
Фото: Petar Avramoski/Unsplash
Действительный статский советник, золотопромышленник Иван Базилевский славился на всю Уфу своей щедростью. «Для родного края он готов на любую жертву», - говорили про Ивана Фёдоровича. В Уфе второй половины 19-ого века действительно не было ни одного благотворительного учреждения, в котором Базилевский не принял бы участия.
Он родился в семье священника. Протоиерей Фёдор Базилевский служил в Богородицком храме города Стерлитамака Оренбургской губернии. Сын Иван окончил Уфимскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию, но по стопам отца не пошёл, а посвятил себя коммерции. Заработав капитал, Иван вложил его в золотые прииски. А когда стал миллионером, на золотых слитках, как тогда говорили, не сидел. И никогда не ставил личное обогащение во главу угла. Делиться богатством с людьми – вот что Иван Фёдорович считал святой обязанностью христианина.
Он выделил крупную сумму на достройку Казанского храма в Стерлитамаке – городе своего детства. На средства Базилевского отлили огромный колокол, звон которого был слышен на много вёрст кругом. В петербургской Академии художеств по заказу благотворителя писали иконостас для этого собора. А на кладбище, где был похоронен Базилевский-старший, любящий сын возвёл церковь.
В Уфе у Ивана Фёдоровича был особняк. Благотворитель подарил его городу с тем, чтобы в здании открыли училище для девочек. Базилевский каждый год перечислял крупные суммы на содержание бедных учеников уездных училищ, на покупку учебников, на устройство классов. Многие сельские школы губернии строились на деньги золотопромышленника.
Он всей душой сочувствовал уфимским беднякам, инвалидам, одиноким старикам и детям-сиротам. Строил богадельни и приюты. Оплатил юной Вере Тимановой учёбу в петербургской консерватории. Благодаря материальной помощи мецената Вера Викторовна стала известной всему миру пианисткой.
Когда в 1875-ом году в Уфе сгорел театр, и на постройку нового требовалось 12 000 рублей, Базилевский пожертвовал девять тысяч. А в 1886-ом он, к тому времени уже живший в Петербурге, прислал в Уфу денег на переиздание книги выдающегося учёного Петра Рычкова «Топография Оренбургской губернии». К деньгам прилагалось письмо, в котором было написано, что даритель не может не сочувствовать благой цели и средства на дело, предпринятое для пользы Оренбургского края, жертвует с величайшим удовольствием.
Поселившись в северной столице, Базилевский стал попечителем Александро-Мариинского приюта. В нём воспитывались дети бедняков. Их родители работали с утра до вечера, малыши по целым дням находились в приюте, домой они уходили только ночевать. В 1860-ом году Базилевский взял на себя все заботы по содержанию приюта. Здание изначально было деревянным. Иван Фёдорович выстроил для детей каменный дом с подвальным этажом и чудесным садом. Двадцать лет, до самой своей смерти, Базилевский опекал детей, выплачивал жалование воспитателям и поддерживал здание в прекрасном состоянии, ежегодно делая ремонт. И в общей сложности пожертвовал приюту целое состояние - 87 000 рублей. А когда умер, жертвователями учреждения, которое к тому времени называлось «Александро-Мариинским Ивана Базилевского», стали сын и брат Ивана Фёдоровича.
Имя благотворителя носил не только приют в Петербурге. Одну из улиц Уфы назвали Базилевской. Так же был назван театр, который построили на деньги мецената. А в 1886-ом году, когда праздновалось трёхсотлетие Уфы, Ивана Базилевского включили в список выдающихся уфимцев.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема