Иван Горохов. «У постели выздоравливающей» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иван Горохов. «У постели выздоравливающей»

* Поделиться
Картина на мольберте.

— Мама, посмотри, это же мы с Наташей на картине Ивана Горохова «У постели выздоравливающей»!

— Да, Лиза, очень похоже! Узнаваемая сценка. Совсем недавно я видела её дома, а теперь вот в Бурятском художественном музее. И впрямь, будто ты лежишь с температурой, а приятельница пришла тебя навестить.

— И так же, как мы, девушки читают вслух книгу. У нас это были «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Интересно, чем гостья на картине развлекает выздоравливающую?

— Ну, как мы сейчас можем это узнать...

— Узнать не можем, а предположить — вполне! Простите, что вмешался в разговор, но я тоже задумывался над тем, что могли читать подруги на картине Ивана Горохова.

— Ой, как интересно!

— И к какому выводу вы пришли?

— Это 1886 год. Период расцвета Чехова, как автора миниатюрных юмористических рассказов. Очень подходящее чтение во время болезни.

— Но девушки на картине выглядят серьёзными...

— Значит, возможно, они погружены в события повести Владимира Короленко «Дети подземелья». Она была впервые напечатана в журнале «Русская мысль» в конце 1885 года.

— Мы в школе проходили эту книгу. Она слишком грустная, чтобы слушать её во время болезни.

— Тогда как вам такой вариант — фантастическая повесть Жюля Верна «Робур-Завоеватель»? Девушки вполне могли читать издание на французском языке. Судя по обстановке в комнате, они образованные. Скорее всего, это курсистки — слушательницы Высших женских курсов.

— Почему вы так предположили?

— На картине очень много говорящих деталей. Так, слева на этажерке стопка книг. Они сложены хаотично — то есть, востребованы. Справа на стене рядом с семейными фотографиями — портрет крестьянки в сарафане. Значит, хозяйка увлечена идеями народничества — сближения интеллигенции с простыми людьми. Всё это укладывается в образ дворянки, которая учится, чтобы потом работать в деревне врачом или учительницей.

— Получается, что на картине, по определению учебника истории — «типичные представительницы передового дворянства». Девушки так близки по духу, что даже похожи друг на друга, как сёстры.

— Ну, это ещё и потому, что моделью Ивану Горохову служила невеста Верочка. С будущей жены художник писал и хозяйку, и гостью. Картина «У постели выздоравливающей» стала его дипломной работой по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчестваИван Лаврентьевич получил за неё высшую награду — Большую серебряную медаль.

— Разве высшая награда — не золотая медаль?

— Золотую давали только выпускникам Академии художествГорохов собирался продолжить там образование, но передумал.

— А почему?

— Из-за бедности. Иван Лаврентьевич был из крестьян, не имел никакого капитала, и жил тем, что зарабатывал. По окончании училища он вернулся на родину, в Можайск, преподавал там живопись в реальном училище, писал картины на заказ. Поэтому основная часть его наследия осела в частных коллекциях. Можно сказать, что нам повезло увидеть одну из работ Горохова.

— Да ещё такую — выразительную, содержательную.

— Интересную!

— Вневременную! Недаром вы, юная леди, узнали себя в картине «У постели выздоравливающей». В этом полотне сквозь приметы эпохи видны черты, свойственные девушкам всех столетий — романтизм, участливость, сердечность. Женственность в одном из лучших своих проявлений.

Картину Ивана Горохова «У постели выздоравливающей» можно увидеть в Улан-Удэ, в Бурятском республиканском художественном музее имени Цыренжапа Сампилова.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем