
Фото: Petar Avramoski/Unsplash
Действительный статский советник, золотопромышленник Иван Базилевский славился на всю Уфу своей щедростью. «Для родного края он готов на любую жертву», - говорили про Ивана Фёдоровича. В Уфе второй половины 19-ого века действительно не было ни одного благотворительного учреждения, в котором Базилевский не принял бы участия.
Он родился в семье священника. Протоиерей Фёдор Базилевский служил в Богородицком храме города Стерлитамака Оренбургской губернии. Сын Иван окончил Уфимскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию, но по стопам отца не пошёл, а посвятил себя коммерции. Заработав капитал, Иван вложил его в золотые прииски. А когда стал миллионером, на золотых слитках, как тогда говорили, не сидел. И никогда не ставил личное обогащение во главу угла. Делиться богатством с людьми – вот что Иван Фёдорович считал святой обязанностью христианина.
Он выделил крупную сумму на достройку Казанского храма в Стерлитамаке – городе своего детства. На средства Базилевского отлили огромный колокол, звон которого был слышен на много вёрст кругом. В петербургской Академии художеств по заказу благотворителя писали иконостас для этого собора. А на кладбище, где был похоронен Базилевский-старший, любящий сын возвёл церковь.
В Уфе у Ивана Фёдоровича был особняк. Благотворитель подарил его городу с тем, чтобы в здании открыли училище для девочек. Базилевский каждый год перечислял крупные суммы на содержание бедных учеников уездных училищ, на покупку учебников, на устройство классов. Многие сельские школы губернии строились на деньги золотопромышленника.
Он всей душой сочувствовал уфимским беднякам, инвалидам, одиноким старикам и детям-сиротам. Строил богадельни и приюты. Оплатил юной Вере Тимановой учёбу в петербургской консерватории. Благодаря материальной помощи мецената Вера Викторовна стала известной всему миру пианисткой.
Когда в 1875-ом году в Уфе сгорел театр, и на постройку нового требовалось 12 000 рублей, Базилевский пожертвовал девять тысяч. А в 1886-ом он, к тому времени уже живший в Петербурге, прислал в Уфу денег на переиздание книги выдающегося учёного Петра Рычкова «Топография Оренбургской губернии». К деньгам прилагалось письмо, в котором было написано, что даритель не может не сочувствовать благой цели и средства на дело, предпринятое для пользы Оренбургского края, жертвует с величайшим удовольствием.
Поселившись в северной столице, Базилевский стал попечителем Александро-Мариинского приюта. В нём воспитывались дети бедняков. Их родители работали с утра до вечера, малыши по целым дням находились в приюте, домой они уходили только ночевать. В 1860-ом году Базилевский взял на себя все заботы по содержанию приюта. Здание изначально было деревянным. Иван Фёдорович выстроил для детей каменный дом с подвальным этажом и чудесным садом. Двадцать лет, до самой своей смерти, Базилевский опекал детей, выплачивал жалование воспитателям и поддерживал здание в прекрасном состоянии, ежегодно делая ремонт. И в общей сложности пожертвовал приюту целое состояние - 87 000 рублей. А когда умер, жертвователями учреждения, которое к тому времени называлось «Александро-Мариинским Ивана Базилевского», стали сын и брат Ивана Фёдоровича.
Имя благотворителя носил не только приют в Петербурге. Одну из улиц Уфы назвали Базилевской. Так же был назван театр, который построили на деньги мецената. А в 1886-ом году, когда праздновалось трёхсотлетие Уфы, Ивана Базилевского включили в список выдающихся уфимцев.
«Преодоление зависимостей». Протоиерей Максим Плетнев

У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Разговор шел о том, как в жизнь человека проникают различные зависимости, как это влияет на него его близких, и как вера и обращение к Богу помогают на пути преодоления страстей и в борьбе с ними.
Все выпуски программы Светлый вечер
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема