 Симеону Гордому наследовал брат его — Иоанн Красный, прозванный так за великую свою красоту. Его называли также Добрым, так как это был князь «кроткий, тихий и милостивый». Но что служит лучшим украшением иноков, не всегда соответствует правителям. «Время Государей тихих», — говорит Карамзин, — «редко бывает спокойно, и мягкосердечие их имеет вид слабости, благоприятной для внешних врагов».
Симеону Гордому наследовал брат его — Иоанн Красный, прозванный так за великую свою красоту. Его называли также Добрым, так как это был князь «кроткий, тихий и милостивый». Но что служит лучшим украшением иноков, не всегда соответствует правителям. «Время Государей тихих», — говорит Карамзин, — «редко бывает спокойно, и мягкосердечие их имеет вид слабости, благоприятной для внешних врагов».
Когда князья поехали в Орду узнать, кто будет их главой, новгородцы отправили особого посла с большими деньгами на подкуп, чтобы устроить великое княжение не Москве, а суздальскому князю Константину. Однако, хан Чанибек решил дело в пользу московского князя Иоанна.
В то же время и Рязанский князь Олег дерзнул подняться на Иоанна. Он взял принадлежавший Москве город Лопасню и увел его наместника в плен. Иоанн не пошел на него войной, а удовольствовался освобождением упомянутого наместника из неволи. В свою очередь и Ольгерд Литовский тоже не замедлил воспользоваться слабостью Иоанна. Он присоединил к себе Брянск и занял было своим войском Ржев, чем открыл себе путь к Москве и Твери. Но встревоженные тверичи и жители Можайска поспешили вооружиться и сами выгнали из Ржева литовцев.
Отсутствие твердой великокняжеской руки давало себя знать и в самой Руси. В Твери, Муроме и Новгороде во время Иоанна Доброго, шли жестокие усобицы. Даже в самой Москве не было спокойно. Здесь, еще во время Симеона Гордого, важную должность тысяцкого занимал некий боярин Алексей Петрович Хвост. Он затеял крамолу против великого князя, но решительный Симеон быстро ее прекратил, изгнав Алексея Петровича из своих владений и лишив его всех волостей.
Однако, Хвост стал вновь тысяцким после смерти Симеона. Нет сомнения, что большинство остальных московских бояр, были крайне недовольны его возвышением и неоднократно высказывали это великому князю. Но слабовольный Иоанн не обращал на это внимания.
И вот, 3 февраля 1357 года, тело Алексея Петровича было найдено на площади. После этого убийства в городе стал сильный мятеж, причем многие бояре временно выехали даже из Москвы в Рязань.
Среди этих досадных нестроений все более и более возрастало значение и обаяние митрополита Алексия, отличавшегося, помимо святости жизни, также и обширнейшей образованностью.
В 1357 году, хан Чанибек потребовал его к себе для исцеления своей любимой жены Тайдулы, тяжко больной и ослепшей уже три года назад.
Перед отправлением в Орду, святитель отслужил молебен у мощей митрополита Петра. Вдруг на глазах у всех сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца. С остатком этой свечи и освященной водой, Алексий отправился в Орду, усердно помолился над Тайдулой, окропил ее святой водой, и она чудесно прозрела. После этого, он с великой честью вернулся в Москву и заложил, в память исцеления Тайдулы, Чудов монастырь. Кроме того, в честь царицы был основан и город Тула.
Вскоре, в том же 1357 году, хан Чанибек был убит сыном своим Бердибеком, который, заодно с отцом, убил и двенадцать своих братьев.
Тревожное время настало тогда и для Русской Земли. Явился грозный посол от нового хана с требованием чрезвычайного сбора дани.
Чтобы отвратить гнев хана, митрополит Алексий вторично отправился в Орду из Москвы молить его за Русь. Он потерпел там большую тесноту, но все-таки успел, при содействии благодарной ему матери Бердибека — Тайдулы, отклонить грозившую беду и был отпущен с честью и миром.
При возвращении в Москву, Алексию была устроена торжественная встреча. Великий князь, бояре и народ встретили его как утешителя небесного. Особенно же трогательно было видеть, как восьмилетний старший сын Иоанна — Димитрий, говорил ему, проливая от волнения слезы: «О, Владыко! Ты даровал нам житие мирное. Чем можем мы изъявить тебе нашу благодарность?»
Вскоре после этого, в 1359 году, умер Иоанн Добрый, имея всего 33 года от роду. После него остались малолетние сыновья — Димитрий и Иоанн и малолетний же племянник — Владимир Андреевич.
Почти одновременно с кончиною Иоанна, был убит и хан Бердибек сыном своим — Кульпою. Это было началом ряда кровавых переворотов в Орде. Причем ханы один за другим вступали на престол через трупы своих предшественников, что сильно пошатнуло могущество Татар.
«Бутовский реквием». Игорь Гарькавый, монахиня Амвросия (Хромова)
У нас в студии были директор мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорь Гарькавый и насельница женского монастыря в честь Державной иконы Богородицы в Калининградской области монахиня Амвросия (Хромова).
Разговор шел о подвиге новомучеников, а также о поэме нашей гостьи «Бутовский реквием», посвященной людям, расстрелянным за веру на Бутовском полигоне в 30-е годы прошлого века.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Третья беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям при Н.С. Хрущеве (эфир 29.10.2025)
Четвертая беседа с Игорем Гарькавым была посвящена людям, пострадавшим на Бутовском полигоне (30.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
 
                                    
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День памяти жертв политических репрессий;
— Служение священников в зоне военных действий;
— Современные Российско-Китайские отношения;
— Диалоги культур разных стран;
— «Наивные» вопросы о Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 31.10.2025». Арсений Федоров, Ольга Зайцева
 
                                    
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Кира Лаврентьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианская культура Востока;
— Свидетельство о Христе и мученичество;
— Материалы Академии журнала «Фома» ко дню рождения Ивана Алексеевича Бунина;
— Жизнь и служение Иосифа Муньоса-Кортеса, хранителя Иверской Монреальской иконы Богородицы.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал



 
 



