Каждая травинка на земле молчаливо славит своего Творца. Художник Иван Шишкин без сомнения владел пониманием нерукотворного, Божественного порядка красоты. Это можно почувствовать, взглянув на его картину «Уголок заросшего сада. Сныть-трава».

«Уголок заросшего сада. Сныть-трава» Иван Шишкин, 1884 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Подумать только, Маргарита Константиновна, насколько я изменился с тех пор, как стал часто приходить сюда, в Третьяковскую галерею!
— И что это за перемены, Владимир Николаевич?
— Раньше я и представить не мог, что так долго могу простоять перед картиной Ивана Шишкина «Уголок заросшего сада. Сныть-трава». Сам себе удивляюсь!
— Полотно великолепное! Я тоже люблю подолгу рассматривать причудливый узор зарослей сныти на фоне старой дощатой изгороди. Что ж удивительного в том, что вам понравилась эта работа талантливого русского художника?
— А то удивительно, Маргарита Константиновна, что я человек военный, люблю во всём порядок — и вдруг любуюсь заброшенным садом! Если на картину посмотреть объективно, то это укор хозяину — забор не покрашен, трава в человеческий рост. Какая тут красота? А поди ж ты — глаз не могу оторвать, и на сердце так тепло.
— Может быть, это оттого, Владимир Николаевич, что вы заметили на полотне иной порядок — нерукотворный и прекрасный.
— Иной порядок? Поясните, пожалуйста, вашу мысль, Маргарита Константиновна!
— Я говорю о том, что природа создана Богом, и в ней нет ничего случайного и лишнего. И на душе теплеет, когда вдруг чувствуешь, что в каждом растении явлена любовь Создателя.
— Думаете, даже о таких вот сорняках, растущих вдоль забора, Бог позаботился?
— Не сомневаюсь! Вы только взгляните, как гармоничны высокие стебли сныти, её резные листья, белые зонтики соцветий! По сути, это настоящее чудо. Мы, к сожалению, привыкаем к окружающей нас красоте, и перестаём замечать её. А Иван Шишкин своей картиной призывает нас любоваться.
— А сам-то художник, интересно, как научился подмечать красоту в обыденном? Или это врождённый талант у него?
— Шишкин с детства обладал чутким восприятием красоты. Но если бы он не развивал свой дар, то едва ли бы состоялся как живописец. Иван Иванович учился сначала в Московском училище живописи и ваяния, в 1857 году поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. А особое влияние на художника оказала Дюссельдорфская школа живописи.
— А что это за школа такая? В чем её особенность?
— Это течение в художественном искусстве, зародившееся в Германии. Оно появилось в середине девятнадцатого века благодаря живописцам, которые преподавали и учились в Академии художеств в Дюссельдорфе. Для них характерно высочайшее мастерство в изображении природы. Не просто точность деталей, а одухотворённость пейзажа. Авторы сочетали живописные виды с религиозными сюжетами и старались создать впечатление, что ландшафт своей красотой тоже свидетельствует о Боге.
— А какое отношение Шишкин имеет к Дюссельдорфской школе? Почему она на него повлияла?
— Он стажировался в Дюссельдорфе после Санкт-Петербургской академии художеств. Думаю, именно это обстоятельство позволило художнику стать, по выражению Ивана Крамского, «верстовым столбом русского пейзажа».
— Надо же, стажировался Шишкин у немцев, а пейзажи у него и впрямь русские! Вот и «Уголок заросшего сада» — такой родной, узнаваемый. Интересно, где именно художник его увидел и зарисовал?
— В поселке Парголово — это предместье Санкт-Петербурга. Иван Иванович снимал там дачу в 1884 году. Трепетно и проникновенно Шишкин запечатлел прекрасное мгновение короткого северного лета на картине «Уголок заросшего сада. Сныть-трава». И посетителю Третьяковской галереи невозможно равнодушно пройти мимо этого полотна.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 55. Богослужебные чтения

Как вести себя в тех ситуациях, когда положение кажется безвыходным и мы оказались в тупике? Ответ на этот вопрос предлагает 55-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 55.
1 Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.
2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.
3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?
6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло:
7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.
8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.
9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слёзы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?
10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.
11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.
12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?
13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,
14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых.
Только что прозвучавший псалом — это молитва человека, который оказался в непростой жизненной ситуации. Учёные предполагают, что этот псалом был написан Давидом, который из-за преследований еврейского царя Саула был вынужден искать убежище в стане врага Израиля. Давид бежит в город Геф, в логово филистимлян. Здесь он просит защиты у филистимского князя Анхуса и тот даёт ему пристанище. Жалует ему и его людям пограничный город Секелаг. Однако взамен Анхус требует, чтобы Давид служил ему как вассал служит своему сюзерену. Более года Давид исполняет поручения Анхуса, воюет с его врагами, совершает набеги на соседние племена. Но своим для филистимлян он не становится. Писание говорит, что князья филистимские его ненавидели и строили против него козни. А к своим он вернуться тоже не мог. Всё усугубляется тем, что однажды Анхус зовёт Давида, чтобы тот выступил в составе его войска против своих же собратьев евреев.
В этих обстоятельствах и возникает 55-й псалом. Но помимо стенаний и сетований, мы видим в словах псалмопевца и твёрдую уверенность. «У Тебя́ исчи́слены мои́ скита́ния; положи́ слёзы мои́ в сосу́д у Тебя́, — не в кни́ге ли они́ Твое́й?» Давид уверен в той истине, которую позже выразил Христос в Евангелии: «Не пять ли ма́лых птиц продаю́тся за два асса́рия? и ни одна́ из них не забы́та у Бо́га. А у вас и во́лосы на голове́ все сочтены́. Ита́к, не бо́йтесь: вы доро́же мно́гих ма́лых птиц». Давид уверен, что Господь держит его судьбу в Своей руке. А потому удивительным образом Он разрешит и эту, казалось бы, непреодолимую трудность. Поэтому Давид и говорит: «Враги́ мои́ обраща́ются наза́д, когда́ я взыва́ю к Тебе́, из э́того я узна́ю, что Бог за меня́». Эти слова дают нам понять, что у Давида накопился достаточный жизненный и духовный опыт, который подсказывал ему: порой, если ты оказался в безвыходном положении, всё, что от тебя требуется, — обратиться к Творцу с просьбой о помощи и наблюдать.
Давид поступает именно так. Он покорно идёт за Анхусом на войну против войска Саула и своих собратьев. Однако филистимские князья возмущены этим. Они боятся, что Давид ударит им в спину. А потому убеждают своего царя отослать Давида обратно в глубокий тыл. Так Анхус и делает. А после этого события начинают стремительно развиваться так, что Давид обретает свободу и становится царём в своей родной стране над своим любимым народом. Поэтому и говорит он в конце псалма: «На Бо́га упова́ю, не бою́сь; что сде́лает мне челове́к? На мне, Бо́же, обе́ты Тебе́». То есть на мне, Господи, исполняются все Твои обещания о том, что Ты Сам заботишься о своих верных.
Может только показаться, что у Давида была пассивная и безвольная позиция. Но нет. Ведь порой жизнь сжимает нас так, что не дёрнуться и не шелохнуться. И в эти моменты мы просто вынужденно замираем, однако у нас всегда есть возможность проявить внутреннюю, духовную активность. Мы можем перестать суетиться и метаться. Перестать пыжиться и напрягаться, чтобы вновь обрести контроль над жизнью. Вместо этого мы можем выдохнуть, встать на колени, признать своё бессилие и поражение и выдавить из себя: «Помоги мне, Господи. Сам я больше не могу. Направь течение моей жизни в нужную сторону». Именно такую стратегию выбирает Давид. И он побеждает. Побеждает, казалось бы, не шелохнув даже пальцем. Но Бог-то всё видит иначе. Потому и приводит Своего праведника на престол.
Псалом 55. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 55. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 320 зач., IX, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В каждой религии есть представление о святом месте. Причём святость места подразумевает, что в нём, как в своём храме или святилище, особенным образом присутствует Бог. В христианстве тоже есть храмы, есть представление о святых местах, но как на самом деле Бог присутствует в мире? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из девятой главы послания апостола Павла к Евреям который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Когда язычники задумывались о богах, они зачастую представляли их в виде природных стихий. Конечно, у большинства народов существовали представления о едином Боге-Творце, но в отношения с Ним они не вступали, обходясь ритуалами и жертвами, обращёнными к богам рангом пониже. Сегодня мы знаем, что в мире существует большое количество религиозных традиций, но обычно не подозреваем, что единственная традиция, в которой говорится не просто о почитании, но буквально о завете с Богом-Творцом — это традиция библейская. Только в Библии говорится о том, что единый истинный Бог любит человека и готов вступить с ним в завет. Естественно, что возвышенность этих представлений, создаёт свои сложности. Если человек обожествляет стихии и отдельные явления природы, для него не составит труда понять, как с такими богами-стихиями взаимодействовать. Есть облака, небо, солнце, вода, животные — их можно изобразить, к ним можно обращаться непосредственно, о них можно рассказывать мифы и легенды, потому что все они перед твоими глазами. Но что сказать о Боге, который по Своей природе никак не причастен тварному миру и присутствует в нём Своей любовью, Своим промыслом и благодатью? Естественно, как и все народы, народ еврейский построил Богу, Которого почитал, храм. Более того, в этом храме, как и в языческих храмах, тоже был жертвенник, на котором приносились жертвы. Наконец, и сам храм воспринимался людьми как место особенного присутствия Божьего на земле. Однако в псалмах и пророческой литературе мы не раз встречаем мысли о том, что храм — это место, в котором нуждаются люди, а не Бог, потому что «небо — подножие ног Его». Храм же существует лишь потому, что люди как телесные существа нуждаются в материальных объектах, для того чтобы выразить своё поклонение.
Сегодняшний отрывок из апостольского послания как раз рассказывает нам о первом завете, в котором Бог, заключив с людьми договор, объясняет людям, как должно выглядеть их служение. Внешне кажется, что и храм, и жертвенник, и ковчег завета — всё очень похоже на соседние народы. Однако было и существенное отличие: главным во святилищах всех народов всегда было изображение бога, но во Святая Святых иудейского храма никаких изображений Бога не было. В ковчеге люди видели лишь следы Его любви и заботы: сосуд с манной, скрижали завета, жезл Аарона... Однако на этом Ветхий Завет достиг своего предела. Ближе к человеку через мёртвую материю стать было уже невозможно. И вот сегодня, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, мы почитаем Деву Марию, через которую Непостижимый и Несоизмеримый ни с какой вселенной Бог входит в мир людей и становится человеком ради нас и нашего спасения. Господь не делал этого через мёртвые камни, через растения, через погодные условия и стихии, потому что все они лишены главного, все они неразумны, бессмысленны и не свободны. Они подчинены закону природной необходимости. Однако люди сотворены по образу Божию и поэтому Бог становится человеком, Он входит в жизнь мира, чтобы преобразить и освятить её.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: «Страсти Жанны д’Арк». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о том, как режиссер Карл Теодор Дрейер рассматривал феномен религиозности и святости в своем фильме 1928 года «Страсти Жанны д’Арк», как в фильме рассматриваются отношения человека и Бога и как к этой теме обращались в европейском искусстве в период между двумя мировыми войнами.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Все выпуски программы Светлый вечер