
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 162 зач., XV, 39-45.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Зайдя в Благовещенский собор Московского Кремля, вы сможете увидеть интересное настенное изображение так называемых «христиан до Христа». Начиная с четвёртого века данное именование закрепилось за выдающимися представителями античной философии: Платоном, Сократом, Аристотелем, Гераклитом и иными. Называя мудрецов древности «христианами до Христа», Церковь подчёркивает, что им Бог, пусть не полностью, но открыл тайны мироздания и устройства человека. Где же тогда искать полноту знания? Конечно, во Христе. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 15-й главы 1-го послания к Коринфянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Многие достижения античных философов в области логики, этики, методологии христианство сделало своими. Впрочем, отношения между Церковью и древнегреческой культурой не стоит идеализировать. Некоторые элементы эллинской философии христианство полностью отвергло. Например, Церковь решительно не приняла Платоновское учение о теле как гробнице души. Платон и его последователи учили, что якобы жизненной задачей человека является освободить тонкую, бессмертную душу от оков грубого и тленного тела посредством борьбы с желаниями. В этом и состояла причина того, почему интеллектуальная элита Греции вплоть до пятого века, когда Платоновская академия была закрыта, активно сопротивлялась распространению христианства.
Адепты античной философии считали невозможным поверить в Сына Божия, принявшего человеческую плоть и воскресшего из мёртвых опять же во плоти. В новозаветной книге Деяний святых апостолов имеется описание того, как апостол Павел не нашел понимания в афинском Ареопаге, верховном судилище и совете этого города-полиса. Стоило апостолу только заикнуться о вере христиан в воскресение из мёртвых, как члены Ареопага его прервали и сказали: «Послушаем тебя в следующий раз!»
Свойственное эллинам презрение к телу вскоре проникло и в Церковь. С сомнением в воскресение всех людей в конце времён апостол Павел столкнулся в христианской общине города Коринфа. Некоторые из местных христиан стали говорить о невозможности воскресения. Апостол Павел посчитал своим долгом развеять данные сомнения и посвятил теме воскресения часть своего первого послания к христианам Коринфа.
Сначала апостол Павел обращает внимание своих адресатов на то, что созданные Богом существа не одинаковы. Одно тело свойственно птицам, иное — рыбам, значительно сложнее устроены животные. Вершиной творения Божия является человек. Когда Господь сотворил первого человека, Адама, его естество было совершеннее нашего сегодняшнего. Плоть первых людей до грехопадения не была подвержена болезням и страданиям.
После грехопадения Адама естество человека огрубело. Грех исказил человеческую природу, привнеся в неё боль, страдания и тление. Если до грехопадения Адам властвовал над своим телом, то после него — тело стало диктовать ему свою волю. Христос, придя на землю, дал людям возможность преобразить своё естество, вернуть ему первозданное совершенство, в том числе избавить плоть от последствий греха Адама.
Нынешнее состояние человека и то, которое возможно достичь во Христе, Павел сравнивает с землёй и небом. Через крещение и благочестивую жизнь христианин способен обрести радость в Боге. «Обменять тление на нетление», — как говорит апостол. Павел при этом имеет в виду не только жизнь будущего века (состояние после воскресения), но и теперешнее существование человека. При помощи Спасителя, которого апостол именует «новым Адамом», человек «духом животворящим» преодолевает все немощи и изъяны своего естества, достигает гармонии, внутреннего покоя и духовного совершенства. И это не какая-то теория, а свершившийся факт. Те православные святые и подвижники, что постарались исполнить заповеди Божии и стать частью Его Царства, уже во время земной жизни ощутили радость открытого Христом рая.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 141. Богослужебные чтения
Неоправданные надежды — это всегда тяжёлое испытание для каждого из нас. Можно ли как-то предостеречь себя от подобных разочарований? Ответ на этот вопрос находим в 141-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Пророк Давид оказался при царском дворе будучи ещё юношей. Он был искусным музыкантом. Его игра нравилась царю Саулу. Она успокаивала его, когда на него нападал мрачный дух уныния. Со временем Давид стал любимцем царя. Поэтому и среди придворных он пользовался расположением. Было, конечно, и много завистников, но они молчали. Всё изменилось, когда Давид победил Голиафа. Простые люди стали восхвалять его больше, чем Саула. Царя начала мучить зависть и ревность, и он попытался убить Давида. Однако тот убежал.
Только что прозвучавший псалом был написан пророком Давидом в этот непростой для него период времени. Те люди, которые молча ему завидовали, стали открыто его злословить. Но не это самое печальное. Тяжелее то, что от него отвернулись те, кто ещё вчера клялся ему в вечной дружбе. Давид стал для них нежеланным гостем. Мало кто хотел портить из-за него отношения с царём. Поэтому и говорит Давид: «не ста́ло для меня́ убе́жища, никто́ не забо́тится о душе́ мое́й».
В этом возгласе слышатся сетования ребёнка, над которым зло подшутили уличные мальчишки. Или же жалобы юноши, которого предала легкомысленная и ветренная невеста. Другими словами, это интонации человека, который обманулся в своих ожиданиях. Он думал, что на людей можно положиться, что они утешат его, придут на помощь, поддержат и согреют. А тут оказалось, что правда жизни иная. У каждого свои цели.
От таких новостей и правда можно впасть в жесточайшее уныние. Но Давид верит, что эти тяжёлые события его жизни разворачиваются под присмотром со стороны Неба. Поэтому он и говорит: «Когда́ изнемога́л во мне дух мой, Ты знал стезю́ мою́». Бог наблюдает, как рушатся незрелые и наивные представления юноши. Наблюдает не ради забавы. Бог ждёт. Он ждёт, когда псалмопевец перестанет хвататься за иллюзию, что кто-то придёт к нему на помощь и чудесным образом решит все проблемы. Он ждёт, когда Давид наконец-то обратится к Нему.
Это в итоге и происходит. Мы видим, как мысли о людях уходят на второй план. Настрадавшись, пророк начинает взывать к Богу. «Вы́веди из темни́цы ду́шу мою́, что́бы мне сла́вить и́мя Твоё», — просит он. Под темницей Давид подразумевает свой внутренний мир. А, вернее, свои прежние представления, в которых очень много места занимает надежда на людей. Неоправданные надежды наполняют его душу печалью и скорбью. А потому он и просит Бога, освободить его из этой тюрьмы ложных привязанностей. Просит дать ему такое сердечное состояние, когда он будет ощущать опору в одном лишь Творце.
Все мы однажды оказываемся в ситуации, в которой оказался юный Давид. Для нас становится тяжким ударом пронизывающее осознание того, что каждый живёт свою жизнь, никто не будет решать наши проблемы, одним словом, что люди не заменят нам любящих родителей и доброго волшебника не существует. Порой это так потрясает, что мы разочаровываемся в жизни и людях. Мы озлобляемся. Закрываемся. Становимся жёсткими, подозрительными, нелюдимыми. Мы впадаем в состояние, которое отравляет и нашу жизнь, и жизнь наших близких.
А потому прозвучавший псалом даёт нам великую надежу. Оказывается, подобные потрясения происходят под чутким надзором. И цель у них всегда одна — наше духовное пробуждение. Это нечто вроде инициации, посвящения, пройдя через которое мы должны повзрослеть. Как повзрослел Давид. Вскоре после всего произошедшего межу ним и Саулом, Давид стал царём. Так и мы должны найти опору в Боге, который открывается нам в нашем собственном сердце. Который освобождает нас от ложных надежд и незрелых представлений о жизни. Он делает нас светочем для других людей. И уже не мы ищем в них поддержку. Но они приходят к нам, чтобы увидеть, какую твёрдость и мудрость Бог даёт человеку. Именно об этом и говорит царь Давид в конце своего псалма: «Вокру́г меня́ соберу́тся пра́ведные, когда́ Ты я́вишь мне благодея́ние».
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Сол., 277 зач., III, 6-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, нет человека, который не слышал бы, что праздность — мать всех пороков. Эта истина может быть выражена множеством различных способов, но суть её сохранится: человек должен добывать своё пропитание трудом. Это закон, который был установлен Самим Богом в момент изгнания Адама и Евы из рая. Новый Завет не отменил этот базовый закон, напротив, он его повторил и облёк в ту форму, которая не позволяет его понимать каким бы то ни было иным способом, кроме буквального. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 3-й главы Второго послания святого апостола Павла к Фессалоникийцам, в этом отрывке апостол Павел выразил новозаветное отношение к труду. Давайте послушаем его слова.
Глава 3.
6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,
9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:
18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Невозможно было не услышать основную мысль только что прозвучавшего отрывка, она слишком яркая и доходчивая, чтобы быть незамеченной: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Если же кто-то не желает работать, то такое поведение апостол Павел назвал бесчинством, то есть тем действием, которое не согласуется с христианской нравственностью. Здесь же апостол привёл яркий пример бесчинства бездельников: «Некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3:11). То есть следствием безделья становится суетливость. Эту апостольскую мысль стоит пояснить. Дело в том, что здесь апостол Павел использует игру слов, которая совершенно теряется в русском или же церковнославянском переводах: то слово, которое переведено как «суетятся», в оригинальном тексте означает вмешательство в чужие дела; бездельники ничего не делают, но лезут в чужие дела — таков смысл апостольских слов.
И это действительно так. Особенно же ярко упомянутое Павлом следствие безделья проявляет себя в современном мире, и пример тому — все те бесчисленные комментаторы в социальных сетях, которые сами ровном счётом ничего не производят — ни в материальном, ни в интеллектуальном смыслах, — но при этом имеют своё критическое мнение по абсолютно всем вопросам, а также время, чтобы его высказывать. Не надо быть специалистом по новозаветной этике, чтобы понять, что такое поведение не способно привести человека к спасению. Человек, по мысли апостола Павла, должен жить так, чтобы у него не было ни времени, ни желания вмешиваться в чужие дела, сплетничать и вообще как-то касаться жизни других людей. Жить же так возможно лишь тогда, когда человек исполняет Божию заповедь о труде.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать сельским храмам

Владислав Баженов — участник проекта «Хранителем наследия может стать каждый», созданного фондом «Белый ирис». Владислав стремится вернуть к жизни старинный полуразрушенный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что стоит на тверской земле. К этому служению мужчину подвело знакомство с историей своей семьи.
В селе Покров, где располагается церковь, жили его предки. Среди них — прапрадед, который участвовал в строительстве святыни и 12 лет трудился на приходе старостой.

Когда Владислав узнал, что судьба его родных связана с историей Покровской церкви, он не смог остаться в стороне. И год назад обратился за поддержкой в фонд сохранения культурного наследия «Белый ирис». Получил приглашение на встречу добровольцев и познакомился с людьми из разных регионов. Их всех объединяет общая идея: возрождение старинных храмов и духовной жизни в деревнях и сёлах.
Со временем Владислав присоединился к проекту «Хранителем наследия может стать каждый» (поддержан Фондом президентских грантов). В рамках него команда фонда «Белый ирис» подробно рассказывает, как помогать разрушенным святыням.
Владислав понемногу продвигается в своём деле. Нашёл единомышленников и получил поддержку жителей села Покров. Теперь он планирует организовать субботник.
Мужчина настроен позитивно: «В любом деле могут быть и успехи, и неудачи. Но в деле возрождения храмов любое начинание — это уже успех», — говорит Владислав Баженов.
Вы тоже можете присоединиться к сообществу неравнодушных людей и помогать старинным храмам. Узнайте об этом больше на сайте фонда «Белый ирис».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











