Не всегда наши планы (даже самые добрые, правильные) сбываются. Так уж устроена эта жизнь. Но не стоит, встречая на пути те или иные испытания, падать духом. Иногда необходимо просто довериться Богу и подождать. Как сделал, например, однажды царь и пророк Давид, написавший псалом 14-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
В отличие от своего предшественника по царскому трону — Саула — пророк Давид с большим вниманием относился к религиозной жизни древнего Израиля. Обустроив Иерусалим, наведя там порядок, Давид решил перенести в столицу главную святыню — ковчег Завета. Так назывался украшенный золотом ящик, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями, расцветший посох ветхозаветного первосвященника Аарона и чаша с манной, которой евреи питались во время исхода из Египта.
Давид организовал что-то наподобие крестного хода. 80 тысяч человек отправились за ковчегом, а затем стали сопровождать его в Иерусалим. Однако во время обратного пути случилась неожиданная и неприятная история. Один из религиозных служителей по имени Оза (видимо, человек не самой высокой нравственности), коснулся ковчега и умер. Шествие остановилось, а Давид приказал до времени оставить ковчег в ближайшем жилище — доме Аведдара Гефянина.
Давид сильно горевал, что задуманный план не удалось исполнить. Стал молиться Богу, просить Его дать ответ — почему всё сложилось так, как сложилось? Усиленная молитва Давида оформилась в проникновенный псалом, который мы с вами только что услышали. Начинается это библейское произведение с вопроса: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?» Так Давид начинает логическую цепочку своих рассуждений. И совершенно правильно, обоснованно отвечает: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём».
Давид абсолютно прав. Не может человек рассчитывать на благословение Божие, если живёт во лжи. Богу угодны только те, кто стремиться к правде, кто желает не имитировать жизнь по заповедям Господним, а действительно жить по ним. И речь идёт не о какой-то теории, а о самой, что ни на есть, практике. Вот что мы слышали в псалме. Угоден Богу тот, кто, например, «не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего». Иными словами — Господь не принимает того, кто занимается травлей людей, распространяет слухи и сплетни, портит репутацию окружающим.
Праведная жизнь, с точки зрения Давида, имеет и другие свойства. Например, благочестивый человек призван сторониться богохульников, не поддерживать их разрушительной деятельности, но, наоборот, помогать и укреплять тех, кто стремится жить по заповедям. Или как читаем мы в псалме: праведен «тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит». При этом, речь не идёт именно о презрении, о горделивом самопревозношении. Даже если человек сбился с пути, он всё равно остаётся человеком — творением Божиим. Потому даже откровенно порочная жизнь не даёт права ведущего такую жизнь расчеловечивать, лишать звания человека. И если праведник что-то доброе поклялся сделать грешнику, то клятва должна быть исполнена. Читаем в псалме: праведен тот, «кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет».
Упоминается в псалме ещё одно свойство благочестивой жизни. Тоже очень практическое. Речь о финансовой чистоплотности. Праведник, с точки зрения Давида, не должен давать деньги в долг под проценты и не должен брать взяток. Читаем в псалме: праведен тот, «кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного». Завершаются же рассуждения Давида следующим утверждением: «Поступающий так не поколеблется вовек». Что, собственно, в отношении самого царя и сбылось. Через три месяца он получил от Бога указание перенести ковчег завета в Иерусалим, что Давид с огромной радостью и сделал. Господь не оставил пророка без помощи, потому что тот проявил стойкость в вере и не утратил надежды.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О подвиге священномученика Маркиана, епископа Сиракузского

Сегодня 12 ноября. День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Удивительный святитель Божий, относящийся по времени своей жизни к ученикам апостолов. Но прежде своего призвания к апостольскому служению епископ Маркиан был учеником того самого Симона Волхва, который был впечатлён чудесами апостола Петра и пытался купить благодать Божию.
Отстав от Симона, Маркиан становится учеником святого апостола Петра. И именно апостол Пётр посылает Маркиана на Сицилию, в Сиракузы, где тот проповедует Христово Евангелие.
Говоря о первохристианской проповеди и о служении учеников апостолов, то есть мужей апостольских, мы можем отметить одно: эти люди, подобно апостолам, несли пламя веры, которое было свойственно ученикам Христовым. И это пламя разожгло окончательно в людях свет веры во Христа Иисуса.
И человечество благодаря проповеди апостола Петра и святителя Маркиана навсегда станет другим. Цивилизация изменится, люди станут христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема







