Американская писательница Элизабет Спир долгое время вела колонку в одном из женских журналов и не помышляла о крупной прозе. На первом месте для неё была семья и заботы о доме. Но дети подросли, появилось свободное время, и однажды, взяв в руки бумагу и карандаш, Элизабет поняла, что хочет написать серьёзное историческое произведение. Так на свет появилась повесть под названием «Медный лук».
Удивительная история из жизни Палестины времён Христа пришлось по вкусу не только читателям, но и критикам. Книга «Медный лук» принесла Элизабет Спир медаль Ньюбери — премию за выдающийся вклад в американскую литературу. Повесть переведена на многие языки. На русском она вышла в издательстве «Центр Нарния».
Название для своей книги автор взяла из 17-го Псалма царя и пророка Давида, в котором говорится: «Бог опоясывает меня силою … укрепляет ноги мои, как у оленя … и луком медным сделал Он мышцы мои». Этот же Псалом стал эпиграфом к повести. И неслучайно. Главный герой — юноша по имени Даниил — мечтает обладать такой же силой, какую Бог даровал автору псалма. Ведь Даниил дал клятву сражаться с римлянами. И у него есть на то веские причины. Римляне поработили его страну. От их рук погиб отец юноши, а вскоре умерла и мать, не выдержав горя. Мальчик убегает в горы, где присоединяется к группе зилотов — яростных противников римского владычества, готовящих вооружённое восстание. Даниил проводит в горах целых 5 лет, однако обстоятельства заставляют его вновь вернуться в родное селение, где все только и говорят о каком-то Иисусе — плотнике из Галилеи, проповедующем скорое пришествие нового царства — Царства Божия. Даниил, полагающий, что Иисус говорит о свержении власти римлян, жаждет встречи с Ним. Однажды эта встреча происходит, и юноша с изумлением видит, что Иисус вовсе не стремится к политической борьбе. Слушая Христа, герой понимает, что любовь сильнее и выше ненависти и мести.
Стоит отметить, что писательница очень аккуратна и уважительна к тем эпизодам текста, в которых присутствует Христос. Они получились лиричные, тонкие и живые. В одном из них, к примеру, читатель видит озеро, холмы, людей на берегу. Иисус стоит в рыбацкой лодке и говорит с народом. Грузчики на пристани останавливаются, чтобы послушать Его. Читатель погружается в эту атмосферу и словно видит всё собственными глазами.
В книге много исторических реалий, захватывающих сюжетных поворотов и приключений. Вместе с героями светлой и доброй книги Элизабет Спир «Медный лук» читатели пройдут долгий путь, чтобы, наконец, найти ответ на главный евангельский вопрос: «Кто мой ближний?»
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия