28 мая. Об иконографии праздника Вознесения Господня

Сегодня 28 мая. Предпразднство Вознесения Господня.
Об иконографии праздника — священник Алексей Долгов.
Во-первых, в западной традиции считалось, что Христос Воскрес силой Отца. И этим подчеркивалось, что Отец — это главное лицо Пресвятой Троицы. Во-вторых, в западной традиции понятия Воскресения и Вознесения были взаимосвязаны и практически взаимозаменяемы. Поэтому иконография Вознесения на Западе объединила в себе образы и Пасхи, и Вознесения.
Со временем иконография Вознесения развивалась и становилась похожей на привычное для нас изображение этого евангельского события. Изображения Божьей Матери, Спасителя, апостолов Петра и Павла примерно с IX века, после победы над иконоборчеством, окончательно утвердились в иконописной традиции Востока и отчасти Запада. Современная каноническая икона Вознесения в целом выглядит именно так.
Кроме того, золотое поле, символизирующее собой божественный свет и благодать, обычно разделено на два участка — верхний и нижний. Эти зоны разделены схематичным изображением Елеонской горы, с которой и вознёсся Спаситель. Сам Господь помещается в верхней части иконы в окружении ангелов. От Его фигуры, восседающей на троне, исходит неземной свет, а вокруг неё изображена сфера, которая символизирует божественную славу Господа.
В нижней части расположены фигуры апостолов, Богоматери и ангелов. Если не брать во внимание Пресвятую Деву, вся нижняя композиция полностью соответствует новозаветному рассказу. Она более всего исторична и менее всего аллегорична. Ещё меньше аллегорий на западных картинах и современных росписях. Здесь вообще отсутствует символизм, а просто изображается, как Христос, воздев руки, поднимается на небо в лучах славы.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 мая. Об Отдании праздника Пасхи

Сегодня 28 мая. Отдание праздника Пасхи.
О богослужении дня — священник Августин Соколовски.
На 39-й день после Пасхального Воскресения Церковь празднует Отдание Пасхи. В богословском, догматическом, вероучительном смысле Пасха продолжается. С Отданием Пасха не заканчивается.
Так, Вознесение — это кульминация прославления воскресшей человеческой плоти Христа Спасителя. Вознесение — это не скорбное событие. Оно не только приближает, но делает неминуемым Пятидесятницу. Святой Дух, ниспосланный на апостолов, сделает воскресшего Господа Иисуса везде присутствующим достоянием всей Вселенной через Церковь. Поэтому Пятидесятница — это также пасхальное торжество.
Если Пасха Христова не завершается в догматическом смысле, то в богослужебном значении она оканчивается именно в день Отдания праздника. На протяжении 40 дней Плащаница Господа Иисуса находилась на престоле в Церкви. В день Отдания она торжественно переносится. Литургия, как и прежде, вплоть до следующей Пасхи, будет совершаться на антиминсе, а не на Плащанице-антиминсе вместе, как это было во все пасхальные дни.
Современная богослужебная практика знает два возможных варианта служения Отдания Пасхи. Первая практика — это служба пасхальным чином. Вторая традиция — это предписанное уставом обычное богослужение с прибавлением тропаря Пасхи и иных немногих пасхальных песнопений.
Согласно Писанию, по воскресении Своём Господь Иисус являлся ученикам в течение 40 дней. Именно об этом говорят богослужебные тексты Отдания Пасхи.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 мая. О творчестве Федота Шубина

Сегодня 28 мая. В этот день в 1740 году родился скульптор Федот Шубин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
В семье крестьянина-помора Архангельской губернии родился гений скульптуры Федот Иванович Шубин, теснейшим образом связанный с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, которого отец Федота Ивановича учил грамоте. Ломоносовым, который получил три рубля от родственников Шубина для путешествия в столицу.
Пример Федота Ивановича, самого замечательного скульптора 18-го столетия, говорит о том, что талант, помноженный на работоспособность, плодом своим имеет шедевры, которые поныне украшают Санкт-Петербург. Знаменитое ростовое изображение законодательницы Екатерины II в Таврическом дворце, бюсты вельмож екатерининской эпохи, культурные работы Александро-Невской лавры, где и погребён наш замечательный соотечественник.
Я бы назвал его Моцартом в области скульптуры. Каждый месяц он созидал шедевр, достойный восхищения не только современников Шубина, но и потомков, получая неправдоподобно мало, едва сводя концы с концами, он трудился не ради хлеба куса, а ради Иисуса, все свои силы отдавая любимому делу.
Все выпуски программы Актуальная тема