Благодаря записям Ипполита Александровича Деминского и полученным им образцам, русским последователям отважного доктора в 1926 году удалось создать первую в мире вакцину от чумы. Вклад Ипполита Деминского в борьбу с чумой колоссален: именно он выявил настоящего возбудителя этой смертельной инфекции.
Ипполит Александрович с раннего детства жил в Астрахани, в 1889 году окончил медицинский факультет Императорского Казанского университета, после чего был распределен в родную губернию. Будучи врачом на рыбных и тюленьих промыслах, Деминский помогал улучшать бытовые условия людей и снижать заболеваемость, а после перевода на соляные промыслы в Баскунчак помог организовать там лечебницу. В 1899 году в Астрахани случилась вспышка чумы, а в 1912 году Ипполит Александрович скончался от «чёрной смерти».
Отечественная медицина совершила настоящий прорыв в исследовании тяжелых инфекционных заболеваний и обязана этим Ипполиту Александровичу. Как же Ипполит Деминский определил разносчика чумы и кто им оказался?

У Константина Симонова есть такие поэтические строки: «Всю жизнь лечиться люди шли к нему \ Всю жизнь он смерть преследовал жестоко \ И умер, сам привив себе чуму \ Последний опыт кончив раньше срока». Эти слова — о русском враче-эпидемиологе Ипполите Александровиче Деминском. Человеке, благодаря которому отечественная медицина совершила настоящий прорыв в исследовании тяжёлых инфекционных заболеваний.
Ипполит Александрович родился в Херсонской губернии, но ещё в раннем детстве вместе с семьёй переехал в Астрахань. В 1889 году Ипполит окончил медицинский факультет Императорского Казанского университета, и по распределению был назначен на службу в родную Астраханскую губернию.
Деминский стал санитарным врачом астраханских рыбных и тюленьих промыслов. Бытовые условия рыбаков, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Неудивительно, что разного рода инфекции на промыслах вспыхивали регулярно. Деминский сумел изменить ситуацию. Он доступно и просто разъяснял людям азы санитарии и гигиены — как маленьким, напоминал, что нужно регулярно мыть руки, менять одежду, поддерживать чистоту в помещениях. Рабочие прислушивались к молодому, горящему своим делом доктору. И стали болеть гораздо реже.
С рыбных промыслов Деминского перевели на соляны́е: в 1891 году Ипполит Александрович отправился врачом на озеро Баскунчак. И быстро оценил потенциал этого места. Скоро его стараниями среди солончаков появилась лечебница. В ней можно было принять ванны из рапы — целебной воды солёного озера. С лёгкой руки Деминского соляной прииск превратился в настоящий лечебный курорт.
А в 1899 году в Астрахани проснулась чума. Болезнь поползла по деревням и сёлам губернии. О том, что город издавна называли «воротами чумы», Ипполит Александрович знал. Эпидемии «чёрной смерти», как именовали чуму в народе, вспыхивали на астраханских землях ещё с 16 века. Долгое время считалось, что болезнь привозят с собой торговцы и переселенцы из Средней Азии, с которой граничила Астраханская губерния. Однако к концу 19 века некоторые медики стали сомневаться в привозном характере болезни. Ипполит Александрович Деминский был в числе таких скептиков. Ведь он, как санитарный врач, не раз бывал в самых эпицентрах вспышек чумы. Люди там заболевали словно сами по себе. Никаких контактов с приезжими у них не было. А значит, очаг эпидемий был где-то совсем рядом...
В 1912 году он выехал на очередную вспышку чумы в степную слободу Рахинка. Там на глаза ему попались несколько мёртвых сусликов. Ипполит Александрович заподозрил неладное. И решил препарировать одного из зверьков. В лёгких суслика врач обнаружил... чуму! Это было подтверждением давней догадки доктора: Деминскому уже приходила в голову мысль, что разносчиками смертельной инфекции могут быть грызуны. Теперь он в этом убедился. Окрылённый неожиданным открытием, доктор не сразу сообразил, что во время вскрытия животного забыл надеть защитную маску... Через два дня Деминский почувствовал недомогание. А вскоре у него проявились все признаки чумы. Ипполит Александрович понимал, что дни его, скорее всего, сочтены. Ведь лекарства от «чёрной смерти» пока ещё не существовало. Но доктор был спокоен. Скрупулёзно фиксировал течение своей болезни. Коллегам в Астрахань он отправил телеграмму: «Я заразился от сусликов лёгочной чумой. Приезжайте, возьмите добытые образцы. Записи все в порядке. Остальное расскажет лаборатория». Ипполит Александрович скончался 9 октября 1912 года.
Вклад Деминского в борьбу с чумой оказался колоссальным. Он выявил настоящего возбудителя этой смертельной инфекции. А благодаря его записям и полученным образцам, русским последователям отважного доктора в 1926 году удалось создать первую в мире вакцину от чумы. В Астрахани, где жил и работал Ипполит Александрович, увековечили его память — именем Деминского названа одна из улиц города.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 136. Богослужебные чтения

Среди множества псалмов есть один, который занимает исключительное место в православном богослужении, — и его пение происходит только в преддверии Великого поста, в центре храма, с приглушённым освещением. Речь идёт о 136-м псалме, «на реках Вавилонских». Давайте его послушаем.
Псалом 136.
[Давида.]
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сио́нских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
Прозвучавший сейчас псалом пронзителен в искренности своего плача. Он ставит очень глубокий, я бы даже сказал, философский вопрос о внутреннем достоинстве человека и народа. Главный нерв псалма, который и задаёт его болезненность, — ситуация, когда захватчики пытаются вынудить пленённых евреев петь священные для них песни в качестве развлечения, и тем самым обесценить, обессмыслить их. Да, мы сегодня бы сказали: еврейский народ оказался в тяжелейшей психологической травме. Обстоятельства вокруг в один голос кричат: ваш Бог вас предал, оставил, бросил, не пришёл к вам на помощь! Так доведите своё дело до конца — профанируйте, обесценьте ваши внутренние святыни — сакральные песни — чтобы никогда больше ни вы, ни ваши дети не могли снова вернуться к предавшей вас вере! Представляете, какой огромный соблазн для народа, перед глазами которого — очевидная неизбежность жить до конца дней на чужбине?
И что же говорит народ — устами псалмопевца? Он решительно отказывается расчёсывать свои чувства саможалением! Повешенные на вербах музыкальные инструменты — своего рода «тихий бунт», добровольный пост на какие бы то ни было удовольствия и развлечения — даже когда весь народ глубоко подавлен произошедшим. Горькая чаша в руках, и она должна быть выпита до дна. Без всякого подслащивания!
Перед нами — прекрасная картина того, что такое настоящая вера и когда она действительно актуализируется. Только в ситуации, когда человек не получает вообще никаких «бонусов», «плюсиков» и «приятностей» от Бога, но оказывается на грани истощения своих сил — и при этом всё равно сохраняет верность Богу, не отворачивается от Него, не обижается на Него — хотя для этого уже есть тысяча причин — но, напротив, встаёт крепко, вплоть до самой смерти, на сохранение чистоты памяти о поруганных и уничтоженных святынях — такая вера пронзает своей силой небеса и в этой искренности уже начинает брезжить рассвет надежды!
Псалом 136. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 136. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда можно встретить верующих, которые очень печалятся от того, что не имеют никакого свидетельства от Бога о возможности для них спастись. Однако они печалятся напрасно, ведь именно о таком свидетельстве говорит апостол Павел в отрывке из 1-й и 2-й глав своего послания к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Религий и религиозных течений в мире очень много и каждое по-своему объясняет, как и почему возник мир. При этом исторически христианство было первой и единственной религией, утверждавшей, что Бог сотворил мир по любви. Общеизвестно, что для атеизма человек вообще случаен, тут ни о какой надежде на то, что ты нужен миру и речи нет. Но и в контексте многих других религий от людей ожидались лишь жертвы, поклонение и почитание. В христианстве же человек оказывается невероятно ценен и важен для Бога.
Зачастую люди вырастают в семьях и как будто бы по умолчанию уверены, что остальные члены семьи их любят, особенно родители, затем бабушки, дедушки, братья и сёстры, и другие родственники. Потом мы вырастаем и создаём семьи, так как неожиданно понимаем, что любим кого-то первоначально чужого, кого по закону родства не обязаны любить. Более того, этот человек тоже нас любит. Он нужен и дорог нам, а мы нужны и дороги ему. Но гарантирована ли эта любовь? Разве трагедия человеческих отношений, начиная с Адама и Евы, и тем более с Каина и Авеля, не свидетельствует о том, что наша любовь очень хрупка. А что говорить о людях, которые с детства по разным причинам оставлены родственниками. Каково это, когда ты не имеешь никого, кто любил бы тебя просто по факту твоего существования, кому ты был бы нужен просто так, как личность, а не как сотрудник или помощник?
И вот всем этим людям, и тем, кто ощущает себя искренне любимым, и тем, кто подозревает, что любим лишь условно, за заслуги и даже тем, кто вообще не знает, нужен ли он кому-нибудь в этом мире, во Христе открывается простая, но великая по своему значению истина, которая является основанием нашей надежды: Богу ты очень нужен, ты важен для Него и безусловно любим Им.
Однако, учитывая, что люди свободные существа, на одной любви Божией построить идею спасения действительно никак невозможно. Бог, конечно, Творец и Вседержитель, но сотворив человека свободным, Он может нас спасти, только если мы дадим Ему на это добро, если согласимся принять от Него спасение.
Но где же встретить Бога? Какие для этого избрать пути? Ответ, который даёт сегодня апостол Павел, очень прост: надо, во-первых, поверить во Христа, как в Того, Кто открыл нам Бога, как любящего Отца, и, во-вторых, постараться сознательно и свободно этой Божьей любви соответствовать, быть милосердным, сострадательным, не ссориться, не тщеславиться... Но со смиренномудрием заботиться не только о себе, но и о других. Кажется, это очень простые вещи, но не стоит ими пренебрегать... Ведь тому, кто хочет, чтобы Божия любовь наполнила его жизнь, нужно со своей стороны прилагать все силы к совершению дел любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер