
Жил в одном селе добрый парень-пастух и отправился он по свету невесту себе искать.
Шёл как-то юноша по берегу моря, и увидел на берегу большую рыбу, которая заговорила человечьим голосом:
— Столкни меня в море! Возьми одну мою чешуйку, и когда я тебе понадоблюсь, приходи на берег, дунь на неё, и я к тебе приплыву.
Пожалел юноша говорящую рыбу, отпустил её в море. Вскоре в лесу он услышал жалобный стон: олень запутался рогами в ветвях дерева.
— Помоги мне освободиться! — сказал олень. — Вырви клочок моей шерсти, и когда будет нужна моя помощь, дунь на него, и я приду к тебе.
И оленя пожалел юноша. Пошёл он дальше, и заметил на поляне лисицу, упавшую в охотничью яму.
— Вытащи меня из ямы, — попросила лиса, — а потом вырви волосок из моего хвоста. Если будешь в беде, дунь на этот волосок, и я сразу прибегу к тебе.
Освободил пастух и лису. Наконец, добрался он до большого города. Только хотел в ворота войти, как стражники его схватили и повели к царю.
— Ты ищешь невесту, а у меня есть дочь-красавица, — говорит царь. — Больше всего на свете она любит играть в прятки, и пообещала выйти замуж на того, кто так сумет спрятаться, чтобы она не нашла. Попытай и ты своё счастье!
Привели юношу на дворцовую площадь, и царская дочь крикнула ему с высокой башни:
— Спрячься так, чтобы я не нашла тебя. Но если найду — твоя голова с плеч, знай это! Можешь трижды попробовать!
Пошёл пастух на берег моря, позвал большую рыбу. Та проглотила юношу и залегла на дне моря. Но рыба случайно на что-то загляделась, приоткрыла рот — и царская дочь увидела юношу в свою волшебную трубу.
Пастух попросил оленя спрятать его в глубокой пещере и загородить вход своим телом. Олень лишь на минуту вскочил, чтобы отогнать назойливую муху, и царская дочь заметила юношу.
Пригорюнился пастух: ни под водой, ни под землёй от волшебной трубы не спрячешься.
— Я знаю, как тебе помочь, — сказала лиса. — Ведь на себя она в волшебную трубу поглядеть не сможет.
Лисица превратилась в купца с рыжей бородой, пастуха превратила в блоху и спрятала его в свёртке цветного шёлка.
Увидев купца с заморскими товарами, царская дочь захотела полюбоваться тканями, и не заметила, как к ней на платье прыгнула блоха.
Во все стороны света глядела она с высокой башни в свою трубу, но так и не смогла отыскать юношу.
Вот только пастух наотрез отказался жениться на жестокой и глупой царской дочери, пошёл дальше своё счастье искать. На что ему жена, которая любит на чужие жизни в прятки играть? Нет уж, спасибо!
(по мотивам кумыкской народной сказки)
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема