
— Маргарита Константиновна, а вы уверены, что мы не заблудились? Все-таки это довольно авантюрная идея — найти ту самую точку, с которой Иван Шишкин в 1860 году написал картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Думаете, у нас получится?
— Верю, что мы уже близко к цели, Андрей Борисович! Я составила маршрут по описанию краеведа Бориса Макарова.
— Никогда не слышал такое имя.
— Это энтузиаст, который в 1984 году отыскал на острове ту самую местность Кукко, что Шишкин упомянул в названии полотна. Своим именем она обязана кукушкам, которые здесь водятся в изобилии. Слышите? Мы движемся в соответствии с описанием Макарова. Прошли от Спасо-Преображенского монастыря вглубь острова вдоль Монастырской бухты, миновали мостик возле часовни Владимирской иконы Божией Матери. И вот уже впереди поблёскивает серебром Кукинский залив. Где-то здесь, на северо-восточном пологом берегу этой заводи и работал художник.
— А вот не здесь ли, Маргарита Константиновна? Вы ведь взяли с собой репродукцию картины «Вид на острове Валааме»? Позвольте взглянуть!
— Давайте вместе посмотрим. Да, вы правы. Вот они, те самые скалы, между которыми виден залив. У Шишкина на картине в этом проёме можно различить силуэт человека. Он машет рукой — приветствует лодку, скользящую по воде.
— Очень похоже! И время для похода мы выбрали удачно — вечереет, длинные тени высоких деревьев рисуют мягкие узоры на камнях. Скалы, подсвеченные закатом, сияют тем неповторимым цветом, что удалось ухватить художнику. Я и названия не подберу — и не розовый, и не оранжевый.
— Может быть, киноварь? Я читала, что это тон, переходный между тёплым и холодным оттенками красного, непременно присутствовал в палитре Ивана Шишкина. Видимо, неспроста. Выбор подсказала природа Валаама, одного из самых значимых мест для художника.
— Насколько я помню, Шишкин работал здесь во время учёбы в Императорской академии художеств?
— Да. Поездка на Валаам была творческим заданием студенту от художественного совета Академии. Иван Иванович обрадовался этой возможности. Он надеялся, что невиданные им прежде северные пейзажи станут источником вдохновения, и не обманулся. Шишкин работал самозабвенно, и его наставники остались довольны результатом. За картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» художник получил большую золотую медаль — наивысшую награду в Императорской академии художеств.
— А вот интересно, как Ивану Шишкину удавалось свободно выбирать себе натуру для пейзажей? Ведь в монастыре в середине девятнадцатого века был строгий устав, и перемещаться по острову можно было только с благословения игумена.
— У монастыря было заключено соглашение с Академией художеств. Настоятель обители, игумен Дамаскин (Кононов) тепло принимал студентов, много беседовал с ними, возил на лодке в отдалённые скиты. И никак не препятствовал прогулкам по острову ради творческих поисков. А Ивана Шишкина он выделял особо.
— Правда? Как интересно!
— Да. Как ни странно, у пожилого монаха и молодого художника было много общего. Игумену нравилась работоспособность Ивана, его серьёзность, манера скромно одеваться. И редкие высказывания немногословного студента были близки настоятелю. Он как-то присутствовал при разговоре молодежи о живописи и очень обрадовался, услышав от Шишкина, что красота природы — это Божественное откровение.
— Мысль и впрямь радостная.
— И она прослеживается во многих картинах Ивана Шишкина. Студенческая работа «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» — тоже рассказ о том, что Божия благодать лежит на ветвях, озарённых солнцем, на красных скалах и стальной глади воды. Написанная трепетно и благоговейно, картина впитала в себя молитвенную тишину Валаама.
— Эту тишину и мы с вами, Маргарита Коснтантиновна, почувствовали здесь. И непременно вспомним о ней, когда увидим полотно Ивана Шишкина в Русском музее Санкт-Петербурга.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер