Легенда советского кино Игорь Ильинский и его жена - актриса Татьяна Еремеева были совершенно разными людьми. Он – комик, она – лирик. Он – оптимист, она – пессимист. Но почти сорок лет они прожили душа в душу. Совсем как старосветские помещики, шутила Татьяна Александровна.
Когда они познакомились, Ильинскому было 49 лет. Татьяне - 38. На его фильмы она бегала ещё девочкой. И глядя на экран, даже подумать не могла, что любуется своим будущим мужем. Жизнь свела их в Малом театре в 1944 году. Ильинский был ведущим актёром. А Татьяна приехала из Тамбова и делала свои первые шаги на прославленной сцене. Актрису из провинции долго не хотели прописывать в столице. Более того, грозились выслать, поскольку у Татьяны была немецкая фамилия Битрих. В годы войны это казалась едва ли не преступлением, и актриса взяла псевдоним – Еремеева.
Репетируя с Ильинским, Татьяна сделала открытие - знаменитый комик в жизни совсем невесёлый человек. В то время у него и правда не было поводов для веселья – умерла жена. Ильинский мучился чувством вины. Депрессия привела к тому, что актёр на два года исчез из Москвы. А когда вернулся, пригласил Татьяну на свой концерт. Это было неожиданно. Игорь Владимирович всегда был приветлив, помогал Татьяне на репетициях, но ей и в голову не приходило, что между ними может быть что-то большее, чем дружба. Она долго не хотела замечать ухаживаний. Ильинский делал шаг навстречу, Татьяна два шага назад. Позже она поняла, что даже себе боялась признаться в том, что давно уже любит Игоря Владимировича.
Ей нравилось, как он живёт. Ильинский избегал актёрских застолий, разговоров, сплетен. После спектаклей уезжал на дачу и вообще был удивительно домашним человеком. И когда Татьяна уже решила связать с ним свою жизнь, её вызвали в НКВД и предложили «помочь Родине», причём, доносить нужно было в первую очередь на Ильинского. Испуганная актриса сказала, что на днях актёр сделал ей предложение. Её тут же отпустили, но Татьяна знала: спокойной жизни ни в Москве, ни в театре уже не будет. Лучше уволиться и уехать. Она написала Ильинскому письмо с просьбой не искать её и сбежала к маме. Игорь Владимирович не знал адреса будущей тёщи, но в тот же вечер разыскал Татьяну. С тех пор они не расставались.
Ильинский очень хотел обвенчаться. Он часто ходил в церковь и не скрывал своей веры в Бога. Конечно, венчание тогда было невозможным. Но, когда через год у супругов родился Володя, Ильинский пригласил на дачу священника и сына тайно окрестили.
С появлением Володи у Игоря Владимировича началась новая жизнь. Он писал: «Лишь после пятидесяти лет я познал великое чувство отцовства. С грустью думаю, ведь могло случиться так, что я не испытал бы этого». Всё свободное время Ильинский проводил с сыном. Не позволил отдать его в детский сад, гулял с ним, научил плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках. А на первой книжке, которую он подарил сыну, сделал надпись: «Володюшка, всегда прислушивайся к Богу, который живет в твоём сердце». Володя тоже обожал отца. Он поздно возвращался после спектаклей, но сын не спал. Он ждал папину сказку на ночь. Про Гномика-химика и Кособаку-мурмышку. Ильинский на ходу сочинял забавные истории с продолжением.
В семье он был главным, хоть абсолютно ничего не понимал в ведении хозяйства. Зато умел принимать решения. А покупками, готовкой, ремонтом занималась Татьяна Александровна. Любимым временем для обоих был отпуск. Они уезжали на дачу, и там начиналась ласковая, спокойная, по-настоящему домашняя жизнь. Он сидел в кресле-качалке, смотрел на деревья, она читала ему вслух. Ну чем не старосветские помещики?
Татьяна Александровна была для Ильинского и женой, и матерью, и дочерью. Всю жизнь она мучилась страхом за мужа: боялась, что не власти не простят ему заступничества за Мейерхольда, за самый портрет Мейерхольда в квартире, за то, что ходит в церковь. Ильинский успокаивал жену: «Не волнуйся, Танюша, я не сделаю ничего такого, что даст им возможность меня осудить».
Он умер в 86 лет. Лёг отдохнуть, заснул и уже не проснулся. Жена сохранила все его вещи, не выбросила ни единой мелочи. Так что друзьям, приходящим в квартиру, долго казалось, что сейчас их выйдет встречать сам хозяин. Татьяна Александровна прожила 99 лет. И считала, что свою главную роль сыграла совсем не на театральной сцене. С семейных подмостков Игоря Ильинского и Татьяны Еремеевой 36 лет не сходил спектакль с названием «Любовь». Вот свою роль в нём Татьяна Александровна и называла лучшей. А годы, прожитые с мужем, самым счастливым временем в жизни.
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 102 зач., IX, 18-33.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории исхода евреев из Египта есть очень непростой для понимания сюжет. Бог как будто бы издевается над фараоном, Бог прямо говорит, что Он собирается определённым образом воздействовать на фараона: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:3). Фараон здесь выступает лишь как некий объект, как некая кукла, которая не способна ни к какому самостоятельному действию, и это поражает, ведь мы привыкли к мысли, что у человека есть свободная воля, и Бог хранит эту свободу. Конечно, у слов книги Исход есть масса толкований, которые объясняют, что дело не в Боге, а в самом фараоне, а слова — это лишь некоторая метафора. Однако вот что любопытно: апостол Павел в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 9-й главы Послания к Римлянам ссылается на историю фараона как на некую норму, и делает этой истории весьма неожиданные выводы. Давайте послушаем этот отрывок и попытаемся понять мысль святого апостола.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Только что прозвучавший отрывок апостольского послания начался с фразы, которая по своей сути является продолжением рассказа, начатого ещё Моисеем в книге Исход: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Эта краткая фраза описывает историю становления избранного Богом народа, ведь избрание Авраама и потомков его внука Иакова не было обусловлено какими бы то ни было внешними факторами, Авраам избран по одной простой причине: так захотел Бог. Да, конечно, можно попытаться порассуждать о достоинствах Авраама, однако все его достоинства проявили себя лишь после того, как на него обратил внимание Бог. Нечто подобное переживали и многие христиане: вот человек живёт совершенно обычной жизнью, у него нет ни малейшего интереса к Церкви, но в какой-то момент что-то меняется, откуда-то появляется интерес и тяготение к духовной жизни, сопротивляться им почти невозможно, и человек приходит ко Христу. В богословии выработан особый термин, который описывает происходящее с таким человеком — на него действует призывающая благодать Божия.
Но почему же она действует не на всех? Есть два возможных ответа, первый из их оправдывает Бога, но обвиняет человека, он утверждает, что благодать действует на всех, да не все на неё откликаются по причине глубокой внутренней испорченности или же по причине банального нежелания. Второй возможный ответ предлагает апостол Павел, и здесь уже человек не виноват, всё дело в Боге, Которого Павел уподобляет гончару, решающему, какую глину для какого сосуда использовать — одна глина идёт, скажем, на сосуд для молока, а другая — на сосуд для помоев. Может ли глина заявлять о своих правах? Конечно же, нет. Но разве можно глину сопоставлять с человеком?
Вообще, конечно, нельзя. Однако в контексте размышлений апостола Павла — вполне, ведь Павел хочет донести до своих адресатов из числа римских христиан-евреев довольно незатейливую мысль: происхождение не может быть незыблемым основанием для спасения во Христе. Еврей может спастись, а может и погибнуть, язычник может погибнуть, а может и спастись. И с первым, и со вторым происходит то же самое, что произошло в своё время с фараоном: Бог смотрит на сердце человека, и если сердце переполнено гордыней, то Богу не остаётся ничего иного, как отвернуться от такого человека, вернее же будет сказать, что гордыня отворачивает человека от Бога и только искреннее покаяние способно изменить эту плачевную ситуацию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Участвовать в акции «Лето добрых дел. Время помогать!»

Тамара Фёдоровна много лет трудилась учителем русского языка в одной из московских школ. А когда вышла на пенсию, стала заниматься с ребятишками при храме, в Воскресной школе. Через некоторое время она уехала в другую страну помогать дочери и внуку, которые оказались в сложной ситуации. Но и там Тамара Фёдоровна не оставила своего призвания. Бесплатно обучала детей русскому языку на православном приходе. Но вскоре ей пришлось вернуться в Москву. Выяснилось, что дальние родственники собираются лишить её единственного жилья. Завели судебную тяжбу. Чтобы оплатить услуги юриста, пенсионерка была вынуждена влезть в кредит. Так Тамара Фёдоровна оказалась в непростой финансовой ситуации. Денег не хватало даже на еду. К счастью, она узнала о Марфо-Мариинской обители. Здесь, в службе помощи «Работа со случаем», женщине бесплатно выдают продукты, лекарства и нужные вещи.
Благодаря Обители милосердия пожилые, немощные люди, семьи с детьми и все те, кто оказался в беде получают ощутимую помощь. У них появляются силы на то, чтобы жить и не отчаиваться.
Самой Марфо-Мариинской обители тоже важна поддержка. В частности, в летний период, когда человеческого участия и финансовой помощи особенно не хватает. Именно поэтому в эти дни Обитель проводит акцию «Лето добрых дел. Время помогать!». Чтобы привлечь внимание к делам милосердия и к людям, которые прямо сейчас нуждается в заботе и внимании.
Принять участие в акции просто: нужно перейти на сайт «Лето добрых дел», сделать любой благотворительный взнос или оформить регулярную подписку. Кроме этого, вы можете передать в Марфо-Мариинскую обитель продукты или помочь делами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов