Каждый день, ближе к обеденному времени, на улицах Харбина – города в Китае, основанного русскими в качестве железнодорожной станции в 1898 году, появлялись сотни бедно одетых людей, в основном женщин. Они торопились, пряча глаза, в столовую фирмы «Чурин и Ко» за бесплатными обедами – для себя и своих близких. Нелегко пришлось русским беженцам в Китае 20-30-х годов двадцатого века: если бы не помощь благотворительных организаций, многие бы не пережили трудности эмигрантской жизни. К счастью «Харбинский Комитет помощи русским беженцам» создал целую систему мер помощи нуждающимся людям. Немало жертвовала Комитету одна из крупнейших торговых империй Дальнего Востока, основанная талантливым купцом и щедрым меценатом Иваном Чуриным.
Иван - седьмой сын в семье иркутского купца Якова Чурина, родился в 1834 году. В 20 лет Иван Чурин отправился вместе с экспедицией генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского покорять приамурские просторы. Дальневосточным первопроходцам требовались товары первой необходимости: Иван стал самостоятельно водить торговые караваны в казацкие поселения, расположенные по линии русско-китайской границы. В 1867 году Иван Яковлевич основал торговый дом "Чурин и Ко", а в 70-х годах XIX века фирма имела свои магазины в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и других дальневосточных городах. С постройкой Китайско-Восточной железной дороги компания «Чурин и Ко» открыла магазины в Маньчжурии и Китае, в том числе в Харбине.
С самого начала своей деятельности Иван Яковлевич считал своим долгом помогать нуждающимся. Он был уверен, что нельзя творить благо напоказ: очень часто даже близкие не знали, сколько на самом деле средств тратит на пожертвования Иван Яковлевич. С 1885 года Чурин стал председателем совета сиропитательного дома Медведниковой – приюта для девочек-сирот 7-16 лет, в котором воспитанницы получали образование и профессию. Также щедро помогал Чурин иркутскому детскому приюту имени государыни императрицы Марии Федоровны. Когда в 1891 году многие губернии России поразил неурожай, приведший к голоду, Иван Яковлевич активно жертвовал в пользу пострадавшего населения.
Управление фабриками и заводами, открытие универсальных магазинов в самых красивых, современных зданиях – во всех сферах деятельности исключительный предпринимательский талант Чурина помогал ему добиваться успеха. Продукция Чуринской фирмы неоднократно получала золотые медали на крупнейших выставках в России и за рубежом. В универсальных магазинах «Чурин и Ко» можно было найти абсолютно всё - от разнообразных продуктов питания до свадебных нарядов и мебели. С первых лет деятельности эта компания стала образцом порядочности, эталоном качества. И в благотворительности Чурин добивался таких же высоких стандартов, как и в своем бизнесе: никогда не сорил деньгами и требовал подробного отчета от попечителей приютов, управителей банков, на что были потрачены его средства. Поскольку у Ивана Яковлевича не было своих детей, перед смертью он позаботился о тех, о ком заботился всю жизнь: завещал Мариинскому приюту 10 тысяч руб., Михаило-Архангельской (Харлампиевской) церкви и причту по 5 тысяч руб. Всё остальное состояние – около 500 тысяч рублей - Чурин завещал Сиропитательному дому. Когда в 1895 году Чурин умер, его хоронил весь Иркутск. Отпевали в Харлампиевской церкви, старостой которой Чурин долгое время был, и похоронили в ограде храма.
Жители Дальнего Востока не забыли Ивана Чурина: в 2010 году появилась мемориальная доска на здании бывшего магазина торгового дома «Чурин и Ко» в Благовещенске. В Харбине также помнят о русском купце-меценате. До сих пор действует универсам «Чурин», где установлен бронзовый бюст Ивана Яковлевича.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.