
Однажды к известному пейзажисту Александру Киселёву пришёл гость. Внимательно рассматривая развешенные по стенам полотна, он остановился перед картиной художника Прянишникова «Воробьи», завороженно ахнул и весь вечер не отходил от шедевра. Перед уходом гость, неловко теребя в руках шляпу, попросил хозяина продать ему «Воробьёв». Киселёв наотрез отказался: «Пока жив, со мной картина будет», — ответил он.
Этим восхищённым гостем был Иван Евменьевич Цветков — банкир и большой ценитель искусства. Его коллекция живописи и графики вполне могла поспорить со знаменитым собранием Павла Третьякова, однако тактичный Цветков отзывался о ней скромно: «У Третьякова — дивное исследование по истории искусства, а у меня — только конспект», — говорил он.
Иван Евменьевич родился в одном из сёл Алатырского уезда, в семье бедного сельского священника. В возрасте одиннадцати лет он поступил в духовное училище, намереваясь пойти по стопам не только отца, но и деда, и прадеда. «Мои предки в пяти поколениях были православные священники, люди умные, честные», — вспоминал Иван Евменьевич. Однако по окончании училища Иван сделал выбор в пользу светской службы, и поступил в Московский Императорский университет на факультет математики. Учился он успешно, и сразу же по окончании института нашёл место бухгалтера в одном из московских банков. Прошло немного времени, и способный, трудолюбивый работник высоко поднялся по карьерной лестнице: Иван Цветков был избран председателем Оценочной комиссии Земельного банка.
В полной мере оценил Иван Евменьевич и культурные возможности Москвы: с увлечением он чуть ли не каждый день ходил в театр, посещал музеи и выставки. Разумеется, не обошёл стороной и Третьяковскую галерею. Первый же визит туда стал переломным моментом в жизни Цветкова: он словно побывал в другом, удивительном и волшебном мире, где каждый художник создает свою реальность, непостижимым образом вдыхая жизнь в хаотичные на первый взгляд мазки. Из Третьяковки Иван Евменьевич вышел, потрясённый. Именно тогда и решил он собирать собственную коллекцию картин.
Первым в его собрании стало полотно Василия Поленова «Сказитель Никита Богданов». С каждым годом коллекция росла — стены цветковского дома украшали картины знаменитых ныне художников Брюллова, Маковского, Репина, Ярошенко, Васнецова. Вкус и художественное чутьё Цветкова были безупречными: именно он открыл широкой публике талант тогда еще никому не известных Тропинина и Венецианова. В коллекционировании Иван Евменьевич не придерживался какого-то определенного принципа. Он приобретал то, что поражало и захватывало его воображение, и мог сколь угодно долго охотиться за понравившейся картиной.
К примеру, тех самых «Воробьёв» художника Прянишникова Цветков безуспешно пытался выторговать на протяжении целых двадцати лет, и только после смерти владельца вдова согласилась продать ему картину.
Когда коллекция перестала умещаться в особняке Цветкова, он решил построить для неё отдельное здание. На Пречистенской набережной, неподалёку от храма Христа Спасителя, он возвёл чудо-терем по проекту своего друга, художника Виктора Васнецова. Туда и была перенесена бесценная цветковская коллекция. А через несколько лет Иван Евменьевич целиком преподнёс её, вместе с домом, в дар городу. Так в Москве появилась Цветковская галерея, в которой были выставлены четыреста пятьдесят картин, полторы тысячи рисунков и тридцать шесть скульптур. До конца своих дней Иван Цветков оставался главным хранителем этого, теперь уже народного, культурного и духовного богатства.
Ивана Евменьевич ушёл из жизни в феврале тысяча девятьсот семнадцатого. В своём завещании он оставлял проценты с собственного капитала на учреждение гимназических стипендий. Однако на дворе, увы, было уже совсем другое время, и это благое начинание не осуществилось. Но дело всей жизни Цветкова — его галерея — к счастью, пережила все трудности и невзгоды времени. В первые советские годы большая её часть была передана в столь любимую Иваном Евменьевичем Третьяковку, остальные картины попали в Государственный музейный фонд, и разошлись по региональным музеям. В «тереме» на Пречистенке теперь посольство Франции. Но под французским флагом — мемориальная доска в честь великого русского мецената.
Все выпуски программы Имена милосердия
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема