Картина Ивана Айвазовского «Радуга» — это своего рода ответ художника многочисленным критикам его творчества. Знаменитый живописец не только доказал этим сюжетом своё мастерство, но и вложил в него важный духовный смысл.
— Непременно останавливаюсь перед картиной Ивана Айвазовского «Радуга», когда бываю здесь, в Третьяковской галерее. Чудо, как хороша! Вы согласны, Маргарита Константиновна?
— Безусловно, Андрей Борисович. Мне кажется, это одно из лучших произведений гениального мариниста.
— Полотно небольшое по сравнению с другими холстами художника, но какова сила воздействия! Автор вовлекает тебя в драматический сюжет: бушующее море, корабль терпит бедствие, люди спасаются на шлюпках. И сердце замирает от вида волнующейся бездны! Почти физически ощущаешь солёные брызги, запах морской воды.
— А как выписана разноцветная сеть играющих на солнце капель? Выразительно, тонко! Радуга показана призрачной, мерцающей. Она дрожит над водой и вот-вот растает.
— И это удивительно! Радужное свечение влажного воздуха — явление ускользающее. Его современным фотоаппаратом трудно ухватить, и уж тем более маслом на холсте.
— Айвазовский был мастером останавливать мгновения, когда дело касалось водной стихии. Прекрасные морские виды выходили из-под его кисти с поразительной лёгкостью и быстротой. Живописцу одинаково хорошо удавались штиль и шторм, нежные восходы и лунные ночи. Он смело импровизировал, мог создать картину за один сеанс, причём не с натуры, а по памяти. Работал увлечённо и много.
— Такая продуктивность в какой-то момент сыграла с художником злую шутку. Чем больше он писал, тем обыденней казался многим современникам его талант.
— Да, стоит вспомнить, сколько критики обрушилось на Айвазовского в семидесятых годах девятнадцатого века! Мариниста обвиняли в том, что он повторяется в сюжетах, не совершенствует технику. Говорили, что его работы далеки от реальности. Что в них нет глубины, а есть только стремление к внешним эффектам.
— Если не ошибаюсь, «Радуга» была написана как раз в то время, когда все эти упрёки звучали?
— Да, в 1873 году. Картина стала своеобразным ответом строгим судьям. Для своего времени она была новаторством. Так радугу до Айвазовского не изображал никто.
— А в чем состояло новшество?
— Прежде художники выделяли яркость спектра за счёт соседних оттенков, на контрасте. А Иван Константинович передал сияние воздуха в той же нежной палитре, в которой написана вся картина. За счёт этого изображение приобрело естественную, природную мягкость, прозрачность и чистоту. А чтобы усилить эффект, автор заказал для полотна не золотую раму, как делал чаще всего, а строгую чёрную.
— Но картина Айвазовского хороша не только совершенством техники. Главное её достоинство — глубокий смысл.
— О, да! В библейской книге Бытия радуга представлена как знамение завета между человеком и Богом. В работе мариниста этот символ обрёл живое звучание. Люди на картине находятся во власти стихии. Волна закрыла горизонт и вот-вот обрушится на лодки. Кажется, что надежды на спасение нет. Но художник уверенно утверждает — она есть! Радуга сияет над бушующей бездной, и значит, Господь рядом.
— Картина Ивана Айвазовского ценна ещё и потому, что не только с мореплавателями случаются штормы. Порой житейские бури ставят нас на грань отчаяния.
— И только память о Боге помогает хранить надежду. Помните, как автор Псалтыри, израильский царь Давид, обращается к Создателю в одной из своих песней? «Если и пойду во мраке, грозящем смертью, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». И полотно Айвазовского «Радуга» — словно живописный псалом, осеняющий пространство Третьяковской галереи.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России