
В цехах Томского кирпичного завода стояла непривычная тишина. Печи по-прежнему гудели, и гремел железный конвейер. Но не было слышно обычных громких пересудов, брани, резкого хохота над брошенной кем-то неприличной шуткой — всего того, чем рабочие привыкли подкреплять свой нелёгкий труд. Они работали в каком-то благоговейном молчании, а некоторые, на миг оторвавшись от станка или формы, крестились и едва заметно шевеля губами, читали молитву.
Нет, сегодня они не могли позволить себе праздную болтовню — ведь партия кирпичей, над которой они трудились, предназначалась для постройки храма! Об этом им вчера сказал сам хозяин — Иван Максимович Некрасов. Собрал рабочих во дворе, и не приказал — попросил:
— Братцы, поработайте для Бога. Пожертвуем завтрашнюю партию на строительство Петропавловской церкви! Всем заплачу вдвое, только надо постараться — десять тысяч кирпичей сделать. Что скажете — осилим?
— Осилим! — загудели рабочие.
До глубокой ночи горел свет в окнах некрасовского завода. Без перерывов, но с радостью трудились рабочие. А утром подводы с новенькими, ещё не успевшими остыть кирпичами, отправились на церковную стройку.
Купец Иван Некрасов всегда жил по принципу «разбогател — поделись с тем, кто беден». Даже в те времена, когда его доходы были ещё совсем небольшими, он находил возможность помогать людям: устраивал обеды для нищих и странников, на большие церковные праздники раздавал щедрую милостыню. Став одним из самых обеспеченных людей города, Иван Максимович многократно умножил и свои пожертвования.
В девяностых годах девятнадцатого века Некрасов передал в дар Томску большое трёхэтажное кирпичное здание вместе с прилегавшим к нему земельным участком. Несколькими годами раньше знакомый купец Ивана Максимовича просил продать ему этот дом под винную лавку и ресторан, и сулил сорок пять тысяч. Некрасов ему отказал — он хотел, чтобы здание приносило людям пользу, а не вред. Передав дом и землю в собственность города, Иван Максимович взял с властей слово, что здесь разместится городская больница.
Так и произошло. В тысяча девятьсот втором году больница была освящена и торжественно открыта. Но очень скоро стало понятно, что даже такого большого помещения не хватает, чтобы принять всех желающих — ведь благодаря финансовой поддержке Некрасова, здесь могли бесплатно лечиться бедняки и нищие. Тогда Иван Максимович выделил пятнадцать тысяч рублей и строительные материалы на постройку дополнительного больничного корпуса.
Помогал он и строительству городских храмов. Не только упомянутая Петропавловская церковь получила от него крупную партию кирпичей, но и Троицкий Собор, а также Сретенский храм.
Иван Максимович помогал деятельности Томского общества Красного Креста, в Русско-Японскую войну финансировал нужды армии, издавал на собственные деньги краеведческую литературу и возглавлял в Томске Пожарное общество. В тысяча девятьсот шестом году Некрасова избрали на пост городского головы, который он занимал в течение восьми лет.
Иван Максимович был очень необычным градоначальником. Городскую казну он предпочитал экономить. Поэтому психиатрическая клиника, акушерская школа, родильное отделение и Высшие женские курсы были открыты в Томске с активным привлечением средств из личных капиталов Некрасова.
Прошло немало лет, а любители старины до сих пор находят в городских зданиях начала прошлого века кирпичи с клеймом завода Ивана Максимовича Некрасова — словно поклон современным жителям Томска от человека, так много сделавшего для блага любимого города.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 45. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Тревога — чувство, посещающее сегодня многих. Как с ней справлялись герои Библии? Ответ на этот вопрос очень ярко звучит в 45-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 45.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.
2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,
3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра́.
7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, — какие произвёл Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле.
12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.
Кажется, тревога — как чувство — всегда сопровождала людей. Всегда в мире происходили катаклизмы, случались эпидемии, военные конфликты, и всегда обычный человек переживал о том, что они ворвутся в его жизнь. И всё же наш уровень тревожности несопоставимо выше тревожности наших предков. У этого есть разные причины, но одна из самых простых и очевидных заключается в том количестве плохих новостей, с которым человек сталкивается сегодня. В прежние времена мир простого человека был довольно сильно ограничен рамками населённого пункта, в котором он жил. Проблемы, о которых он слышал, даже если и были вполне серьёзными, казались ему далёкими. А те, которые происходили с ним самим, он не распространял на весь мир. Но дело, конечно, не только в количестве новостей. Дело ещё и во внутренней позиции, которая была связана с верой в Бога.
Автор псалма, который мы сегодня услышали, исполнен глубочайшей уверенности в том, что Бог защитит свой народ от всяких бед. Примечательно, что псалмопевец говорит от лица многих и уверен, что никто не почувствует страха, даже если содрогнётся земля и горы сойдут со своих мест. Происходить может всё, что угодно, — это будет лишь веселить Иерусалим, потому что Господь с Ним. Когда на Его народ восстают другие народы оказывается достаточно Его гласа, чтобы растаяла вся земля. И, конечно, особенного внимания заслуживает описание того, как Бог уничтожает оружие врага, сокрушает луки, ломает копья, помогая израильтянам победить.
Псалом, который мы услышали, полон восторга, но не только его. Реальность, в которой жил псалмопевец, явно сложнее, и порой он вынужден буквально стенать от тех проблем, которые окружают его и людей, находящихся рядом с ним. Причем, обычно причину происходящего он видит в том, что сердце народа далеко отстоит от путей Божиих. И в этом самое поразительное, что мы узнаём о Боге Библии. Ведь Он может сокрушить любой внешний объект, горы и долины, моря и реки — Ему подвластна вся земля. Физически Господь может поразить любых врагов, сломать любые стрелы и копья... Но Он не ломает воли людей, которые когда-то выбрали Его своим Богом. Он может изменить обстоятельства вокруг них, может предать их в руки врагов, но не меняет их сердец.
Когда мы задумываемся о Боге, мы не можем осмыслить многого: вечности, вездесущия, всеведения... Однако Его премудрость, Его любовь и способность к общению для нас понятнее, ведь мы и сами, пусть и в другой мере, к этому способны. Но в свою очередь это значит, что, имея опыт общения друг с другом, мы призваны понять, что, в отличие от воздействия, которое может быть односторонним, воздействия на объекты, общение всегда взаимно.
Доверяя Богу вместе с Давидом, в бедах и возлагая на Него свои надежды, нам стоит помнить, что Он может изменить многое в нашей жизни, но без нас не может изменить нас самих. И когда мы тревожимся, Он готов нас поддержать, но доверять Ему мы призваны научиться сами.
Псалом 45. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 45. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 45. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых.
На музыкальном орудии Аламоф. Песнь
2 Бог нам прибежище и сила,
скорый помощник в бедах.
3 Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля,
и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их,
трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий,
святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется:
Бог поможет ему с раннего утра.
7 Восшумели народы; двинулись царства:
(Всевышний) дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами,
Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, —
какие произвел Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли,
сокрушил лук и переломил копье,
колесницы сжег огнем.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог:
буду превознесен в народах,
превознесен на земле.
12 Господь сил с нами,
заступник наш Бог Иакова.
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема