
Фото: Petar Avramoski/Unsplash
Действительный статский советник, золотопромышленник Иван Базилевский славился на всю Уфу своей щедростью. «Для родного края он готов на любую жертву», - говорили про Ивана Фёдоровича. В Уфе второй половины 19-ого века действительно не было ни одного благотворительного учреждения, в котором Базилевский не принял бы участия.
Он родился в семье священника. Протоиерей Фёдор Базилевский служил в Богородицком храме города Стерлитамака Оренбургской губернии. Сын Иван окончил Уфимскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию, но по стопам отца не пошёл, а посвятил себя коммерции. Заработав капитал, Иван вложил его в золотые прииски. А когда стал миллионером, на золотых слитках, как тогда говорили, не сидел. И никогда не ставил личное обогащение во главу угла. Делиться богатством с людьми – вот что Иван Фёдорович считал святой обязанностью христианина.
Он выделил крупную сумму на достройку Казанского храма в Стерлитамаке – городе своего детства. На средства Базилевского отлили огромный колокол, звон которого был слышен на много вёрст кругом. В петербургской Академии художеств по заказу благотворителя писали иконостас для этого собора. А на кладбище, где был похоронен Базилевский-старший, любящий сын возвёл церковь.
В Уфе у Ивана Фёдоровича был особняк. Благотворитель подарил его городу с тем, чтобы в здании открыли училище для девочек. Базилевский каждый год перечислял крупные суммы на содержание бедных учеников уездных училищ, на покупку учебников, на устройство классов. Многие сельские школы губернии строились на деньги золотопромышленника.
Он всей душой сочувствовал уфимским беднякам, инвалидам, одиноким старикам и детям-сиротам. Строил богадельни и приюты. Оплатил юной Вере Тимановой учёбу в петербургской консерватории. Благодаря материальной помощи мецената Вера Викторовна стала известной всему миру пианисткой.
Когда в 1875-ом году в Уфе сгорел театр, и на постройку нового требовалось 12 000 рублей, Базилевский пожертвовал девять тысяч. А в 1886-ом он, к тому времени уже живший в Петербурге, прислал в Уфу денег на переиздание книги выдающегося учёного Петра Рычкова «Топография Оренбургской губернии». К деньгам прилагалось письмо, в котором было написано, что даритель не может не сочувствовать благой цели и средства на дело, предпринятое для пользы Оренбургского края, жертвует с величайшим удовольствием.
Поселившись в северной столице, Базилевский стал попечителем Александро-Мариинского приюта. В нём воспитывались дети бедняков. Их родители работали с утра до вечера, малыши по целым дням находились в приюте, домой они уходили только ночевать. В 1860-ом году Базилевский взял на себя все заботы по содержанию приюта. Здание изначально было деревянным. Иван Фёдорович выстроил для детей каменный дом с подвальным этажом и чудесным садом. Двадцать лет, до самой своей смерти, Базилевский опекал детей, выплачивал жалование воспитателям и поддерживал здание в прекрасном состоянии, ежегодно делая ремонт. И в общей сложности пожертвовал приюту целое состояние - 87 000 рублей. А когда умер, жертвователями учреждения, которое к тому времени называлось «Александро-Мариинским Ивана Базилевского», стали сын и брат Ивана Фёдоровича.
Имя благотворителя носил не только приют в Петербурге. Одну из улиц Уфы назвали Базилевской. Так же был назван театр, который построили на деньги мецената. А в 1886-ом году, когда праздновалось трёхсотлетие Уфы, Ивана Базилевского включили в список выдающихся уфимцев.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











