
Фото: Sasha Freemind / Unsplash
В начале XVIII-го века, по личному указанию Петра Великого, в России была издана одна из первых книг педагогического и воспитательного характера. Называлась она «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению». Это был сборник, куда входили правила и рекомендации для детей и юношества. Книга учила «младых отроков и девиц» тому, как достойно вести себя в самых разных ситуациях, дома и в обществе — то есть, по сути, являлась первым руководством по этикету и хорошему тону.
Авторство своеобразного учебника нередко приписывают самому Петру Первому. Историки не исключают, что разносторонне образованный царь, действительно, мог приложить свою руку к этому труду. Однако в числе главных авторов книги называют епископа Рязанского и Муромского Гавриила (Бужинского). «Зерцало...» содержит множество православных истин и поучений. Например, учебник называет смирение главнейшей добродетелью. И рекомендует: «Должно свои собственные слабости, немощи и несовершенство признавать. И для того пред Богом себя смирять, и ближнего своего больше себя почитать. Никого не уничижать, себя не возвышать, но каждому служить охотну и готову быть». А вот наставление, которое по сути своей является прямым парафразом христианской заповеди «Любите врагов ваших»: «Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи». Была в книге и глава, которая называлась «Нравоучения от Священного писания», в которой содержались цитаты из Библии.
Книга «Юности честное зерцало» предназначалась, преимущественно, для дворянских детей. Поэтому в ней юношам, например, рекомендуется учиться фехтованию и иностранным языкам. «Охотно ходи в церкви и школы, а не мимо их», — советует сборник. Помимо вопросов этикета, книга давала юношам и девушкам начальные представления об азбуке и счёте. Неудивительно, что такой сборник пользовался огромной популярностью. Только в первые годы после выхода книга переиздавалась не менее 6 раз. Вплоть до конца XIX века, сборник оставался одним из востребованных педагогических пособий. В наши дни «Юности честное зерцало» представляет собой огромную историческую ценность как литературно-педагогический памятник петровских времён. Впрочем, и актуальности своей книга по сей день не утратила.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема