
Фото: Austin Guhl/Unsplash
Морозные ноябрьские сумерки сгущались. На монастырском дворе Спасо-Ефросиниевой обители, расположенной в уездном городе Полоцк Витебской губернии, зажглись газовые фонари. Молодая монахиня в лёгком пальто поверх длинной чёрной рясы неслышными шагами пересекла двор и, перекрестившись на надвратную икону, вышла за ворота монастыря. Неподалёку от обители находилось здание монастырского женского Епархиального училища. В его окнах, несмотря на поздний час, ярко горел свет. На протяжении вот уже нескольких месяцев в помещении училища располагался военный госпиталь. Шёл 1914 год, в самом разгаре была Первая Мировая война. Туда, в госпиталь, и направлялась монахиня.
Это была игумения Нина Боянус — начальница монастырского училища. Именно она настояла на том, чтобы с началом войны открыть здесь лазарет для раненых. Под его нужды игумения Нина выделила не только классные, но и свои келейные комнаты, А сама взяла на себя обязанности сестры милосердия и часто дежурила в госпитале ночами, без устали перевязывая раненых.
Вера Карловна Боянус — так звали игумению Нину до принятия монашеского пострига — родилась в благополучной и обеспеченной семье. Её отец, Карл Карлович, был известным учёным-медиком; мать, Ольга Семёновна, происходила из старинного боярского рода. Воспитанная в простоте и христианском благочестии, Вера с ранних лет проявляла стремление заботится о ближних. В своём имении Ключи в Самарской губернии, где семья Боянусов проживала с 1885 года, Вера вместе с матерью организовала бесплатную церковно-приходскую школу для крестьянских детей. Будучи прекрасно образованной и имея учительский диплом, девушка успешно в ней преподавала. Одновременно она активно участвовала в деятельности самарского Алексеевского миссионерского братства, занимавшегося благотворительной и просветительской деятельностью.
Спустя 10 лет, в 1895-м году, Боянусы переехали в город Тифлис. На новом месте Вера Карловна сразу же развернула широкую благотворительную деятельность. По её инициативе и при её же финансовой поддержке в городе были открыты воскресная и приходская школы. В 1898 году с детства склонная к молитвенной жизни, девушка приняла решение целиком посвятить себя Богу. Вера приняла постриг с именем Нина и стала монахиней.
В 1904 году духовное начальство направило монахиню Нину в Спасо-Ефросиниевский полоцкий монастырь, где она и была назначена руководительницей монастырского училища. Первоначально основанное самой преподобной княгиней Ефросинией Полоцкой, за многие века оно претерпело немало бедствий. Вот и матушка Нина застала училище в весьма плачевном состоянии. И за короткий срок добилась колоссальных перемен! Она выхлопотала для училища статус епархиального — это давало его выпускницам намного большие преимущества при дальнейшем устройстве на службу. Кроме того, матушка Нина на средства, доставшиеся ей в наследство от отца, построила для училища, ютившегося в тесной деревянной избе, новое большое каменное здание с домовой Троицкой церковью. Именно в нём в 1914 году она устроит тот самый военный госпиталь, где с усердием будет трудиться простой сестрой милосердия.
В начале того же 1914 года монахиня Нина была возведена в сан игумении. «Старший да будет всем слуга», — этими словами Христа отозвалась на своё посвящение матушка. И действительно, до конца своей жизни она не прекращала служить людям. После революции матушка Нина вернулась в Самарскую губернию и, ведя жизнь тайной монахини в миру, окончила медицинский факультет и устроилась работать детским врачом.
Умерла игумения Нина в 1953 году, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы. И по сей день её беззаветное служение людям сравнивают с подвигами милосердия преподобной княгини Ефросинии Полоцкой, труд которой игумения Нина Боянус достойно продолжила.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема