Морозным утром у Никольского колодца в Туле, как обычно, выстроилась длинная очередь. Тут были и горожане с коромыслами, и водовозы на телегах с большими деревянными бочками. Несмотря на то, что в городе, помимо Никольского, было ещё пять колодцев, туляки почему-то особенно любили именно этот. В любое время суток, в жару и мороз, в дождь и зной, возле него толпился народ.
Продвигалась очередь неспешно: воду качали вручную. Водовозы задерживались у колодца надолго – чтобы наполнить бочку, одной телеге требовался час, а то и больше. Люди с вёдрами терпеливо ждали, дули в озябшие ладони, постукивали ногами, чтобы согреться, переговаривались.
- А в Москве, говорят, в больших домах вода сама течёт, - громко размышлял старик в овчинном тулупе. – Поворотишь ручку – она и пойдёт. Обратно завернёшь – остановится.
- Так это в Москве - понятное дело! – усмехнулся его сосед по очереди. – Где уж нам о таком мечтать…
Но далеко не все в Туле были настроены столь скептически. Городской голова Семён Трофимович Красноглазов, к примеру, уже давно размышлял над тем, как избавить людей от ежедневного многочасового стояния у Никольского колодца. Водопровод – вещь нужная, но в перспективе, ведь на его строительство потребуется время, а решить проблему градоначальнику хотелось в кратчайшие сроки…
Когда через неделю горожане привычным маршрутом пришли с утра к любимому Никольскому колодцу, их взорам предстала невероятная картина: с шумом и свистом вода из колодца поднималась сама, попадала в широкий жёлоб, из которого вытекала сразу через несколько стоков – успевай только вёдра подставлять!
- Какой подарок городу наш голова сделал – паровую машину купил и к колодцу приспособить придумал! – радостно сообщил рабочий, следивший за новым механизмом.
- Уж подарок, так подарок! – восхищённо улыбались горожане. – Дай Бог здоровья нашему Семёну Трофимычу!
Семён Красноглазов, тульский купец, владевший хорошо налаженным и прибыльным скобяным бизнесом, давно снискал себе среди земляков славу отзывчивого, добросердечного и чуткого человека. Он не был большим богатеем, но никогда не жалел денег на добрые дела и помощь ближним. Едва начав собственное дело, не имея ещё стабильного дохода, он поддерживал пожертвованиями из первых заработков сразу несколько тульских храмов. Как только дела пошли в гору, Семён Трофимович сделал свой первый крупный вклад в благотворительность – передал Всехсвятскому собору шесть с половиной тысяч рублей на постройку колокольни.
В глазах горожан он был достойной кандидатурой на пост городского головы, и дважды избирался градоначальником. Административная должность позволила Семёну Красноглазову всегда быть в курсе нужд города и его жителей, и помогать везде, где только возможно.
Он попечительствовал губернскому ведомству сиротских приютов и тульскому училищу для девиц духовного звания. В период войны с Турцией содержал на свои средства санитарный поезд и солдатский госпиталь на триста коек. При его активном участии и финансовых вложениях в городе была открыта бесплатная больница для бедных.
В одном из тульских банков Красноглазов учредил особый капитал, из которого ежемесячно поступала помощь детям-сиротам. Подобный же вклад сделал он и для того, чтобы процентами с него компенсировать в казну недоимки по налогам с беднейших горожан.
За открытие в Туле приюта для неимущих граждан, Семён Трофимович, пожертвовавший на его содержание двадцать пять тысяч, был награждён орденом Святого Владимира.
Щедрость и заботу тульского градоначальника смогли ощутить даже на Афоне. Красноглазов открыл специальный банковский вклад, и прибыль с него ежегодно направлялась на Святую гору для поддержки русской монашеской братии.
…На месте старого Никольского колодца теперь - сквер. Горожане отдыхают там, где когда-то их предки томились в долгой очереди за водой. Ради этого два столетия назад Семён Трофимович Красноглазов сделал всё, что было тогда в его силах.
11 мая. О помощи Божьей в добрых делах
В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О помощи Божьей в добрых делах, — священник Алексий Дудин.
Деяния святых апостолов
Деян., 8 зач., III, 11-16
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как получить силу от Бога? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
В отрывке, который только что прозвучал, упоминается о чуде, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн. В Иерусалимском храме они исцелили человека, хромого от рождения. Это было сделано на глазах у многих свидетелей. Люди были поражены. Ведь они привыкли видеть несчастного калеку в беспомощном состоянии изо дня в день, на протяжение долгого времени. А потому никто не усомнился в том, что произошло нечто удивительное и необъяснимое. Хочешь — не хочешь, придётся признать, что апостолы обладали какой-то сверхъестественной силой. Каков источник этой силы? Что они сделали, чтобы её получить? А можем ли и мы овладеть ею?
Предвосхищая все эти вопросы, Пётр обращается к собравшимся: не думайте, что это наша собственная сила. У нас самих по себе её не больше, чем у вас. Это сила не наша. Это сила Иисуса Христа. Через нас действует Господь. Мы просто предоставили себя в Его полное распоряжение. И теперь нашими руками Он творит чудеса, нашими устами обращается к вам. Вот основная идея слов Петра. И ещё важный момент, о котором упоминает апостол. Каким-то необъяснимым образом эта сила связана с состоянием внешнего бессилия. Неслучайно он упоминает о смерти и воскресении Спасителя. Господь добровольно отказался от Своего могущества, пошёл на крест, пострадал и умер, чтобы Его ученики могли получить власть менять сердца и умы других людей, избавлять их от телесных и духовных болезней.
Итак, важные идеи содержатся в речи Петра. Как в земной судьбе Самого Христа сначала была Голгофа, а потом воскресение, так и в жизни Его учеников настоящее служение Богу начинается с ощущения своего полного бессилия. Своими умом и сердцем человек должен отчётливо увидеть собственную беспомощность перед лицом окружающих его обстоятельств. Осознать, что у него нет власти ни над людьми, ни над ситуациями, ни даже над собой. Что он не контролирует не то что свою судьбу, но даже не может, как говорит Христос в Евангелии, прибавить себе росту хотя бы на локоть. Не может ни одного волоса сделать белым или чёрным. Что само наше дыхание, частота нашего пульса и наш сердечный ритм полностью в руках Творца. Такое внутреннее состояние Евангелие называет духовной нищетой. А христианская традиция именует смирением. То есть ощущением своей меры, своей ограниченности.
В суете будничной рутины, за пеленой разнообразных впечатлений и эмоций разглядеть эту свою нищету практически невозможно. А потому мы продолжаем жить в иллюзии своего всемогущества. По этой причине и нет в нас силы Творца. Поэтому и благословенны те минуты, когда жизнь ставит нас на колени и мы вынуждены обратится к Богу. Это всегда шанс начать всё иначе. Счастливый и далеко не случайный момент, когда мы можем всецело отдать себя нашему Создателю. Выбрать жить не так, как жили раньше. По совсем иным правилам. По Евангельским заповедям.
И Богу приятны такие моменты. Он ценит это наше бессилие. Ведь именно благодаря ему человек становится Его глазами, ушами, ногами, устами и руками. Он через такого человека видит, слышит, ходит, говорит и действует в этом мире. Именно так. Не каким-то абстрактным образом, но именно через эту человеческую немощь, которая сделала выбор во всём, всегда и везде полагаться на Своего Творца, в нашей судьбе и судьбе тех, кто нас окружает, совершится сила и слава воскресшего Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Счастье детям» помогает семьям в Кемеровской области
«Спасибо, помогли!» — такую надпись под фотографиями радостных детей часто можно встретить в социальных сетях кемеровского фонда «Счастье детям». Это значит, что ещё у одного ребёнка появилась возможность пройти долгожданное лечение или реабилитацию. Как, например, у Максима. Ему 4 года, он с большим упорством и любопытством изучает всё вокруг и очень любит танцы. Жизнь мальчика омрачают проблемы со здоровьем — приступы эпилепсии тормозят развитие Максима, в том числе и двигательное. Чтобы мальчик мог уверенно стоять на ногах и ходить, врачи посоветовали семье отправить его на реабилитацию. Но оплатить её самостоятельно у родителей возможности не было. На помощь им пришёл фонд «Счастье детям» и люди из разных регионов нашей страны. Максим уже успел побывать на занятиях в медицинском центре и вернулся с большой победой — он начал ходить! Теперь вместе со старшим братом мальчик учится играть в футбол и весело кричит «Гооол!», когда попадает ногой по мячу.
Миссия фонда — подарить своим подопечным — болеющим детям — счастливое и активное детство, а ещё шанс на здоровье будущее. Прямо сейчас нужна помощь трёхлетней Алисе Барановой, ей тоже важно пройти реабилитацию. Если вы хотите поддержать кемеровский фонд и его подопечных, переходите на сайт: счастьедетям.рф
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов