Картина Ивана Айвазовского «Радуга» — это своего рода ответ художника многочисленным критикам его творчества. Знаменитый живописец не только доказал этим сюжетом своё мастерство, но и вложил в него важный духовный смысл.

— Непременно останавливаюсь перед картиной Ивана Айвазовского «Радуга», когда бываю здесь, в Третьяковской галерее. Чудо, как хороша! Вы согласны, Маргарита Константиновна?
— Безусловно, Андрей Борисович. Мне кажется, это одно из лучших произведений гениального мариниста.
— Полотно небольшое по сравнению с другими холстами художника, но какова сила воздействия! Автор вовлекает тебя в драматический сюжет: бушующее море, корабль терпит бедствие, люди спасаются на шлюпках. И сердце замирает от вида волнующейся бездны! Почти физически ощущаешь солёные брызги, запах морской воды.
— А как выписана разноцветная сеть играющих на солнце капель? Выразительно, тонко! Радуга показана призрачной, мерцающей. Она дрожит над водой и вот-вот растает.
— И это удивительно! Радужное свечение влажного воздуха — явление ускользающее. Его современным фотоаппаратом трудно ухватить, и уж тем более маслом на холсте.
— Айвазовский был мастером останавливать мгновения, когда дело касалось водной стихии. Прекрасные морские виды выходили из-под его кисти с поразительной лёгкостью и быстротой. Живописцу одинаково хорошо удавались штиль и шторм, нежные восходы и лунные ночи. Он смело импровизировал, мог создать картину за один сеанс, причём не с натуры, а по памяти. Работал увлечённо и много.
— Такая продуктивность в какой-то момент сыграла с художником злую шутку. Чем больше он писал, тем обыденней казался многим современникам его талант.
— Да, стоит вспомнить, сколько критики обрушилось на Айвазовского в семидесятых годах девятнадцатого века! Мариниста обвиняли в том, что он повторяется в сюжетах, не совершенствует технику. Говорили, что его работы далеки от реальности. Что в них нет глубины, а есть только стремление к внешним эффектам.
— Если не ошибаюсь, «Радуга» была написана как раз в то время, когда все эти упрёки звучали?
— Да, в 1873 году. Картина стала своеобразным ответом строгим судьям. Для своего времени она была новаторством. Так радугу до Айвазовского не изображал никто.
— А в чем состояло новшество?
— Прежде художники выделяли яркость спектра за счёт соседних оттенков, на контрасте. А Иван Константинович передал сияние воздуха в той же нежной палитре, в которой написана вся картина. За счёт этого изображение приобрело естественную, природную мягкость, прозрачность и чистоту. А чтобы усилить эффект, автор заказал для полотна не золотую раму, как делал чаще всего, а строгую чёрную.
— Но картина Айвазовского хороша не только совершенством техники. Главное её достоинство — глубокий смысл.
— О, да! В библейской книге Бытия радуга представлена как знамение завета между человеком и Богом. В работе мариниста этот символ обрёл живое звучание. Люди на картине находятся во власти стихии. Волна закрыла горизонт и вот-вот обрушится на лодки. Кажется, что надежды на спасение нет. Но художник уверенно утверждает — она есть! Радуга сияет над бушующей бездной, и значит, Господь рядом.
— Картина Ивана Айвазовского ценна ещё и потому, что не только с мореплавателями случаются штормы. Порой житейские бури ставят нас на грань отчаяния.
— И только память о Боге помогает хранить надежду. Помните, как автор Псалтыри, израильский царь Давид, обращается к Создателю в одной из своих песней? «Если и пойду во мраке, грозящем смертью, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». И полотно Айвазовского «Радуга» — словно живописный псалом, осеняющий пространство Третьяковской галереи.
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема