
Фото: PxHere
Киноактёр Юрий Саранцев и его жена Вера Петрова признавались, что были друг у друга первой и единственной любовью. Супруги прожили в браке 48 лет. Один раз и на всю жизнь — это про них.
Познакомились во ВГИКе — Всероссийском государственном институте кинематографии. Поступать туда Юрий приехал из родного Поволжья. В самом начале первого курса на перемене он бежал куда-то по делам. И вдруг увидел девушку. Она улыбалась. Ему, совершенно незнакомому парню. В этой улыбке не было кокетства или стремления понравиться. Девушка излучала внутренний свет, спокойствие и тепло. Саранцев невольно остановился. Он даже забыл, что куда-то спешил. Впоследствии Юрий Дмитриевич рассказывал о своей встрече с будущей супругой: «Мы просто посмотрели друг на друга, и всё поняли. Знаете, как говорят — браки совершаются на Небесах».
Впрочем, до брака было ещё далеко. Юрий и Вера познакомились. Стали проводить много времени вместе. Ходили в театры и кино. Гуляли по Москве. Но никак не могли преодолеть робость и признаться друг другу в любви. Так продолжалось несколько лет. Саранцев и Петрова окончили институт. Вера захотела поработать во ВГИКе ассистентом, Юрий поступил в труппу Театра-студии киноактёра, много снимался. 6 марта 1953 года рано утром он, как обычно, вышел из дома. Саранцев тогда снимал комнату в самом центре Москвы, на Большой Дмитровке — тогда эта улица называлась Пушкинской. Прошёл немного, и упёрся в колонну грузовиков. Кругом — военные, конная милиция. Юрия остановили, проверили документы. «А что случилось-то?», — спросил он в недоумении. Милиционер сказал отрывисто: «Сталин умер». Центральные улицы столицы в одно мгновение перекрыли. Вернуться обратно домой Юрий не смог. Выход был один — пока возможно, уехать подальше от центра, и переждать грядущие события. Но у Саранцева не было в Москве никого. Никого, кроме... Веры.
Когда он появился на пороге девушки, она не задала никаких вопросов. Приветливо пригласила. Вера жила в коммуналке — комнату делила с мамой и братом. За большим платяным шкафом, на раскладушке, нашлось место и для Юры. Он жил у Петровых неделю — всё время, пока длились траурные мероприятия. Когда всё закончилось и можно было ехать домой, Юрий понял, что он больше не сможет без Веры. И сделал ей предложение. Они расписались буквально на следующий день — в то время это было возможно. И с того самого момента были вместе неразлучно.
Они работали над одними проектами — в картине «Дом на Лесной» режиссёра Николая Санишвили сыграли мужа и жену. Много трудились в качестве актёров дубляжа. Супругов часто приглашали озвучивать фильмы на Ялтинскую киностудию — такие командировки они всегда совмещали с морским отдыхом. В 1962-м году у Веры и Юрия родилась дочь Екатерина. Тогда же Вера Петровна решила оставить работу ради семьи. «Пусть у нас будет только один артист», — сказала она мужу. Саранцев много работал: снимался, озвучивал. Актёру было важно, чтобы его «девочки», как он называл жену и дочку, ни в чем не нуждались. Вера Петровна стала образцовой домохозяйкой. Супруги очень любили кошек — в доме постоянно жили несколько хвостатых. Уже пожилыми людьми начали ходить в храм — Вознесенскую церковь в Коломенском.
В 2001-м году скончалась Вера Петровна. Уход жены подкосил здоровье Юрия Дмитриевича. Начала прогрессировать болезнь Альцгеймера. Артист потерял память. Единственное, что он помнил — имя любимой супруги. Он постоянно повторял его в день своей кончины в августе 2005-го года.
Один из фильмов, в котором снимался Юрий Саранцев, назывался «Счастье надо беречь». Своё семейное счастье Юрий Дмитриевич и Вера Петровна сберегли на всю жизнь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер