Псалом 14. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 14. Богослужебные чтения

Псалом 14. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Не всегда наши планы (даже самые добрые, правильные) сбываются. Так уж устроена эта жизнь. Но не стоит, встречая на пути те или иные испытания, падать духом. Иногда необходимо просто довериться Богу и подождать. Как сделал, например, однажды царь и пророк Давид, написавший псалом 14-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.

Псалом 14.

Псалом Давида.

Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?

2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;

3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;

4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;

5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

В отличие от своего предшественника по царскому трону — Саула — пророк Давид с большим вниманием относился к религиозной жизни древнего Израиля. Обустроив Иерусалим, наведя там порядок, Давид решил перенести в столицу главную святыню — ковчег Завета. Так назывался украшенный золотом ящик, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями, расцветший посох ветхозаветного первосвященника Аарона и чаша с манной, которой евреи питались во время исхода из Египта.

Давид организовал что-то наподобие крестного хода. 80 тысяч человек отправились за ковчегом, а затем стали сопровождать его в Иерусалим. Однако во время обратного пути случилась неожиданная и неприятная история. Один из религиозных служителей по имени Оза (видимо, человек не самой высокой нравственности), коснулся ковчега и умер. Шествие остановилось, а Давид приказал до времени оставить ковчег в ближайшем жилище — доме Аведдара Гефянина.

Давид сильно горевал, что задуманный план не удалось исполнить. Стал молиться Богу, просить Его дать ответ — почему всё сложилось так, как сложилось? Усиленная молитва Давида оформилась в проникновенный псалом, который мы с вами только что услышали. Начинается это библейское произведение с вопроса: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?» Так Давид начинает логическую цепочку своих рассуждений. И совершенно правильно, обоснованно отвечает: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём».

Давид абсолютно прав. Не может человек рассчитывать на благословение Божие, если живёт во лжи. Богу угодны только те, кто стремиться к правде, кто желает не имитировать жизнь по заповедям Господним, а действительно жить по ним. И речь идёт не о какой-то теории, а о самой, что ни на есть, практике. Вот что мы слышали в псалме. Угоден Богу тот, кто, например, «не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего». Иными словами — Господь не принимает того, кто занимается травлей людей, распространяет слухи и сплетни, портит репутацию окружающим.

Праведная жизнь, с точки зрения Давида, имеет и другие свойства. Например, благочестивый человек призван сторониться богохульников, не поддерживать их разрушительной деятельности, но, наоборот, помогать и укреплять тех, кто стремится жить по заповедям. Или как читаем мы в псалме: праведен «тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит». При этом, речь не идёт именно о презрении, о горделивом самопревозношении. Даже если человек сбился с пути, он всё равно остаётся человеком — творением Божиим. Потому даже откровенно порочная жизнь не даёт права ведущего такую жизнь расчеловечивать, лишать звания человека. И если праведник что-то доброе поклялся сделать грешнику, то клятва должна быть исполнена. Читаем в псалме: праведен тот, «кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет».

Упоминается в псалме ещё одно свойство благочестивой жизни. Тоже очень практическое. Речь о финансовой чистоплотности. Праведник, с точки зрения Давида, не должен давать деньги в долг под проценты и не должен брать взяток. Читаем в псалме: праведен тот, «кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного». Завершаются же рассуждения Давида следующим утверждением: «Поступающий так не поколеблется вовек». Что, собственно, в отношении самого царя и сбылось. Через три месяца он получил от Бога указание перенести ковчег завета в Иерусалим, что Давид с огромной радостью и сделал. Господь не оставил пророка без помощи, потому что тот проявил стойкость в вере и не утратил надежды.


Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем