Каждый день, ближе к обеденному времени, на улицах Харбина – города в Китае, основанного русскими в качестве железнодорожной станции в 1898 году, появлялись сотни бедно одетых людей, в основном женщин. Они торопились, пряча глаза, в столовую фирмы «Чурин и Ко» за бесплатными обедами – для себя и своих близких. Нелегко пришлось русским беженцам в Китае 20-30-х годов двадцатого века: если бы не помощь благотворительных организаций, многие бы не пережили трудности эмигрантской жизни. К счастью «Харбинский Комитет помощи русским беженцам» создал целую систему мер помощи нуждающимся людям. Немало жертвовала Комитету одна из крупнейших торговых империй Дальнего Востока, основанная талантливым купцом и щедрым меценатом Иваном Чуриным.
Иван - седьмой сын в семье иркутского купца Якова Чурина, родился в 1834 году. В 20 лет Иван Чурин отправился вместе с экспедицией генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского покорять приамурские просторы. Дальневосточным первопроходцам требовались товары первой необходимости: Иван стал самостоятельно водить торговые караваны в казацкие поселения, расположенные по линии русско-китайской границы. В 1867 году Иван Яковлевич основал торговый дом "Чурин и Ко", а в 70-х годах XIX века фирма имела свои магазины в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и других дальневосточных городах. С постройкой Китайско-Восточной железной дороги компания «Чурин и Ко» открыла магазины в Маньчжурии и Китае, в том числе в Харбине.
С самого начала своей деятельности Иван Яковлевич считал своим долгом помогать нуждающимся. Он был уверен, что нельзя творить благо напоказ: очень часто даже близкие не знали, сколько на самом деле средств тратит на пожертвования Иван Яковлевич. С 1885 года Чурин стал председателем совета сиропитательного дома Медведниковой – приюта для девочек-сирот 7-16 лет, в котором воспитанницы получали образование и профессию. Также щедро помогал Чурин иркутскому детскому приюту имени государыни императрицы Марии Федоровны. Когда в 1891 году многие губернии России поразил неурожай, приведший к голоду, Иван Яковлевич активно жертвовал в пользу пострадавшего населения.
Управление фабриками и заводами, открытие универсальных магазинов в самых красивых, современных зданиях – во всех сферах деятельности исключительный предпринимательский талант Чурина помогал ему добиваться успеха. Продукция Чуринской фирмы неоднократно получала золотые медали на крупнейших выставках в России и за рубежом. В универсальных магазинах «Чурин и Ко» можно было найти абсолютно всё - от разнообразных продуктов питания до свадебных нарядов и мебели. С первых лет деятельности эта компания стала образцом порядочности, эталоном качества. И в благотворительности Чурин добивался таких же высоких стандартов, как и в своем бизнесе: никогда не сорил деньгами и требовал подробного отчета от попечителей приютов, управителей банков, на что были потрачены его средства. Поскольку у Ивана Яковлевича не было своих детей, перед смертью он позаботился о тех, о ком заботился всю жизнь: завещал Мариинскому приюту 10 тысяч руб., Михаило-Архангельской (Харлампиевской) церкви и причту по 5 тысяч руб. Всё остальное состояние – около 500 тысяч рублей - Чурин завещал Сиропитательному дому. Когда в 1895 году Чурин умер, его хоронил весь Иркутск. Отпевали в Харлампиевской церкви, старостой которой Чурин долгое время был, и похоронили в ограде храма.
Жители Дальнего Востока не забыли Ивана Чурина: в 2010 году появилась мемориальная доска на здании бывшего магазина торгового дома «Чурин и Ко» в Благовещенске. В Харбине также помнят о русском купце-меценате. До сих пор действует универсам «Чурин», где установлен бронзовый бюст Ивана Яковлевича.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер