
Второго апреля тысяча восемьсот семьдесят девятого года всю Россию потрясло сообщение из Санкт-Петербурга: неизвестный стрелял четырежды в императора Александра Второго! К счастью, террорист промахнулся и монарх остался жив. Вскоре после этого события на заседании Тюменской городской Думы один из депутатов, купец первой гильдии Иван Петрович Войнов, объявил, что в честь чудесного избавления императора от смерти устроит в Тюмени родильно-воспитательный приют. Необходимость родовспомогательного учреждения осознавалась многими: в то время во всей Тобольской губернии не было ни одного подобного заведения. Все дети рождались исключительно дома, с помощью повивальных бабок и домашних акушерок. Из-за антисанитарии, а также варварских методов, применяемых суеверными и невежественными бабками, многие женщины умирали от родильной горячки и прочих осложнений. Очень высокой была и детская смертность. Иван Петрович не желал закрывать глаза на страдания жительниц Тюмени, ему хотелось помочь сохранить их здоровье и жизнь.
Тюменцы уважали купца первой гильдии Ивана Петровича Войнова за отзывчивость, кроткий нрав и добрую душу. Немалую часть своего дохода он выделял на благоустройство родного города, и жители Тюмени неоднократно выбирали Войнова депутатом городской думы, доверяя ему решение своих насущных вопросов. Иван Петрович был горячо верующим человеком: служа много лет старостой Успенского храма, не жалел сил и средств на благоустройство этой прекрасной церкви. Также с его помощью появились деревянный Спасский храм в селе Мальковском недалеко от Тюмени и часовня в селе Букино во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Войнов был уверен в том, что монархия служит оплотом российского общества; он считал, что без православного государя Россия не выдержит и погибнет от террора и революции. Поэтому для него особым ударом была серия покушений на императора Александра Второго. Ему захотелось противопоставить стремлению террористов к смерти и ненависти чудо рождения новой жизни. Для содержания роддома Войнов пожертвовал каменный дом и капитал в тридцать тысяч рублей для содержания приюта за его счёт. Заведение получило официальное название Александровский родильный дом в честь государя Александра Второго. Узнав о пожертвовании Войнова, император распорядился объявить за него особую благодарность тюменскому купцу.
Иван Петрович настоял на том, чтобы в родильный дом принимались бесплатно абсолютно все женщины: и замужние, и незамужние, во всякое время дня и ночи, и чтобы никто не требовал с рожениц документов. В родильно-воспитательный приют также принимали сирот: имелись комнаты для двадцати пяти воспитанников.
К сожалению, Иван Петрович не дожил до открытия учреждения, в которое он вложил столько сил и средств: Александровский родильный дом был открыт лишь в тысяча восемьсот девяносто первом году, через пять лет после смерти Войнова. Долго роддом оставался единственным в Тюмени — с конца девятнадцатого до середины двадцатого века подавляющее большинство тюменцев появилось на свет именно в родильном доме, открытом на средства Ивана Петровича.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема