
Анастасия Коваленкова.
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Много лет наблюдаю, как меняется отношение людей к любви. Сейчас многие признали, что любовь не должна быть привязанностью, любовь не должна быть зависимостью. И это стало так явно, что теперь, говоря о своих чувствах, мы избегаем фраз «я завишу от него», «я привязан к ней». Почему так случилось? Потому что общество стало ценить независимую личность, совершенно свободную от привязанностей. Полноценная личность должна быть свободна, решил мир. И почему-то считают, что только такая личность может по-настоящему любить.
А я задумалась над своею свободой и независимостью.
Есть ли они? И, просмотрев свою жизнь, поняла — нет! Я не свободна, я связана. Я завишу.
Я завишу от моего сына. Любя, я переживаю за его судьбу. Я завишу от мужа. Мне важны наши отношения, и моё состояние зависит от них. Я привязана к моим родителям, хотя они уже умерли, но я ведь всё тоскую без них. Я привязана к моим друзьям. Даже от тех, с кем рассталась, я как-то завишу: мне горько, что кончилась дружба. Даже от собаки моей завишу.
Я — не самостоятельный человек, нет. Я не сама стою, а благодаря вот этому всему. Можно сказать: «А если это забрать?» Будет беда. Стараясь пережить, я буду искать новые связи. Связи с этим миром. Потому что именно в связи, связанности, зависимости — я вижу спасение для человека.
Современная психология учит, что любовь должна быть только в радость. А как вы хотите иметь радость, не завися? Если вы радуетесь встрече, то разлука вас опечалит. Если не печалит разлука, то зачем встречаться?
Психология предлагает человеку личное счастье, не привязанное ни к кому. «Сначала полюби себя» — предлагают мне. А я и так, с рождения, себя люблю, это заложено Богом. А дальше я всю жизнь создаю своё счастье, и оно — в связях с людьми, которых я люблю. Кстати, если других любить, «как самого себя» — вы обязательно будете зависеть от них. Вы же зависите от вашего состояния; значит так же, полюбив, будете зависеть от состояния другого.
Любое моё переживание из-за другого — суть зависимость.
Так что если вы смоделируете образ независимого человека, у вас выйдет человек, которого никак не волнуют люди. Не радуют, не печалят. И зачем ему тогда друзья, семья, дети? Не нужны. И что мы получим, создав такое, «свободное» общество? Погибнем мы. «Общество» — это общность, а не разделённость.
Можно поставить вопрос ребром: «Может быть счастлив одинокий человек?» Почитайте «Робинзона Крузо». Даниэль Дефо дал ответ. Помните, что почувствовал Робинзон, увидев след на земле?
Думаю, слова «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — гораздо глубже, чем кажется. Ближнего нужно искать, найти и полюбить, как себя — то-есть ПРИВЯЗАТЬСЯ. Это и есть главный рецепт, самый важный рецепт жизни.
Следуя ему, я обязательно буду радоваться и страдать. И учиться принимать страдание, как часть Замысла. Я буду учиться доверять Богу, который ничего не даёт зря, я буду учиться принимать потери. И снова искать ближнего, чтобы привязаться.
Я зависима, привязана, не свободна. Я опутала свою жизнь тысячами канатов, которые тянутся к вам, люди. И каждый канат мне дорог. На другом конце — любимый мною человек: сын, муж, подруга, товарищ, читатель, сосед, прохожий. (да, и чужой человек — тоже, потому что мне больно, когда ему плохо, и радостно, когда он улыбается). Не нужна мне свобода.
Я СВЯЗАНА! КАКОЕ СЧАСТЬЕ
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема