
У нас в гостях была София Проскурякова — певица, член фонда имени Козловского и правнучка выдающегося тенора Ивана Козловского. Для неё вера — это важнейшая часть семейной истории, а её первый шаг к Богу связан с прадедом.
София поделилась интересным фактом из своей жизни: её крещение состоялось в домашней обстановке по настоянию прадеда, Ивана Семёновича Козловского. Он был уверен в важности проведения таинства и стремился передать правнучке духовную поддержку и опору. Его вера оставалась неизменной: даже в самые тяжёлые времена он поддерживал репрессированных, помогал нуждающимся и служил примером стойкости.
Её осознанный путь к вере начался после 25 лет.
Храм Воскресения Словущего стал для Софии местом вдохновения и внутреннего покоя. Вера помогла обрести смысл жизни, научила смирению и поддерживала в непростых ситуациях, давая силы справляться с испытаниями.
София также рассказала о деятельности фонда имени Козловского, который бережно сохраняет его духовное и творческое наследие. Фонд организует фестивали, конкурсы и концерты, а также занимается восстановлением памятных объектов.
Этот выпуск программы — о том, как вера, культура и семья помогают сохранять преемственность поколений.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева
— Здравствуйте, дорогие слушатели. «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Меня зовут Кира Лаврентьева. С радостью хочу представить вам нашу сегодняшнюю гостью. У нас в студии София Проскурякова, певица, член Фонда имени Козловского, правнучка Ивана Семеновича Козловского, легендарного оперного певца советского времени и до советского времени, еще императорского времени. То есть это совершенно человек-легенда, которого знают и любят многие. Но сегодня мы будем говорить о Софии, в первую очередь. Очень интересно, София, сразу начать с этого вопроса, раз мы вашего прадедушку вспомнили. Как на вас повлияла и повлияла ли личность Ивана Семеновича?
София Проскурякова
— Да, конечно, безусловно, повлияла сильно. Когда у меня начался период более глубокого поиска себя и воцерковления, в этот момент его личность для меня стала ориентиром и примером во всем, к чему я бы хотела стремиться и в вере, и в музыке, в искусстве, и как выяснилось потом, даже в театре. Хотя я изначально не думала, что себя там найду, но так у меня сложился путь, что, начав заниматься, через короткое время я уже оказалась в нашем знаменитом театральном ВУЗе, как ГИТИС, где есть факультет именно музыкального театра, и там я для себя продолжила открытие этого всего мира. Это все чудесно и промыслительно, я считаю. Люди, которые мне встретились на пути, которые меня в это повернули, тоже так сильно на меня повлияли. Но личность прадеда всегда была и будет каким-то эталоном. О влиянии его можно говорить много, потому что тут и внутрисемейная история. С этой стороны я была далековата от сферы музыки лет до 25. Но, конечно, с детства о нем постоянно были разговоры, приходили люди, о нем вспоминали. Память вокруг него хранилась и продолжает храниться, он как бы живым был всегда. Было, конечно, немножко робко и страшно прикоснуться к этому миру, казалось, что там что-то такое слишком грандиозное, что-то недоступное. Потом это стало меня тоже в каком-то смысле манить, вот я продолжаю теперь по его стопам, в каком-то смысле, но, конечно, по-своему. Ну, конечно, о его влиянии много слов можно сказать, это человек, который пронес веру через всю жизнь, был проводником в такое время атеистическое.
Кира Лаврентьева
— Это очень интересно. Как он пронес веру и как ему это удалось? Притом, он был любимым исполнителем Иосифа Виссарионовича, как мы знаем.
София Проскурякова
— Да.
Кира Лаврентьева
— Удивительное это сочетание того, что он вообще православный человек был.
София Проскурякова
— Ну да, такие парадоксы там были, насколько я слышала, и об Иосифе Виссарионовиче, который действительно глубоко ценил и понимал музыку, пение. Где-то можно прочитать, что они на каких-то неформальных вечерах могли петь какие-то церковные песнопения с Берией. Они же учились в церковной... Ну, это известно.
Кира Лаврентьева
— Да, в семинарии.
София Проскурякова
— В семинарии. Он осуществлял, как христианин, всю жизнь себя проявлял поступками, добрыми делами, помощью совершенно разным людям, и близким, и чужим, и жертвам репрессий, потомкам, семьям. На него было много доносов, но, как известно, Сталин говорил: если мы его посадим, кто будет петь? Он его уважал, потому что видел его...
Кира Лаврентьева
— Творческую душу.
София Проскурякова
— Нет, еще его принципы, веру, которую он никогда не предавал, и его служение. У Ивана Семеновича... мы о нем много каждый год вспоминаем и какие-то детали, о нем можно говорить много и снять целый сериал, написать книгу. В будущем году его юбилей будет, 125 лет со дня рождения, тоже к этому готовимся. О его характере, я на самом деле сама чем больше узнаю, тем больше что-то понимаю в себе. Возможно это такой дух по наследству, который требует, чтобы потомки продолжали начатые...
Кира Лаврентьева
— Некий вызов, да?
София Проскурякова
— Так-то у него с детства был такой характер. Ивана Семеновича отправили учиться получать образование при монастыре в Киеве в бурсу, потому что это был путь к тому, что, возможно, он мог стать священником, получить богословское образование. Семья была крестьянская, хоть некоторые его корни уходили в польскую шляхту, но немножко обедневшую. Поэтому хороший шанс на образование был вот этот. Его старшего брата Федора тоже туда отправили. Его туда отправили, и там он достаточно по-разному себя проявлял. Конечно, у него был сразу слышен дар, слух, голос, музыкальность, он хорошо пел. Но мог что-нибудь сказать и дрался. На какой-то, допустим, трапезе, когда ждали кого-то из архиереев после долгой службы, все голодные и все ждут. На каком-то месте, когда явился архиерей, он говорит вслух: семеро одного не ждут. Потом он и сбегал, и его выгоняли, и разные были истории. Но все-таки он получил такое воспитание там, и это сформировало его путь во многом и певческий, и духовный, и личностный, я думаю, тоже. Конечно, говорили также о том, что его рано отдали из семьи, и он немножко тосковал, тоже чувствовалось. И осиротел довольно рано, родители, к сожалению, умерли, сначала мать от испанки. Но отец успел приехать к нему в Москву, когда он уже начал в конце 20-х годов работать, по-моему, начал уже петь в Большом театре. Правда, его там не сразу взяли, не с первого раза. Отец успел навестить, посмотреть Москву и вернулся на родину в село Марьяновка под Киевом, но, к сожалению, вскоре тоже скончался. Поэтому о влиянии прадеда с разных сторон. Не все так просто в семье артистов.
Кира Лаврентьева
— Конечно. Всё совсем не просто.
София Проскурякова
— Всё влияет. Где-то это какой-то вызов, испытание, а где-то это наоборот огромное благословение, поддержка. Его личность до сих пор притягивает, память о нем, люди, кто с ним встречался, особое отношение и внимание всегда чувствуешь.
Кира Лаврентьева
— Вы сказали, что заканчивали, помимо ГИТИСа, Высшую школу экономики. Это, кстати, очень интересно. То есть вы на какой-то период ушли из творческой сферы вообще?
София Проскурякова
— Наоборот, пришла в нее поздно.
Кира Лаврентьева
— Сначала стали экономистом, потом уже вернулись.
София Проскурякова
— Ну да, бизнес-управление, менеджмент, путь так складывался... Я училась в общей школе, как-то с музыкальной школой у меня не задалось, у меня был режим в детстве довольно свободолюбивый, свободный, меня не принуждали, поэтому были какие-то домашние уроки, но постепенно интересы менялись, и спорт разный. Но когда надо было принимать решение, куда поступать, исходя из предметов и ситуации и ориентиров, выглядело так, что надо изучать экономику, менеджмент и делать карьеру. Поэтому я поступила, первое мое образование Высшая школа экономики. Потом я изучала магистратуру в бизнес-школе в Испании в Барселоне. Потом успела поработать в сфере подбора руководителей, такая есть ниша. Все это я довольно рано успела, потому что так сложилось, что я экстерном заканчивала 10-11 класс почему-то, одна из самых младших была на первом курсе, мне только 16 лет было. В 19 я закончила бакалавриат. И считала, что я так много всего успела. А потом лет в 25 я поняла, что-то это всё не совсем то, чего я в глубине души ищу, и что в глубине души еще много такого, чего я не знаю, и хочу открыть и хочу, чтобы Господь мне показал.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Напомню, что у нас в гостях София Проскурякова, певица, член Фонда имени Козловского, правнучка Ивана Семеновича Козловского. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор. Продолжайте, пожалуйста, София, вы интересно очень рассказывали.
София Проскурякова
— Да, по сути о своем пути, что мое первое образование было экономика, менеджмент, бизнес-управление, я себя видела потом в сфере сначала по маминым стопам, по подбору кадров руководителей высшего звена, такая есть ниша.
Кира Лаврентьева
— Кадры решают всё.
София Проскурякова
— Да. А потом меня интересовали технологические стартапы, сфера инноваций, хотелось быть на передовой. Но потом у меня поворот произошел, когда я поняла, что по разным сложившимся обстоятельствам стало понятно, что выборы пути завели немножко не туда. Я сознательно стала воцерковляться. До этого у меня вера с детства была, но воцерковленности особой не было. Была всю жизнь рядом с храмом, в такой семье, но надо было своим путем дойти тоже. И начались какие-то чудесные открытия. Я в большом...
Кира Лаврентьева
— Кризисе?
София Проскурякова
— Вдохновении и восторге. Но с другой стороны, да, по-разному сказать можно, кризисом это сначала не выглядит, но потом ты понимаешь, что ввязалась в то, о чем у тебя нет представления.
Кира Лаврентьева
— В авантюру, грубо говоря.
София Проскурякова
— Да, в авантюру. Нет, я абсолютно счастлива, ни о чем не жалею, продолжаю свой путь. Просто постепенно Господь учит через опыт ошибок и не только. Многое влияние прадеда заключается также в высоких ожиданиях и желании им соответствовать, хотелось себя сразу проявить, чтобы все поняли, что ты тоже... Еще есть такие стереотипы о том, что... Его-то уже застали, он очень долгую творческую жизнь прожил, все его уже признанным гением видели, а так-то его путь тоже когда-то заключался, что надо было учиться, просто он это с детства начал. Когда начинаешь в более взрослом возрасте, даже несмотря на все твои способности, некоторым и, может быть, даже семье, казалось, что надо сразу: либо ты вышел, открыл рот и все поняли, что гений, либо если это не так, то это не так интересно. В общем, ничего страшного.
Кира Лаврентьева
— Тем не менее, вы отказались абсолютно от своего экономического пути, от своего бизнес-пути, от всех инноваций, от всех исследований, от всех проектов и совершили некий прыжок, очень смелый, кстати говоря.
София Проскурякова
— Да, это рискованный шаг. Я должна сказать, что благодаря определенным вещам, я решила, что буду посвящать свое время творчеству, что пока та сфера предыдущая для меня пока ясна. Если понадобится, я эти навыки, все это буду применять дальше. Где-то, может быть, в работах с Фондом и проектами различными. Идей, конечно, много. Может быть, в театральной сфере какое-то антерпринерство, какие-то такие вещи в будущем. Но пока, да, вот так, пока хотелось восполнить то, чего не хватило в детстве, юношеском периоде. Было понимание, что, да, это был мой сознательный выбор, но я поняла, что была другим человеком и что я все-таки находилась под определенным влиянием среды, семьи. Но потом я поняла, что имею время и возможность это восполнить и продолжаю вот этот путь. Проблема в том, у меня музыкальное образование довольно не системное получилось. Иногда сложно, немножко стыдно в каком-то смысле, что, будучи из такой семьи... Просто многие при знакомстве предполагают, что ты все это знаешь, умеешь. Хочется этому как-то соответствовать, но тяжеловато, потому что по-хорошему надо осваивать музыку системно. И я сейчас исправляю то, что за последнее время было всё и сразу.
Кира Лаврентьева
— Пробелы какие-то?
София Проскурякова
— Да.
Кира Лаврентьева
— Я вас слушаю внимательно. С одной стороны, такая семья прекрасная и наследие такого прадеда — это великий ресурс. А с другой стороны, это некоторый вызов, как вы правильно сказали, и ноша, может быть, в некоторой степени. Потому что все от тебя чего-то ждут, тебе нужно постоянно думать, как оправдать чьи-то ожидания. Хотя, слушая вас внимательно, я прихожу к выводу, что в такой семье важно как раз не думать о чьих-то ожиданиях, и тогда можно расцвести в полной мере. И мне кажется, вы тоже как-то интуитивно к этому пришли.
София Проскурякова
— Да, да, согласна, к этому тоже не сразу, но приходишь. И становишься счастливым человеком. Я себя вспоминаю, что первую часть жизни я совершенно про это не думала, и это никак не влияло, не мешало в обществе особо сильно. Но тоска была, я искала другие идеалы, другие примеры личностей. Потом постепенно стала их находить, не только в прадеде, вообще во всем. И поколения таких артистов Большого театра Золотого века, так называемого, корни духовной культуры нашей и дореволюционной, и эти ценности в семье всегда присутствовали, но как-то в глубине души, а мне захотелось как-то их...
Кира Лаврентьева
— Раскрыть.
София Проскурякова
— Да. Это тоже путь духовный, неофитство, возможно, сначала у тебя завышенные ожидания, иллюзии. Все по-своему через это проходят. Но постепенно тебя приводит к тому, кто ты в своем времени, какое сейчас время, и ты чувствуешь, что все оказывается на своих местах постепенно.
Кира Лаврентьева
— Да, такой интересный путь сегодня мы наблюдаем, из экономиста в певицу такой рывок. На это тоже нужен характер, смелость, воля и очень сильное внутреннее чутье, что тебе действительно нужно.
София Проскурякова
— Еще я вспомнила, по-моему, отчасти влияние прадеда первое время мне помогало в том, что я очень была рисковая и считала, что у меня всё будет получаться. И поэтому я реально творила какие-то шаги. Если бы не он и не моя вера в это, я бы с такой смелостью не решилась.
Кира Лаврентьева
— Не взялась бы? Так, вы певица. Вы поете или учитесь еще?
София Проскурякова
— Я продолжаю повышать свою квалификацию. В этом году я закончила факультет музыкального театра в ГИТИСе, мастерская Кислярова Михаила Степановича, класс по вокалу Кулько Олега Петровича, замечательного тенора. А сейчас я прохожу индивидуальную стажировку в консерватории у знаменитой певицы Кадинской Клары Григорьевны, очень рада, что мне повезло учиться у таких людей. Я, можно сказать, учусь, но путь вокалиста — это всегда пожизненное обучение. Наверное, да, я буду еще пока учиться, нужно время, чтобы состояться в любом музыкальном профессиональном деле, но все равно в среднем плюс-минус лет десять уходит. Но уже я где-то приблизительно лет шест нахожусь на этом пути. Получаю опыт, выступаю на разных площадках, камерных пока что, стремлюсь в оперный театр, но понимаю, что есть что доработать. Еще в каком-то смысле просто прислушиваюсь глубже к тому, что Господь хочет от меня. Конечно, есть пример пути, высокого искусства. Никогда не знаешь, Господь тебя к чему приведет. Сегодня счастлива, что он привел меня к вам на радио. У меня всегда была такая мечта побывать на радио и поговорить на разные темы. Духовная жизнь — это главное, это одна из причин заниматься тем или иным делом, мне кажется.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Сегодня с нами София Проскурякова, певица, член Фонда имени Козловского, правнучка Ивана Семеновича Козловского. Мы обсуждаем разные интересные вещи, связанные с творческим развитием Софии, с ее интересными жизненными перипетиями. Сейчас обязательно вернемся к этому разговору. Пожалуйста, не переключайтесь.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. Хочу вам напомнить, что у нас сегодня в гостях София Проскурякова, певица, член Фонда имени Козловского, правнучка Ивана Семеновича Козловского. В первой части нашей программы мы много вспоминали Ивана Семеновича и его влияние, пусть посмертное, но влияние его таланта, его пути, его личности на своих потомков, на свою семью. В частности, на Софью, похоже, что это влияние очевидное, с этим сложно поспорить. Но вот о чем хотела вас спросить, вы, так или иначе, возвращаетесь к теме духовной жизни, к теме веры. Вы сразу упомянули, что Иван Семенович был глубоко верующим человеком, несмотря на постоянное взаимодействие со Сталиным, несмотря на то, что он находился в некой зоне риска. Понятное дело, что в советское время быть православным было совсем не в чести. Но тем не менее, он проявлял такую смелость. И вы несколько раз к этому возвращались, поэтому очень интересно узнать, как вы стали верующим человеком, как вы вошли в церковную ограду.
София Проскурякова
— Вспомнила еще такой факт. Все-таки я застала прадеда два года своей жизни, потому что я 91-го года, а он скончался в 93-м, у меня есть с ним пара замечательный фотографий, как мой первый день рождения, годик. И еще, так интересно, когда меня крестили, он как-то это организовал прямо в квартире, в которой мы потом стали жить, потому что мы единственные его потомки. Я потом стала понимать, что наша гостиная какое-то сакральное значение даже, можно сказать, имеет. Но насчет прихода к вере, я скажу, так, что у меня внутри в душе вера всегда была, с детства, учили молиться, храм посещали тоже, может быть, не так часто, но на праздники. Если говорить о личном пути, то я была всегда в поисках идеалов, и для меня было важно жить по заповедям, по вере. Но конечно, какие-то были заблуждения, связанные с тем, что хотелось счастья во всем, и в личной жизни в том числе. Был такой опыт отношений, который не привел к тому, чего я ожидала, тоже это повлияло. И, конечно, путь профессиональный. Ту жизнь, которая у меня сложилась до 25 лет, в какой-то момент я ощутила, что хочу перестроить ее с Богом. Сознательно поняла, что я готова идти по этому пути, исповедоваться, каяться, причащаться, чтобы жить со Христом, Который всегда был со мной, но когда я стала к Нему обращаться, приходить и приобщаться к церковной жизни, то себя почувствовала частью чего-то огромного, великого, прекрасного, душеспасительного. Я хотела понять смысл жизни, что такое спасение души. Место, в котором я живу, продолжает на меня влиять. Это квартира и дом, в которой жил прадед, и храм, который находится там по соседству, в Брюсовом переулке, храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. В связи с этим там царит определенный дух традиций, преемственности. Там еще есть такое знаменитое окно в нашем доме на последнем этаже, в спальне Ивана Семеновича, которое единственное на храм. По преданиям, это специально по его заказу было сделано архитектором Щусевым. Я просыпаюсь под колокольный звон, вижу, иногда себя внутри всего этого ощущаю, хотя тоже всякие бывали моменты и сложности жизни, чтобы научиться понимать язык, смысл обрядов, таинств, научиться с духовниками общаться. Я посчитала на протяжении восьми лет последних у меня такой процесс идет.
Кира Лаврентьева
— Вы изменились после того, как пришли к вере? Вы чувствуете какие-то изменения внутри себя или все это гармонично, постепенно развивалось?
София Проскурякова
— Конечно, мне кажется, постоянно меняюсь. Зависит и от моих шагов деятельного изменения, деятельного покаяния, как говорится. Да, я думаю, что да. Хотя я не стараюсь так анализировать. Плюс, как натура творческая, я люблю и могу разные примерять на себя образы или роли. Тут тоже важно отделять. То есть я могу быть разной, но при этом в глубине души что-то изменилось, что еще в процессе. Но мне кажется, человек всю жизнь меняется.
Кира Лаврентьева
— В пути, да?
София Проскурякова
— Да.
Кира Лаврентьева
— Завтра рождественский сочельник, завтра 6 января, но по церковному календарю начался уже сегодня, служба на рождественский сочельник сегодня идет в храме. Хочется узнать, спросить вас о традициях вашей семьи, как вы будете праздновать Рождество? Есть ли у вас какие-то семейные истории, связанные с Рождеством, со святками, с этими прекрасными днями прихода Спасителя в мир?
София Проскурякова
— Я бы не сказала, что у нас в семье существуют особые традиции. Но всегда был дух, оставленный Иваном Семеновичем, потому что украинские традиции и колядки, в его исполнении замечательные есть записи, стол. Это само собой, так или иначе, происходит. Отмечать? Праздник, скорей, семейный, но бывает, что мы объединяемся с соседями. Сложно сказать, каждый год по-разному.
Кира Лаврентьева
— Как вы послезавтра будете праздновать Рождество? Послезавтра, завтра, пойдете ли на службу? Как вы планируете ближайшие дни?
София Проскурякова
— В любом случае ночная служба и застолье. Думаю, что будет переход из одной компании в другую, бывает, и в приходе, и дома, и с соседями, и с друзьями, и куда-то поехать за город. В жизни хорошо, когда праздник не какой-то один день, а целый период. И в церкви это всегда так. И у меня этот период растягивается, я уже особо специально не планирую, знаю, что будут приятные события. Поэтому не могу больше ничего сказать конкретного.
Кира Лаврентьева
— Интересно еще спросить, София, что вам дает вера православная, если от общего к частному переходить, конкретно вам? Как это обогатило вашу жизнь? Что с ней стало после того, как вы вошли в церковную ограду?
София Проскурякова
— Это дает все самое главное, это источник любви, силы, поддержки, всего того, чего не хватает тебе в земном людском мире. Это дает смысл, это дает силы преодолевать какие-то кризисы, душевные состояния, это дает ощущение мировосприятия определенное, поэтическое и вневременное, смысл своего существования во времени, но и в вечности, ощущение, как нить связывает сквозь века. Это наполняет жизнь, и ты видишь с другого ракурса, начинаются у тебя другие ценности.
Кира Лаврентьева
— Напомним нашим слушателям, что это программа «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У нас в гостях София Проскурякова, певица, член Фонда имени Козловского, правнучка Ивана Семеновича Козловского. Мы сегодня много вспоминали Ивана Семеновича. Хотела спросить, София, чем сейчас занимается Фонд имени Козловского, какие у него задачи и что там делаете вы конкретно, если можно?
София Проскурякова
— Я с недавних пор стала членом этого фонда, существует он давно, в этом году ему исполнилось 30 лет. Сейчас планируется на будущий год ряд мероприятий, связанных с юбилеем. Планируется проведение фестиваля, конкурса, концертов. Как правило, фонд занимался и будет продолжать заниматься получением различной государственной поддержки для таких проектов. Но помимо фонда, будет осуществляться подготовка мероприятий от министерства культуры. В этом году была создана рабочая группа по празднованию юбилея Ивана Семеновича Козловского. Туда вошли разные люди и деятели и культуры, и политики, и бизнеса. Нам оказывает поддержку наш новый сосед в каком-то смысле, председатель Внешэкономбанка Игорь Иванович Шувалов, который также восстанавливает вокальный кабинет Неждановой в нашем доме артистов Большого театра в Брюсовом переулке. Этот проект он начал с этого года и также, благодаря его поддержке, в этом году произвели реставрацию нашего всего дома. Фондом занимается также моя мама, она является вице-президентом этого фонда, Козловская-Тельнова Анна Юрьевна. Она внучка Ивана Семеновича и она уполномочена, ответственна за эти вещи. У нас получилось поле общее, но все-таки занимаемся мы разными вещами. Я стараюсь сфокусироваться на своем творчестве и на своем пути. Я надеюсь, сейчас, благодаря юбилею и вниманию к этой дате, память и события, связанные с памятью Ивана Семеновича, будет расширяться команда людей, которые будут ими заниматься. Иначе это большая нагрузка, и периодически осложняет, тебя ставит перед выбором своего личного пути или продолжением заниматься памятью.
Кира Лаврентьева
— София, как выдумаете, зачем нужно возгревать память об Иване Семеновиче? Понятно, что для вас это невероятно ценно, но чем реально может быть полезно людям?
София Проскурякова
— Мне кажется, такие люди, как он, это гораздо больше, чем память только для семьи. Это национальное достояние, национальная память. Я думаю, что людям обязательно следует помнить или заново узнавать о таком человек. Для целого поколения он был легендой и, думаю, он ею и останется. Потому что его путь уникален и показателен со всех сторон, и с творческой, и с духовной, о чем мы уже говорили в начале. Я считаю, что нашему обществу, поколению важны такие примеры. Тем более это важно в наше время духовного возрождения.
Кира Лаврентьева
— Интересно, что он продолжал петь до 87-и лет.
София Проскурякова
— Да, совершенно верно, да. Уникальное долголетие.
Кира Лаврентьева
— А умер в 93-м году. То есть получается, что около 30-ти лет его уже нет.
София Проскурякова
— Да.
Кира Лаврентьева
— Но вы продолжаете самоотверженно поддерживать его память. Я думаю, что есть много людей, которые откликаются на это, которым это важно, которые его еще помнят. Расскажите, пожалуйста, об этом. Кто собирается на вечерах памяти Ивана Семеновича? Кто обычно приходит на них? Что люди говорят? За что благодарят? Чем их лично обогащает память об Иване Семеновиче, его личность?
София Проскурякова
— Так получилось, что каждый год две даты есть, это его день рождения и день кончины. День рождения 24 марта, день кончины 21 декабря, оба эти дня в году обычно приходили гости, к нам в квартиру собирались, которые его лично помнили, знали, говорили о нем и вспоминали. Такая традиция у нас продолжается. Сейчас людей, которые его застали, конечно, мало, постепенно прибавляются люди современного поколения, но которые дорожат этим и питаются его искусством. Приходят обычно, если говорить про сейчас, узкий круг близких друзей семьи либо круг людей... Смотря какое мероприятие, у нас бывает просто семейное с поездкой на панихиду, на кладбище и посиделками дома. Бывают более масштабные. Буквально недавно прошел концерт традиционной памяти, организованный Фондом в библиотеке Тургенева, такая площадка, туда приходят желающие любые. Каждый раз люди, которые откликаются, помнят. Сложно говорить, потому что я человек другого времени. Я, когда начинаю говорить, могу волноваться, что, может быть, я что-то не так скажу, не так расскажу.
Кира Лаврентьева
— Нет, вы все прекрасно рассказываете.
София Проскурякова
— Это такая семейная передача этого огня. Но, слава Богу, у меня жива и мама и бабушка, дочка Ивана Семеновича, хотя она уже мало рассказывает, но она многое выразила у себя в стихах, она еще поэт. А мама моя активно поддерживает это. Есть еще музыкальная школа имени Козловского в Москве. Сейчас идет какая-то реорганизация в сфере музыкальных школ, и там борются за то, чтобы это сохранить.
Кира Лаврентьева
— Помимо невероятного творческого наследия Ивана Семеновича, для нас, как для верующих людей, особо ценно, что он был очень тверд в своих убеждениях, очень принципиален. Честно говоря, крайне сложно вспомнить людей, которые, не скрывая своей веры, выжили при советской власти. Одним из них был святитель Лука Войно-Ясенецкий, которого хоть и помотали по ссылкам и лагерям, но удостоили Сталинской премии, это единственный священнослужитель, который обладал Сталинской премией за его труды и вклад в область гнойной хирургии. Когда я думаю о вашем дедушке, я вспоминаю святителя Луку в некотором смысле, потому что Иван Семенович на своей творческой ниве делал что-то подобное. Например, в большом зале Московской консерватории он в какой-то момент запел романс Рахманинова на стихи Мережковского «Христос Воскресе», что было просто вызовом в советское время.
София Проскурякова
— Да, абсолютно, было такое.
Кира Лаврентьева
— Он, конечно, испытывал терпение советской власти. Она его терпела, видимо, за его необычайный талант. Чего стоит одна ария Ленского.
София Проскурякова
— Да, еще примечателен его образ юродивого, воплощенный в опере «Борис Годунов».
Кира Лаврентьева
— Мусоргского. Это вообще потрясающе. Кстати, Ленский и «Борис Годунов», юродивый и Ленский — два ярчайших образа в исполнении вашего прадедушки.
София Проскурякова
— Да, совершенно верно. Еще есть образ, тоже довольно знаменательный, Лоэнгрина из оперы Вагнера. Но, конечно, из русской оперы Ленский и юродивый, пожалуй, вершина того, что им создано. А юродивый это еще и уникальный духовный образ.
Кира Лаврентьева
— Который он тоже смог передать.
София Проскурякова
— Это само за себя говорит.
Кира Лаврентьева
— Благодаря тому, что он верующий человек, солист Большого театра и при этом пел в церковном хоре в одном из Московских приходов.
София Проскурякова
— Про приход можно прокомментировать, что в пору своей сольной деятельности, я думаю, на клиросе он редко пел, но он явно много там пропел в период своего становления с детства лет до 18-ти. Я думаю, что пение такого солиста, как Иван Семенович Козловский, на клиросе могло бы вызвать ажиотаж. Он мог просто иногда стоять рядом, молиться, чтобы его не отвлекали. Но есть такое, часто говорят, что он пел в хоре, но это говорят, чтобы подчеркнуть его принадлежность к церкви, а по факту, я не думаю, что он часто пел в хоре.
Кира Лаврентьева
— Да, чтобы тоже не создавать резонанс лишний раз.
София Проскурякова
— Да. Он продолжает жить везде вокруг и в памяти, это обязывает, и влияет, и помогает. Он был человек, не зацикленный на своей славе. Я думаю, для него самого это тоже была ноша.
Кира Лаврентьева
— Талант, но и крест.
София Проскурякова
— Да. На нас, потомков, отчасти ложится такое бремя. Я думаю, и он лично и Господь для нас хочет, чтобы мы приобрели свое счастье, но тут много искушений, тема славы, тема любви всенародной. Потом, опять же, есть человек просто как человек, а есть образы, которые он творит, которым он служит, отдает свои силы. И часто проблема — находить гармонию и баланс между человеческой жизнью личной, семейной, личным счастьем и служению искусству, сцене, публике. На этом примере, что он в нашем доме артистов Большого театра, в котором жили много того поколения артистов...
Кира Лаврентьева
— В Брюсовом.
София Проскурякова
— ...с потомками, с преемственностью, с семейственностью не так все просто. Их довольно мало.
Кира Лаврентьева
— Как вы думаете, почему это происходит?
София Проскурякова
— Я много об этом думаю, для меня это тема семьи личная.
Кира Лаврентьева
— Животрепещущая.
София Проскурякова
— Это для меня самая важная тема. Почему так? Я даже не знаю, как это сказать одним кратким. Мне кажется, тут такая эпоха сложная прошла, тут и атеистическая, смещение ценностей, принесение в жертву незыблемых семейных устоев в угоду...
Кира Лаврентьева
— Сиюминутным?
София Проскурякова
— Скорей нет, нельзя так сказать, сиюминутным, потому что люди, которые добиваются чего-то в искусстве, это их детище, они остаются в памяти огромного количества людей. Но это вечный конфликт между жизнью простой человеческой и служением гению, таланту, который востребован, нужен большому количеству людей. И принесение в жертву времени и сил, которые могли бы быть, допустим, уделены семье. Также это еще трагедия какого-то непонимания близких порой, каких-то обид, ревности, эгоизма. И то, что просто люди, обремененные славой, мало себе принадлежат и мало принадлежат своим близким, где в них нуждаются не в качестве великого знаменитого человека, а в качестве мамы, папы, мужа.
Кира Лаврентьева
— Раз вы так много сказали важных слов о семье и взаимоотношениях в семье, пожелаем вам и нашим слушателям все же праздники великие церковные, такие как Рождество Христово, проводить по возможности в семейном кругу. Радоваться теплу домашнего очага, радоваться своим близким, не меняться под изменчивый мир, в хорошем смысле этого слова, сохранять свои традиции. И радости и благодати в день Рождества Христова вам, дорогие друзья, и вам, София, на вашем творческом жизненном пути помощи Божией, твердости, радости и душевного мира.
София Проскурякова
— Спасибо большое.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У нас в этом часе была София Проскурякова, певица, член Фонда имени Козловского, правнучка Ивана Семеновича Козловского. Мы прощаемся с вами до следующего воскресенья. Всего вам доброго. И до свиданья.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Псалом 103. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как воля всемогущего Бога соотносится со свободой человека? Ответ на этот вопрос звучит в 103-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 103.
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечён славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут воды,
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,
18 высокие горы — сернам; каменные утёсы — убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времён, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время неё бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.
28 Даёшь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;
29 скроешь лицо Твоё — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлёшь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясётся; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Один известный учёный как-то сказал: не понимаю, как можно верить в Бога в XXI веке. Очевидно, подразумевалось, что наши знания о происходящем в природе стали настолько очевидными, что для Бога как будто бы не осталось никакого места. Не знаю, читал ли он когда-нибудь 103 псалом, который мы услышали сегодня, но подозреваю, что его текст стал бы для него классическим примером веры древнего человека, в том виде в каком эту веру понимают современные люди. И действительно, если Давид говорит, что Бог наполняет водой горы с высот, выращивает траву для скота и зелень для человека, чтобы тот мог произвести себе пищу, то с точки зрения современного человека, знающего физическую и биологическую основу всех этих процессов, буквальное понимание этих слов может показаться просто сказочным или даже нелепым. Но, во-первых, не стоит думать, что человек древности никогда не поливал растений, которые посадил, и не понимал, что они растут благодаря его усилиям, но изначально благодаря воле Божией. Во-вторых, при таком подходе не назовём ли мы нелепыми слова человека, который, обращаясь к своим родителям, говорит, что благодаря им он живёт, общается и работает. Он, конечно, знает, что уже много лет делает это благодаря собственным усилиям, но изначально он делает всё вообще именно благодаря им.
Сто третий псалом не случайно называется псалмом о сотворении мира, ведь из него ясно, что Творец создал не только материю, но и законы, по которым она существует. На своём уровне Давид был прекрасно знаком с тем, как устроен мир, и знал, что многое в жизни человека зависит от него самого, и всё же царь и пророк не сомневался, что всё происходящее подчиняется благой воле Творца.
Или не всё? И это одна из самых поразительных черт текста, который мы услышали. Потому что в конце мы слышим, как на фоне послушных Богу галактик и морских бездн, возникают какие-то грешники и те, кто нарушает Божий закон. Кто они вообще такие по сравнению со вселенной? Пустое место, ведь даже Земля предстаёт песчинкой по сравнению с некоторыми звёздами. И всё же эти звёзды, как и всё во вселенной, следуют тем законам, которые в них вложены, и только человеку дана свобода выбирать. Большая часть наших действий так же имеет биологическую основу и в этом нет ничего удивительного. Однако отказаться от Бога или славословить Его — зависит только от нас. И во всей вселенной нет более важных решений.
Псалом 103. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 103. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 103. На струнах Псалтири
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели - жилище аисту,
18 высокие горы - сернам; каменные утесы - убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
28 Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом;
29 скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Путь к вере. Галкина Виктория

Когда я познакомилась с будущим мужем, Арсением, он был не крещёным. Существование Бога не отрицал, но и верующим не был. Я переживала по этому поводу, ведь так хотелось молиться вместе, разделять радость воскресного дня, поститься, ходить на службы. Я даже в записках не могла его упоминать, это особенно печалило. Тётя Арсения долгое время пыталась привести его в церковь, показать, как светла жизнь со Христом, однако, все безуспешно.
Шло время, я по-прежнему ходила в храм, читала утренние и вечерние правила, преподавала в Воскресной школе и постепенно стала замечать интерес Арсения к вере. Он начал задавать вопросы о Боге, пытаясь понять суть. Затем я заметила, что, когда мы сталкивались с какими-либо жизненными трудностями, Арсений, сосредоточившись что-то шептал.
Мне стало интересно, захотелось узнать, что именно он говорил. Решила спросить:
— Что ты шепчешь все время?
— Прошу у Бога помощи — ответил он.
Я удивилась, потому что и не думала, что Арсений молится. Разговоров на тему веры становилось больше, в какой-то момент, я поняла, что не могу грамотно отвечать на вопросы жениха, да и вообще, это — очень большая ответственность, поэтому решила позвонить своему духовнику.
Батюшка выслушал меня и предложил нам встретиться втроем на территории монастыря, чтобы обсудить все волнующие вопросы.
Так и случилось. Мы проговорили несколько часов, а после батюшка с Арсением беседовали наедине. Я переживала, ведь не знала, как сложатся события дальше, но искренне молилась о том, чтобы Сеня принял решение креститься.
После беседы Арсений вышел задумчивый. Молчал еще полчаса. А потом сказал:
— Поженимся, и я крещусь.
Я была на седьмом небе от счастья! «Господи, спасибо тебе!».
Спустя месяц мы поженились, а через 2 недели Арсений, как и обещал, крестился. Батюшка благословил меня присутствовать на таинстве и даже дал возможность спеть некоторые молитвы. Этот день стал для нас особенным, настоящим праздником. Как сейчас помню Арсения в белых одеждах, улыбающегося и показывающего мне свой нательный крест.
— Ну вот, теперь мы вместе будем молиться Господу — улыбаясь, говорил он.
— Да, я очень счастлива, что теперь мы вместе веруем в Бога, вместе идем по этому сложному пути ко спасению — отвечала я.
Вот так, чудесным образом, мой муж пришел ко Христу. Пускай не сразу, но осознанно. Позже я спросила, почему он решил креститься, что сподвигло к этому серьезному шагу? Он объяснил так:
— Каждый раз, когда я о чем-то просил Бога, получал ответ или помощь. Сомнений не осталось. Я понял, что хочу жить с Господом. Но не только просить Его, а научиться благодарить.
В какой-то момент пообещал Богу, что, когда женюсь на тебе, сразу крещусь. Потому что мое спасение началось с тебя. Я осознал, как слепо жил все эти годы, как постепенно растлевал себя. Ты напомнила мне, что есть душа. И душа моя устремилась к Спасителю, захотелось славить Его и воспевать.
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение