Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Еф., 216 зач., I, 1-9 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

Еф., 216 зач., I, 1-9.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Окружающая нас действительность бывает невыносимой, непонятной, пугающей, трагичной, одним словом, такой, за которой не представляется возможным увидеть Бога. Апостол Павел прекрасно всё это понимал. Более того, его жизнь — если подходить к ней с мерками современного светского общества — вовсе не была успешной и завидной. Сам апостол неоднократно рассказывал о своих многочисленных бедах; кроме того, у Павла не было самого элементарного — у него не было ни семьи, ни дома, ни хоть какой-то стабильности, а жизнь его и вовсе закончилась насильственной смертью. Но тем не менее апостол умел видеть во всём происходящим с ним в частности и с человечеством в целом благой промысел Божий. Об этом мы можем услышать в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Эфесянам.

Глава 1.

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:

2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,

4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,

5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,

7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем

Только что прозвучало самое начало Послания апостола Павла к Эфесянам, в нём, как мы слышали, апостол представился и назвал адресатов своего послания. Далее он перешёл к славословию Бога, присовокупив к славословию пространное и довольно непростое для понимания богословское рассуждение о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Любопытно, что прозвучавший сегодня отрывок, который не был кратким, содержал в себе меньше двух предложений. Если первое из них было совсем небольшим, то второе оказалось настолько громоздким, что Церковь предпочла не прочитывать его за богослужением полностью. Стоит сказать, что это не какая-то особенность русского перевода, нет, в оригинальном греческом тексте это предложение точно такое же — крайне протяжённое и чрезвычайно запутанное.

Впрочем, несмотря на его очевидную сложность, вычленить главную мысль апостола довольно просто: он написал, что Бог избрал нас во Христе прежде создания мира, что Бог предопределил усыновить нас через Иисуса Христа. Конечно, апостол Павел адресовал свои слова христианам, но так как христианином может быть любой человек, то эти апостольские слова относятся ко всему человечеству. В них обращает на себя убеждённость апостола Павла в том, что Бог ещё прежде творения мира определил нас спасти и усыновить через Христа. Получается, что Бог ещё до творения предвидел развитие человека, Он знал, что Адам и Ева падут, и вслед за их падением в мир войдёт смерть со всем своим ужасом. Если начать мыслить дальше, то мы неизбежно придём к выводу, что вообще все трагедии мира были известны Богу ещё до того, как мир получил бытие. И Бог, зная о них, не отказался от Своего плана.

Для человека, который не знаком со Священным Писанием, такое положение дел может показаться чем-то крайне циничным, недостойным Бога и никак не согласующимся с милосердием Божиим. Может, стоило отказаться от творения, если его результатом станет страдание? Бог дал ответ на этот вопрос, и Его ответ отрицательный. Но почему же так? И здесь нам отвечает всё тот же апостол Павел, но уже другим своим посланием — Первым посланием к Коринфянам, в котором есть такие слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Бог предопределил нас не к страданию, а к блаженству, тому блаженству, о котором мы не в состоянии и помыслить, история христианской святости доказала, что это блаженство и было целью творения.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем