Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Наташенька! Рада тебя видеть. Проходи, сейчас чай пить будем.
— Ой, Маргарита Константиновна, я, наверное, не вовремя? У вас дома уборка...
— Ну что ты, Наташа! Хорошо, что зашла. А за беспорядок прошу прощения. Решила на досуге художественные альбомы разобрать. Присаживайся, а я пойду на кухню — чай ставить.
— А вот и чай! Наташа! Наташенька!
— Ой, Маргарита Константиновна, я и не слышала, как вы подошли. Взяла с журнального столика альбом, открыла, и засмотрелась на портрет. Такой необычный!
— Вижу, у тебя в руках издание с коллекцией живописи Государственного исторического музея. Ну-ка, давай посмотрим, какой картиной ты так залюбовалась. Ах, это же портрет супругов Теодора и Елизаветы Дёллер, урождённой Шереметевой. Его написал художник-портретист 19-го века Иван Кузьмич Макаров. Интересно, что путь в искусстве он начинал с церковной живописи, а впоследствии стал одним из крупнейших портретистов своего времени.
— Как интересно! А я ничего не знаю об этом художнике... Впрочем, как и о мужчине с женщиной, которые изображены на его полотне. Но вижу, что они очень друг друга любят. В их глазах столько нежности...
— Макаров написал этот портрет после венчания супругов Дёллер в 1846-м году. История их любви — удивительная. Теодор Дёллер был австрийским композитором и музыкантом. Во время одной из гастрольных поездок в Петербург он познакомился с Елизаветой Сергеевной Шереметевой. Молодые люди всей душой друг друга полюбили. Но о браке не могло быть и речи.
— А почему?!
— Такие были времена, Наташенька. Елизавета Шереметева происходила из старинного дворянского рода. Простой музыкант, Теодор Дёллер не мог претендовать на её руку.
— Но ведь всё-таки они поженились! Как им это удалось?
— Теодор служил придворным музыкантом у итальянского герцога Карла Бурбона. Он вернулся из России в Италию и поведал герцогу о своих трудностях. Тогда тот пожаловал Дёллеру титул барона. Теодор стал дворянином, и теперь мог посвататься к Елизавете Шереметевой. Он снова отправился в Петербург, и весной 1846-го года молодые люди обвенчались в Симеоновской церкви.
— И тогда же заказали у художника Ивана Макарова свой первый семейный портрет?
— Совершенно верно. Думаю, на Ивана Кондратьевича выбор молодожёнов пал неспроста. Макаров в середине 19-го века считался одним из лучших в России мастеров портретной живописи. Его техника отличалась не только строгой достоверностью рисунка, но и особым, мягким колоритом красок, который придавал полотнам естественность.
— Да, художнику очень точно и вместе с тем деликатно удалось передать тихую радость, переполняющую молодых людей. Портрет супругов получился, как бы это сказать... неформальный, что ли. Не парадный, как большинство семейных портретов того времени, а такой домашний, уютный. Супруга трогательно и доверчиво прильнула к мужу. А его глаза светятся радостью.
— Наташа, ты совершенно права. Портрет супругов Теодора и Елизаветы Дёллер необычен для школы русского камерного портрета середины 19-го столетия. Полотно эмоциональное, молодожёны не скрывают своих чувств, и художник Иван Кузьмич Макаров намеренно это подчёркивает.
— Смотрю на портрет, и думаю: воистину, неисповедимы пути Господни. Молодые люди были уверены, что им никогда не быть вместе. А потом стали счастливыми мужем и женой.
— Да, Теодор и Елизавета Дёллер прожили долгую совместную жизнь. Кстати, впоследствии супруги много фотографировались. Но первым их семейное счастье запечатлел художник Иван Кондратьевич Макаров.
— Благодаря ему сегодня и мы можем почувствовать это счастье молодожёнов и искренне порадоваться за них.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Благодарность Богу». Священник Антоний Лакирев
У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о важных темах подготовки к Рождеству Христову, в частности, о благодарности Богу и как это чувство может лежать в основе отношений человека с Творцом.
Все выпуски программы Светлый вечер
Ейск. Никольский собор
В самом центре приморского города Ейска, что в Краснодарском крае, есть площадь Революции. До октябрьского переворота 1917 года она носила имя целителя Пантелеимона. Этому святому был посвящён и храм, построенный здесь в 1890 году. Его четырёхъярусная колокольня возносилась над площадью и была видна издалека со стороны Азовского моря. В 1936 году Свято-Пантелеимоновскую церковь взорвали безбожники, пришедшие к власти. В пятидесятых годах двадцатого века на месте некрополя, окружавшего храм, построили кинотеатр «Октябрь». А в конце столетия это здание передали православным. Строение, украшенное колоннадами в классическом стиле, реконструировали под церковь и освятили её во имя Николая Чудотворца. В 2008 году с западной стороны возле храма поставили каменную трёхъярусную колокольню. Двенадцать её колоколов каждый день созывают жителей Ейска на богослужения.
Радио ВЕРА в Ейске можно слушать на частоте 101,1 FM
Задонск. Преподобный Георгий Задонский
В летописи Задонского Рождествоо-Богородицкого монастыря примечательно имя преподобного Георгия. Святой родился в 1788 году в Вологде, в семье дворян Мишуриных. В девятнадцать лет поступил на службу в гусарский полк. Защищал родину на полях Отечественной войны 1812 года, а по её окончании задумался о том, чтобы уйти в монастырь. Офицер всё больше вреaмени уделял чтению духовных книг, ходил в храм и усердно молился. В сентябре 1818 года он стал послушником монастыря Рождества Богородицы в Задонске. Молодой инок хранил безмолвие, спал лишь сидя. Смиряя плоть, не снимал железный пояс с острыми шипами. Пять лет он не выходил из своей кельи. Люди присылали подвижнику письма с вопросами о спасении души, и он писал в ответ. После смерти святого его наставления издали отдельной книгой. Мощи преподобного Георгия пребывают в Задонском монастыре Рождества Богородицы.
Радио ВЕРА в Задонске можно слушать на частоте 95,2 FM