Картина Ивана Айвазовского «Радуга» — это своего рода ответ художника многочисленным критикам его творчества. Знаменитый живописец не только доказал этим сюжетом своё мастерство, но и вложил в него важный духовный смысл.

— Непременно останавливаюсь перед картиной Ивана Айвазовского «Радуга», когда бываю здесь, в Третьяковской галерее. Чудо, как хороша! Вы согласны, Маргарита Константиновна?
— Безусловно, Андрей Борисович. Мне кажется, это одно из лучших произведений гениального мариниста.
— Полотно небольшое по сравнению с другими холстами художника, но какова сила воздействия! Автор вовлекает тебя в драматический сюжет: бушующее море, корабль терпит бедствие, люди спасаются на шлюпках. И сердце замирает от вида волнующейся бездны! Почти физически ощущаешь солёные брызги, запах морской воды.
— А как выписана разноцветная сеть играющих на солнце капель? Выразительно, тонко! Радуга показана призрачной, мерцающей. Она дрожит над водой и вот-вот растает.
— И это удивительно! Радужное свечение влажного воздуха — явление ускользающее. Его современным фотоаппаратом трудно ухватить, и уж тем более маслом на холсте.
— Айвазовский был мастером останавливать мгновения, когда дело касалось водной стихии. Прекрасные морские виды выходили из-под его кисти с поразительной лёгкостью и быстротой. Живописцу одинаково хорошо удавались штиль и шторм, нежные восходы и лунные ночи. Он смело импровизировал, мог создать картину за один сеанс, причём не с натуры, а по памяти. Работал увлечённо и много.
— Такая продуктивность в какой-то момент сыграла с художником злую шутку. Чем больше он писал, тем обыденней казался многим современникам его талант.
— Да, стоит вспомнить, сколько критики обрушилось на Айвазовского в семидесятых годах девятнадцатого века! Мариниста обвиняли в том, что он повторяется в сюжетах, не совершенствует технику. Говорили, что его работы далеки от реальности. Что в них нет глубины, а есть только стремление к внешним эффектам.
— Если не ошибаюсь, «Радуга» была написана как раз в то время, когда все эти упрёки звучали?
— Да, в 1873 году. Картина стала своеобразным ответом строгим судьям. Для своего времени она была новаторством. Так радугу до Айвазовского не изображал никто.
— А в чем состояло новшество?
— Прежде художники выделяли яркость спектра за счёт соседних оттенков, на контрасте. А Иван Константинович передал сияние воздуха в той же нежной палитре, в которой написана вся картина. За счёт этого изображение приобрело естественную, природную мягкость, прозрачность и чистоту. А чтобы усилить эффект, автор заказал для полотна не золотую раму, как делал чаще всего, а строгую чёрную.
— Но картина Айвазовского хороша не только совершенством техники. Главное её достоинство — глубокий смысл.
— О, да! В библейской книге Бытия радуга представлена как знамение завета между человеком и Богом. В работе мариниста этот символ обрёл живое звучание. Люди на картине находятся во власти стихии. Волна закрыла горизонт и вот-вот обрушится на лодки. Кажется, что надежды на спасение нет. Но художник уверенно утверждает — она есть! Радуга сияет над бушующей бездной, и значит, Господь рядом.
— Картина Ивана Айвазовского ценна ещё и потому, что не только с мореплавателями случаются штормы. Порой житейские бури ставят нас на грань отчаяния.
— И только память о Боге помогает хранить надежду. Помните, как автор Псалтыри, израильский царь Давид, обращается к Создателю в одной из своих песней? «Если и пойду во мраке, грозящем смертью, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». И полотно Айвазовского «Радуга» — словно живописный псалом, осеняющий пространство Третьяковской галереи.
Поможем школе-интернату в Тверской области

С 13 лет Настя жила в Максатихинской школе-интернате, которая располагается в Тверской области. Девочку сюда прямо с улицы доставили социальные работники. Поскольку родителей у Насти нет, она жила с бабушкой. Женщина совсем о ней не заботилась. Хрупкий, замкнутый, агрессивный ребёнок в потрёпанной и грязной одежде — такой впервые увидели девочку сотрудники учреждения. Чтобы расположить её к себе и многому научить, им потребовались немало усилий и времени. Но этот труд не был напрасным. К 18 годам Настя стала совсем другим человеком. Она превратилась в приятную, трудолюбивую, добрую и ответственную девушку. Анастасия вышла замуж за молодого человека, который ранее окончил ту же школу-интернат. Сейчас они с супругом воспитывают четверых детей. У них свой дом в Тверской области и хозяйство. Глава семьи работает в МЧС, а Настя занимается детьми и домом.
Истории с добрым продолжением — это самая лучшая награда для сотрудников Максатихинской школы-интерната. «Для нас счастье, когда мы можем вернуть исковерканным детским душам покой и тепло, научить ребят ценить семью и подготовить их к самостоятельной жизни», — говорят они.
Сегодня в учреждении находятся 48 детей, среди них подопечные с инвалидностью. Для того, чтобы все ребята продолжали жить в комфортных условиях, необходимо обновить в детских комнатах кровати, обустроить место для досуга и творчества. Также важно приобрести развивающие игры и методические материалы. А ещё купить для подопечных нижнее бельё, в котором всегда есть необходимость.
Сбор для Максатихинской школы-интерната открыт на сайте Тверского фонда «Рука помощи».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Россия при Николае II». Дмитрий Казанцев

У нас в студии кандидат юридических наук Дмитрий Казанцев.
Разговор шел об истории России в конце 19-го, начале 20-го веков в период правления императора Николая II, какие основы в развитие России закладывались тогда, а также о том, как в это время менялась жизнь Русской церкви.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Культура как пространство смыслов;
— Христианская культура и культура других религиозных традиций;
— Миссия в христианских странах;
— Целостность человека в контексте культуры.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер