
Фото: Jacob Bentzinger/Unsplash
В ноябре тысяча девятисотого года в китайском городе Хайларе дальневосточный купец Иван Васильевич Кулаев ещё раз поцеловал на прощанье свою жену и десятимесячного сына, затянул подпругу и ловко вскочил в седло. Он торопился на карьер, где обтёсывали камень для мостов Китайско-Восточной железной дороги: у Кулаева было несколько подрядов на строительство самых сложных участков железного пути. По дороге он обдумывал последние слухи: говорили, что в Пекине разразилось боксёрское восстание — бедные крестьяне и разорившиеся ремесленники начали убивать иностранцев, считая их причиной всех своих бед. Однако Пекин был очень далеко от Хайлара, к тому же здесь от восставших могла защитить русская пограничная стража.
Когда Иван Васильевич возвращался с карьера, служащие передали ему телеграмму военных властей с требованием очистить Хайлар от русских жителей — город атаковали отряды восставших. В глазах Кулаева потемнело; неотступно сверлила мысль, как там жена и малыш, не случилось ли чего с ними. Купец бросился обратно домой, но нашёл двери на замке. К счастью, Кулаеву сообщили, что его близкие успели уехать и находятся на русском пограничном посту в полной безопасности. В память об избавлении своей семьи от смертельной опасности Иван Васильевич решил построить храм в честь Казанской иконы Божьей Матери на своей родине — в селе Тюльково Балахтинской волости Красноярского края.
Жизнь Ивана Васильевича Кулаева больше похожа на приключенческий роман. Осиротев в шестнадцать лет, он рано стал самостоятельным хозяином значительного торгового дела отца. Ещё юношей Кулаев основал первый в Сибири медеплавильный завод, затем добывал золото на Алтае, строил железную дорогу, открывал на станциях универсальные магазины. Немалый доход приносили предпринимателю мукомольные заводы во Владивостоке, Манчжурии и Хабаровске. Вскоре Кулаев основал в китайском городе Харбине Русское мукомольное товарищество, и Русско-Азиатский банк передал в его ведение все мукомольные дела.
Иван Васильевич Кулаев считал, что богатство даётся человеку Богом для использования на благо тех, кто нуждается. Достигнув финансового благополучия, будучи при этом скромным человеком, далёким от роскоши и излишеств, Иван Васильевич всю жизнь отчислял на дела благотворительности от пятнадцати до двадцати процентов своей прибыли. Он строил в Сибири церкви, школы, больницы, оказывал помощь детским приютам и другим благотворительным учреждениям.
После революции всё имущество Кулаева в России было национализировано. Ему пришлось окончательно перебраться в Харбин, ставший убежищем для многих беженцев от большевистской власти. Здесь Иван Васильевич активно защищал русские интересы в качестве гласного Харбинской Думы. Кулаев оказывал помощь тем, кто так же, как и он, был вынужден покинуть Россию — финансировал приют и благотворительную столовую для русских эмигрантов. Иван Васильевич немало жертвовал на русское реальное училище в Харбине и содержал школы на станциях Китайско-Восточной железной дороги.
Спустя несколько лет Кулаев переехал в США. В тысяча девятьсот тридцатом году в Сан-Франциско им был основан Просветительно-Благотворительный Фонд. На создание фонда Иван Васильевич пожертвовал двести тысяч американских долларов. Фонд финансировал множество православных семинарий, школ, домов престарелых и русских культурно-просветительских организаций по всем миру. Также Фондом выдавались пособия нуждавшимся русским эмигрантам, живущим в двадцати восьми странах мира, к примеру, известному писателю Ивану Шмелёву, переживавшему на чужбине нелёгкие времена.
На праздновании своего восьмидесятилетия Иван Васильевич Кулаев получил множество поздравлений и приветствий от тех организаций и частных лиц, кому он помогал и кого поддерживал. Известный философ Иван Александрович Ильин писал Кулаеву: «За тысячи вёрст чую в Вас родное русское сердце, бьющееся для России и молящееся за неё. Спасибо Вам за это и за всё, что Вы для неё сделали и делаете».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема