Морозным утром у Никольского колодца в Туле, как обычно, выстроилась длинная очередь. Тут были и горожане с коромыслами, и водовозы на телегах с большими деревянными бочками. Несмотря на то, что в городе, помимо Никольского, было ещё пять колодцев, туляки почему-то особенно любили именно этот. В любое время суток, в жару и мороз, в дождь и зной, возле него толпился народ.
Продвигалась очередь неспешно: воду качали вручную. Водовозы задерживались у колодца надолго – чтобы наполнить бочку, одной телеге требовался час, а то и больше. Люди с вёдрами терпеливо ждали, дули в озябшие ладони, постукивали ногами, чтобы согреться, переговаривались.
- А в Москве, говорят, в больших домах вода сама течёт, - громко размышлял старик в овчинном тулупе. – Поворотишь ручку – она и пойдёт. Обратно завернёшь – остановится.
- Так это в Москве - понятное дело! – усмехнулся его сосед по очереди. – Где уж нам о таком мечтать…
Но далеко не все в Туле были настроены столь скептически. Городской голова Семён Трофимович Красноглазов, к примеру, уже давно размышлял над тем, как избавить людей от ежедневного многочасового стояния у Никольского колодца. Водопровод – вещь нужная, но в перспективе, ведь на его строительство потребуется время, а решить проблему градоначальнику хотелось в кратчайшие сроки…
Когда через неделю горожане привычным маршрутом пришли с утра к любимому Никольскому колодцу, их взорам предстала невероятная картина: с шумом и свистом вода из колодца поднималась сама, попадала в широкий жёлоб, из которого вытекала сразу через несколько стоков – успевай только вёдра подставлять!
- Какой подарок городу наш голова сделал – паровую машину купил и к колодцу приспособить придумал! – радостно сообщил рабочий, следивший за новым механизмом.
- Уж подарок, так подарок! – восхищённо улыбались горожане. – Дай Бог здоровья нашему Семёну Трофимычу!
Семён Красноглазов, тульский купец, владевший хорошо налаженным и прибыльным скобяным бизнесом, давно снискал себе среди земляков славу отзывчивого, добросердечного и чуткого человека. Он не был большим богатеем, но никогда не жалел денег на добрые дела и помощь ближним. Едва начав собственное дело, не имея ещё стабильного дохода, он поддерживал пожертвованиями из первых заработков сразу несколько тульских храмов. Как только дела пошли в гору, Семён Трофимович сделал свой первый крупный вклад в благотворительность – передал Всехсвятскому собору шесть с половиной тысяч рублей на постройку колокольни.
В глазах горожан он был достойной кандидатурой на пост городского головы, и дважды избирался градоначальником. Административная должность позволила Семёну Красноглазову всегда быть в курсе нужд города и его жителей, и помогать везде, где только возможно.
Он попечительствовал губернскому ведомству сиротских приютов и тульскому училищу для девиц духовного звания. В период войны с Турцией содержал на свои средства санитарный поезд и солдатский госпиталь на триста коек. При его активном участии и финансовых вложениях в городе была открыта бесплатная больница для бедных.
В одном из тульских банков Красноглазов учредил особый капитал, из которого ежемесячно поступала помощь детям-сиротам. Подобный же вклад сделал он и для того, чтобы процентами с него компенсировать в казну недоимки по налогам с беднейших горожан.
За открытие в Туле приюта для неимущих граждан, Семён Трофимович, пожертвовавший на его содержание двадцать пять тысяч, был награждён орденом Святого Владимира.
Щедрость и заботу тульского градоначальника смогли ощутить даже на Афоне. Красноглазов открыл специальный банковский вклад, и прибыль с него ежегодно направлялась на Святую гору для поддержки русской монашеской братии.
…На месте старого Никольского колодца теперь - сквер. Горожане отдыхают там, где когда-то их предки томились в долгой очереди за водой. Ради этого два столетия назад Семён Трофимович Красноглазов сделал всё, что было тогда в его силах.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема