
— Мама, посмотри, это же мы с Наташей на картине Ивана Горохова «У постели выздоравливающей»!
— Да, Лиза, очень похоже! Узнаваемая сценка. Совсем недавно я видела её дома, а теперь вот в Бурятском художественном музее. И впрямь, будто ты лежишь с температурой, а приятельница пришла тебя навестить.
— И так же, как мы, девушки читают вслух книгу. У нас это были «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Интересно, чем гостья на картине развлекает выздоравливающую?
— Ну, как мы сейчас можем это узнать...
— Узнать не можем, а предположить — вполне! Простите, что вмешался в разговор, но я тоже задумывался над тем, что могли читать подруги на картине Ивана Горохова.
— Ой, как интересно!
— И к какому выводу вы пришли?
— Это 1886 год. Период расцвета Чехова, как автора миниатюрных юмористических рассказов. Очень подходящее чтение во время болезни.
— Но девушки на картине выглядят серьёзными...
— Значит, возможно, они погружены в события повести Владимира Короленко «Дети подземелья». Она была впервые напечатана в журнале «Русская мысль» в конце 1885 года.
— Мы в школе проходили эту книгу. Она слишком грустная, чтобы слушать её во время болезни.
— Тогда как вам такой вариант — фантастическая повесть Жюля Верна «Робур-Завоеватель»? Девушки вполне могли читать издание на французском языке. Судя по обстановке в комнате, они образованные. Скорее всего, это курсистки — слушательницы Высших женских курсов.
— Почему вы так предположили?
— На картине очень много говорящих деталей. Так, слева на этажерке стопка книг. Они сложены хаотично — то есть, востребованы. Справа на стене рядом с семейными фотографиями — портрет крестьянки в сарафане. Значит, хозяйка увлечена идеями народничества — сближения интеллигенции с простыми людьми. Всё это укладывается в образ дворянки, которая учится, чтобы потом работать в деревне врачом или учительницей.
— Получается, что на картине, по определению учебника истории — «типичные представительницы передового дворянства». Девушки так близки по духу, что даже похожи друг на друга, как сёстры.
— Ну, это ещё и потому, что моделью Ивану Горохову служила невеста Верочка. С будущей жены художник писал и хозяйку, и гостью. Картина «У постели выздоравливающей» стала его дипломной работой по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Иван Лаврентьевич получил за неё высшую награду — Большую серебряную медаль.
— Разве высшая награда — не золотая медаль?
— Золотую давали только выпускникам Академии художеств. Горохов собирался продолжить там образование, но передумал.
— А почему?
— Из-за бедности. Иван Лаврентьевич был из крестьян, не имел никакого капитала, и жил тем, что зарабатывал. По окончании училища он вернулся на родину, в Можайск, преподавал там живопись в реальном училище, писал картины на заказ. Поэтому основная часть его наследия осела в частных коллекциях. Можно сказать, что нам повезло увидеть одну из работ Горохова.
— Да ещё такую — выразительную, содержательную.
— Интересную!
— Вневременную! Недаром вы, юная леди, узнали себя в картине «У постели выздоравливающей». В этом полотне сквозь приметы эпохи видны черты, свойственные девушкам всех столетий — романтизм, участливость, сердечность. Женственность в одном из лучших своих проявлений.
Картину Ивана Горохова «У постели выздоравливающей» можно увидеть в Улан-Удэ, в Бурятском республиканском художественном музее имени Цыренжапа Сампилова.
Все выпуски программы: Краски России
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







