукьянов

— Жертвенность — это свойство вообще человека. То есть жертвенность — это способность отступить от себя любимого и объять своею любовью другого человека. Это свойство человека. А по поводу жертвы — это уже немножко другой момент. Мне кажется, что жертвенность — это неотъемлемое свойство брака. И без жертвенности, без способности изменить свою жизнь ради своего любимого, вообще всё меняется с браком. Восприятие, жизнь, обстановка, всё, всё, всё. И не всегда так, как ты, может быть, мыслил бы в одиночестве своём, но ты уже и другой человек. Поэтому жертвенность, она, естественно, некая жертва приносится, но приносится добровольно нами. И в жертву мы приносим своё собственное «я» в данном случае.

Анна Леонтьева

— Я немножко, чуть-чуть заостряю эту вещь, потому что очень много пишут о том, что там муж уже выходит из границ. Почему-то все-таки чаще это муж, хотя наверняка и жена. И кто-то из супругов говорит себе: «Я буду терпеть, потому что это православный брак». А там уже идет угроза для здоровья, например, и это уже «жертва».

Свящ. Федор Лукьянов

— В том-то и беда, что это неправославный брак, а языческий брак. И как бы человек себя не называл, мы же знаем, что Господь- правильный законник. Он обличал, называл их «детьми дьявола», потому что у них на первом месте было собственное Я. Вот если у мужа на первом месте «собственное я», то он, увы, никакой не православный муж. Он деспот и тиран, который хуже язычника в этом отношении. Почему? Да потому, что он берет на себя божьи полномочия. Только Богу принадлежат все живые существа и души, вот действительно принадлежат. А муж не имеет такой власти, поэтому он должен любить свою жену, это долг его по браку. По долгу брака, должен жизнь свою отдавать за неё, вот его долг. И тогда он может требовать от неё послушания. Вообще ищите верующих мужей. Сразу, сразу желательно.

Анна Леонтьева

— Ну, или приводите, да, как отец Фёдор.

Свящ. Федор Лукьянов

— Ну, потому что у мужа должно быть что-то выше его «собственного я». Вот. Бывает, что человек ещё на пути к Богу. Вот знаете, есть покорные Богу люди, а есть себялюбцы. И вот если муж на пути к Богу, и он способен на самоотречение. Если у него жертвенность есть. Это черты, которые говорят о том, что он способен себя убрать с первого места, это хороший человек, с ним можно строить отношения.

Анна Леонтьева

— А я от себя добавлю, что есть люди, которые даже не подозревают в себе способности идти к Богу, а она в них уже заложена.

Свящ. Федор Лукьянов

— У всех.

Анна Леонтьева

— Да, ищите и обрящите. Спасибо огромное, с вами была Анна Леонтьева. У нас в гостях отец Фёдор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещения в Петровском парке. Мы поговорили вообще-то о такой тяжёлой теме, как развод, но получилось как-то очень светло. Спасибо вам огромное за это.

Свящ. Федор Лукьянов

— Храни вас Господь!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем