
На берегу Иордана стоял высокий человек в грубой одежде из верблюжьей шерсти. Вид его был суровым, а речь – грозной. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!», – взывал он к израильтянам, пришедшим к реке, чтобы совершить ритуальное очистительное омовение.
Это был пророк Иоанн. Без страха и лицеприятия обличал он своих сограждан, уверяя, что мало омыться водой – перед Богом важнее очистить душу. А сделать это можно лишь переменив свою жизнь, отказавшись от всего дурного. Иоанн говорил, что вслед за ним идёт Мессия, Сын Божий, и нужно сделать прямым его путь к сердцам. Пророка потому и стали называть Предтечей, предшественником Спасителя.
Пламенное слово Иоанна прожигало души! Люди отзывались на его призыв – входя в воду, совершая погружение, или, иначе, принимая крещение, они вслух исповедовали свои грехи с тем, чтобы больше не повторять их.
Иоанн родился в семье священника Захарии и его жены Елизаветы в тот роковой год, когда царь Ирод, узнав, что на свет появился Христос, издал приказ убить всех младенцев до двух лет. Иоанн чудом остался жив. Елизавета бежала с сыном в пустыню, где им удалось укрыться от воинов, рыскающих повсюду в поисках детей, приговорённых к смерти. Захарию же слуги Ирода убили между храмом и жертвенником.
Елизавета недолго прожила с сыном в пустыне – вскоре она умерла от старости. Будучи бездетной всю жизнь, в преклонных годах она зачала ребёнка вопреки естеству – и это было, бесспорно, чудом. Её поздний первенец имел особое призвание, которое проявилось ещё до его рождения. Елизавета приходилась родственницей Богородице Марии, и когда однажды Богоматерь, носившая Иисуса во чреве, навестила её, также непраздную, Иоанн в утробе матери приветствовал Христа радостными движениями.
О том, как протекало детство пророка, неизвестно почти ничего. Евангелие лишь скупо упоминает о том, что он жил в пустыне до своего явления Израилю. На проповедь Иоанн вышел, послушный голосу Создателя. И ничто в жизни не было для него важнее той миссии, которая была ему поручена Творцом. Он крайне мало ел, не пил вина и одевался во власяницу – колючую рубашку из грубой шерсти. Был всё время собран и не ведал развлечений. Как верно настроенная струна, душа пророка непрестанно пела о Боге.
Когда среди желающих принять крещение к Иоанну на берег Иордана пришёл Иисус, пророк сразу узнал в нём Мессию – Того, Кто берёт на себя грехи мира. «Тебе ли креститься от меня?», – воскликнул Предтеча. «Нам надлежит исполнить всякую правду», - ответил на это Спаситель. И совершилось Крещение.
Вскоре Иоанн Креститель был арестован. Его преступление заключалось в том, что он не побоялся обличить правителя Галилеи Ирода Антипу, который незаконно сожительствовал с женой своего брата Иродиадой. Ирод готов был казнить пророка, но опасался народа, поскольку Иоанна почитали святым. Ещё большее раздражение по отношению к Предтече испытывала Иродиада. Свою ненависть она передала и дочери Саломее.
Иродиада:
Как ты красива, Саломея! Тебе уготована великая судьба, ты непременно будешь счастлива!
Саломея:
Как ты, мамочка?
Иродиада:
Пожалуй. Единственное, что омрачает мою жизнь – это обличение юродивого, который сидит в темнице. Меня он смеет обличать в беззакониях! Что он понимает в любви? Какое право имеет вторгаться в семейные дела царской семьи?
Саломея:
Ты так переживаешь! Если бы я могла помочь тебе…
Иродиада:
Саломея, дочка. Ирод Антипа благоволит к тебе. Попроси, чтобы он казнил дерзкого Иоанна! Пусть ему отсекут голову и принесут тебе на блюде!
В тот же вечер Ирод, насладившись танцем Саломеи, бросил ей горделиво: «Проси, чего хочешь! Не будет тебе отказа!». Плясунья повторила слова своей матери – и в пиршественный зал была внесена отрубленная палачом глава Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.
Иоанн Креститель был призван Богом к подвигу на пределе человеческих сил – и он совершил этот подвиг. Свидетельствуя об этом, Иисус Христос назвал своего Предтечу «величайшим среди рождённых жёнами».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема