
Фото: Jacob Bentzinger/Unsplash
В ноябре тысяча девятисотого года в китайском городе Хайларе дальневосточный купец Иван Васильевич Кулаев ещё раз поцеловал на прощанье свою жену и десятимесячного сына, затянул подпругу и ловко вскочил в седло. Он торопился на карьер, где обтёсывали камень для мостов Китайско-Восточной железной дороги: у Кулаева было несколько подрядов на строительство самых сложных участков железного пути. По дороге он обдумывал последние слухи: говорили, что в Пекине разразилось боксёрское восстание — бедные крестьяне и разорившиеся ремесленники начали убивать иностранцев, считая их причиной всех своих бед. Однако Пекин был очень далеко от Хайлара, к тому же здесь от восставших могла защитить русская пограничная стража.
Когда Иван Васильевич возвращался с карьера, служащие передали ему телеграмму военных властей с требованием очистить Хайлар от русских жителей — город атаковали отряды восставших. В глазах Кулаева потемнело; неотступно сверлила мысль, как там жена и малыш, не случилось ли чего с ними. Купец бросился обратно домой, но нашёл двери на замке. К счастью, Кулаеву сообщили, что его близкие успели уехать и находятся на русском пограничном посту в полной безопасности. В память об избавлении своей семьи от смертельной опасности Иван Васильевич решил построить храм в честь Казанской иконы Божьей Матери на своей родине — в селе Тюльково Балахтинской волости Красноярского края.
Жизнь Ивана Васильевича Кулаева больше похожа на приключенческий роман. Осиротев в шестнадцать лет, он рано стал самостоятельным хозяином значительного торгового дела отца. Ещё юношей Кулаев основал первый в Сибири медеплавильный завод, затем добывал золото на Алтае, строил железную дорогу, открывал на станциях универсальные магазины. Немалый доход приносили предпринимателю мукомольные заводы во Владивостоке, Манчжурии и Хабаровске. Вскоре Кулаев основал в китайском городе Харбине Русское мукомольное товарищество, и Русско-Азиатский банк передал в его ведение все мукомольные дела.
Иван Васильевич Кулаев считал, что богатство даётся человеку Богом для использования на благо тех, кто нуждается. Достигнув финансового благополучия, будучи при этом скромным человеком, далёким от роскоши и излишеств, Иван Васильевич всю жизнь отчислял на дела благотворительности от пятнадцати до двадцати процентов своей прибыли. Он строил в Сибири церкви, школы, больницы, оказывал помощь детским приютам и другим благотворительным учреждениям.
После революции всё имущество Кулаева в России было национализировано. Ему пришлось окончательно перебраться в Харбин, ставший убежищем для многих беженцев от большевистской власти. Здесь Иван Васильевич активно защищал русские интересы в качестве гласного Харбинской Думы. Кулаев оказывал помощь тем, кто так же, как и он, был вынужден покинуть Россию — финансировал приют и благотворительную столовую для русских эмигрантов. Иван Васильевич немало жертвовал на русское реальное училище в Харбине и содержал школы на станциях Китайско-Восточной железной дороги.
Спустя несколько лет Кулаев переехал в США. В тысяча девятьсот тридцатом году в Сан-Франциско им был основан Просветительно-Благотворительный Фонд. На создание фонда Иван Васильевич пожертвовал двести тысяч американских долларов. Фонд финансировал множество православных семинарий, школ, домов престарелых и русских культурно-просветительских организаций по всем миру. Также Фондом выдавались пособия нуждавшимся русским эмигрантам, живущим в двадцати восьми странах мира, к примеру, известному писателю Ивану Шмелёву, переживавшему на чужбине нелёгкие времена.
На праздновании своего восьмидесятилетия Иван Васильевич Кулаев получил множество поздравлений и приветствий от тех организаций и частных лиц, кому он помогал и кого поддерживал. Известный философ Иван Александрович Ильин писал Кулаеву: «За тысячи вёрст чую в Вас родное русское сердце, бьющееся для России и молящееся за неё. Спасибо Вам за это и за всё, что Вы для неё сделали и делаете».
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога.
Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года.
В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом.
Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.









Московский и Всея Руси

Московский и Всея Руси
Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди