
В Православной Церкви есть святыни, которые появились непосредственно в христианскую эпоху, а есть такие, которые почитаются еще с ветхозаветных времен, то есть начиная с исторического периода до Рождения Иисуса Христа. Многие подобные реликвии находятся в Палестине и одинаково признаются и христианами, и иудеями. Например, в городе Хевроне находится Пещера праотцев, в которой похоронены ветхозаветные святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены. Почтить гробницы приходят христиане, иудеи и мусульмане. Пещера в Хевроне — святыня с непререкаемым статусом.
Впрочем, есть ветхозаветные реликвии, история которых не совсем ясна и даже покрыта тайной. К таковым относится, прежде всего, Ковчег Завета — главная святыня народа Израильского и яркий символ его истории. Ковчегом Завета принято называть деревянный ларец, обильно украшенный золотом изнутри и снаружи, в котором находились каменные скрижали с десятью заповедями, данных Богом через Моисея, чудесным образом расцветший посох пророка Аарона, а также блюдо с манной, небесной пищей, которой питались евреи во время путешествия в пустыне. Ковчег Завета долгое время находился в храме Соломона, главном храме Израиля в центре Иерусалима. По свидетельству Священного Писания Ковчег Завета обладал чудесными свойствами и человек, в зависимости от своего внутреннего состояния, мог через прикосновение к Ковчегу получить или исцеление, или погибнуть.
В шестом веке до Рождества Христова Иерусалим пал под ударом войска вавилонского царя Навуходоносора. Вавилоняне разграбили столицу Израиля, храм Соломона в том числе, но Ковчега Завета не нашли. Величайшая святыня Ветхого Завета исчезла, но, как кажется, не бесследно. Как утверждают эфиопские христиане, именно их страна стала местом, где Ковчег Завета был спрятан и тем самым избежал уничтожения. Ветхозаветная святыня якобы до сих пор находится в городе Аксум на севере Эфиопии и размещена в особой часовне рядом с Собором Святейшей Девы Марии Сиона.
К сожалению, Эфиопская церковь, хотя и именует себя «православной», начиная с четвертого века не состоит в общении с Православными церквами из-за искажения основ веры. Тем не менее, эфиопское христианство имеет древнюю историю и очень самобытные традиции. С точки зрения эфиопских христиан Ковчег Завета попал в их страну не случайно. Согласно местному преданию перенесение святыни в Эфиопию организовал сын израильского царя Соломона и царицы Савской Македы Менелик, который то ли с согласия своего отца, то ли без него, перенес Ковчег завета в упомянутый уже город Аксум. В доказательство связи своего народа с царем Соломоном эфиопы приводят то, что на протяжении веков их страной управляла так называемая Соломонова династия, последним представителем которой был свергнутый в 1974 году император Хайле Селассие.
Ковчег Завета настолько бдительно охраняется Эфиопской церковью, что своими глазами его в течение истории видели немногие люди. Право взглянуть на ковчег имеется только у главы Эфиопской церкви. Другим членам церкви остается лишь созерцать копию Ковчега, которую выносят на всеобщее обозрение по большим праздникам. Поэтому сказать точно — действительно ли великая ветхозаветная святыня хранится в Эфиопии или нет, является дело проблематичным. Однако хочется верить, что по воле Божией эфиопам удалось ее сберечь.
Все выпуски программы Вселенная православия
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема