
Наталия Лангаммер
Мне было лет 15, когда молодой человек подарил мне чайную розу. Одну. Не по скупости. Он вложил в этот подарок особый смысл. Единственная роза и единственная я. Одна такая!
Я поставила цветок в тонкую вазу на стол в моей комнате. Ночью, лежа на кровати, смотрела на неё в свете ночника, а днем — в свете солнца. Роза была с тоненькими прожилками у лепестков, на тон белее, чем сам бутон. Снаружи лепестки казались чуть зеленее, а внутри, словно наполненные теплым светом.
Роза постепенно распускалась. Я следила за её жизнью, как за жизнью человека. Она была прекрасна! И я её нарисовала. Нигде не училась, а нарисовала. Цветными карандашами. Получилось очень похоже. Родители изумились. Наверное, я прониклась этим ощущением, восторга от уникальности цветка, который испытал молодой человек, подаривший мне прекрасный бутон.
И я оценила его замысел. Ведь когда получаешь в подарок пышный букет, конечно, радуешься. Но через день один за другим цветы начинают увядать. Ты ещё не успела с ними познакомиться, а приходится прощаться. Иногда потому, что просто не успеваешь ухаживать за каждым. Завял букет — выбросила букет. А вот с одной розой я носилась долго. Подрезала, подкармливала, переставляла на свет, приоткрывала для неё окно, чтобы шёл свежий воздух.
Наверное, так же трудно любить каждого человека в отдельности. Почему считается, что человечество в целом любить проще, нежели каждого из людей отдельно? Мне кажется, вот поэтому. Когда заботишься об одном человеке — не можешь не видеть все его многочисленные нужды. Приходится вкладывать силы в то, чтобы их удовлетворять. И шипы, конечно же шипы тоже ощущаешь. Но ты видишь и красоту. Каждую тоненькую черту. И свет, свет, идущий от души любимого человека. Уникального творения Божьего!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема