
— Мама, посмотри, это же мы с Наташей на картине Ивана Горохова «У постели выздоравливающей»!
— Да, Лиза, очень похоже! Узнаваемая сценка. Совсем недавно я видела её дома, а теперь вот в Бурятском художественном музее. И впрямь, будто ты лежишь с температурой, а приятельница пришла тебя навестить.
— И так же, как мы, девушки читают вслух книгу. У нас это были «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Интересно, чем гостья на картине развлекает выздоравливающую?
— Ну, как мы сейчас можем это узнать...
— Узнать не можем, а предположить — вполне! Простите, что вмешался в разговор, но я тоже задумывался над тем, что могли читать подруги на картине Ивана Горохова.
— Ой, как интересно!
— И к какому выводу вы пришли?
— Это 1886 год. Период расцвета Чехова, как автора миниатюрных юмористических рассказов. Очень подходящее чтение во время болезни.
— Но девушки на картине выглядят серьёзными...
— Значит, возможно, они погружены в события повести Владимира Короленко «Дети подземелья». Она была впервые напечатана в журнале «Русская мысль» в конце 1885 года.
— Мы в школе проходили эту книгу. Она слишком грустная, чтобы слушать её во время болезни.
— Тогда как вам такой вариант — фантастическая повесть Жюля Верна «Робур-Завоеватель»? Девушки вполне могли читать издание на французском языке. Судя по обстановке в комнате, они образованные. Скорее всего, это курсистки — слушательницы Высших женских курсов.
— Почему вы так предположили?
— На картине очень много говорящих деталей. Так, слева на этажерке стопка книг. Они сложены хаотично — то есть, востребованы. Справа на стене рядом с семейными фотографиями — портрет крестьянки в сарафане. Значит, хозяйка увлечена идеями народничества — сближения интеллигенции с простыми людьми. Всё это укладывается в образ дворянки, которая учится, чтобы потом работать в деревне врачом или учительницей.
— Получается, что на картине, по определению учебника истории — «типичные представительницы передового дворянства». Девушки так близки по духу, что даже похожи друг на друга, как сёстры.
— Ну, это ещё и потому, что моделью Ивану Горохову служила невеста Верочка. С будущей жены художник писал и хозяйку, и гостью. Картина «У постели выздоравливающей» стала его дипломной работой по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Иван Лаврентьевич получил за неё высшую награду — Большую серебряную медаль.
— Разве высшая награда — не золотая медаль?
— Золотую давали только выпускникам Академии художеств. Горохов собирался продолжить там образование, но передумал.
— А почему?
— Из-за бедности. Иван Лаврентьевич был из крестьян, не имел никакого капитала, и жил тем, что зарабатывал. По окончании училища он вернулся на родину, в Можайск, преподавал там живопись в реальном училище, писал картины на заказ. Поэтому основная часть его наследия осела в частных коллекциях. Можно сказать, что нам повезло увидеть одну из работ Горохова.
— Да ещё такую — выразительную, содержательную.
— Интересную!
— Вневременную! Недаром вы, юная леди, узнали себя в картине «У постели выздоравливающей». В этом полотне сквозь приметы эпохи видны черты, свойственные девушкам всех столетий — романтизм, участливость, сердечность. Женственность в одном из лучших своих проявлений.
Картину Ивана Горохова «У постели выздоравливающей» можно увидеть в Улан-Удэ, в Бурятском республиканском художественном музее имени Цыренжапа Сампилова.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер