Каждая травинка на земле молчаливо славит своего Творца. Художник Иван Шишкин без сомнения владел пониманием нерукотворного, Божественного порядка красоты. Это можно почувствовать, взглянув на его картину «Уголок заросшего сада. Сныть-трава».

«Уголок заросшего сада. Сныть-трава» Иван Шишкин, 1884 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Подумать только, Маргарита Константиновна, насколько я изменился с тех пор, как стал часто приходить сюда, в Третьяковскую галерею!
— И что это за перемены, Владимир Николаевич?
— Раньше я и представить не мог, что так долго могу простоять перед картиной Ивана Шишкина «Уголок заросшего сада. Сныть-трава». Сам себе удивляюсь!
— Полотно великолепное! Я тоже люблю подолгу рассматривать причудливый узор зарослей сныти на фоне старой дощатой изгороди. Что ж удивительного в том, что вам понравилась эта работа талантливого русского художника?
— А то удивительно, Маргарита Константиновна, что я человек военный, люблю во всём порядок — и вдруг любуюсь заброшенным садом! Если на картину посмотреть объективно, то это укор хозяину — забор не покрашен, трава в человеческий рост. Какая тут красота? А поди ж ты — глаз не могу оторвать, и на сердце так тепло.
— Может быть, это оттого, Владимир Николаевич, что вы заметили на полотне иной порядок — нерукотворный и прекрасный.
— Иной порядок? Поясните, пожалуйста, вашу мысль, Маргарита Константиновна!
— Я говорю о том, что природа создана Богом, и в ней нет ничего случайного и лишнего. И на душе теплеет, когда вдруг чувствуешь, что в каждом растении явлена любовь Создателя.
— Думаете, даже о таких вот сорняках, растущих вдоль забора, Бог позаботился?
— Не сомневаюсь! Вы только взгляните, как гармоничны высокие стебли сныти, её резные листья, белые зонтики соцветий! По сути, это настоящее чудо. Мы, к сожалению, привыкаем к окружающей нас красоте, и перестаём замечать её. А Иван Шишкин своей картиной призывает нас любоваться.
— А сам-то художник, интересно, как научился подмечать красоту в обыденном? Или это врождённый талант у него?
— Шишкин с детства обладал чутким восприятием красоты. Но если бы он не развивал свой дар, то едва ли бы состоялся как живописец. Иван Иванович учился сначала в Московском училище живописи и ваяния, в 1857 году поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. А особое влияние на художника оказала Дюссельдорфская школа живописи.
— А что это за школа такая? В чем её особенность?
— Это течение в художественном искусстве, зародившееся в Германии. Оно появилось в середине девятнадцатого века благодаря живописцам, которые преподавали и учились в Академии художеств в Дюссельдорфе. Для них характерно высочайшее мастерство в изображении природы. Не просто точность деталей, а одухотворённость пейзажа. Авторы сочетали живописные виды с религиозными сюжетами и старались создать впечатление, что ландшафт своей красотой тоже свидетельствует о Боге.
— А какое отношение Шишкин имеет к Дюссельдорфской школе? Почему она на него повлияла?
— Он стажировался в Дюссельдорфе после Санкт-Петербургской академии художеств. Думаю, именно это обстоятельство позволило художнику стать, по выражению Ивана Крамского, «верстовым столбом русского пейзажа».
— Надо же, стажировался Шишкин у немцев, а пейзажи у него и впрямь русские! Вот и «Уголок заросшего сада» — такой родной, узнаваемый. Интересно, где именно художник его увидел и зарисовал?
— В поселке Парголово — это предместье Санкт-Петербурга. Иван Иванович снимал там дачу в 1884 году. Трепетно и проникновенно Шишкин запечатлел прекрасное мгновение короткого северного лета на картине «Уголок заросшего сада. Сныть-трава». И посетителю Третьяковской галереи невозможно равнодушно пройти мимо этого полотна.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело