Игорь Грабарь - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Игорь Грабарь

* Поделиться

Летом 1918 года в Свято-Боголюбском Богородице-Рождественском монастыре на Владимирщине работала Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. Ведомство было новым, и появилось практически сразу после октябрьской революции. Его основателем и руководителем стал знаменитый художник и исследователь древнерусского искусства Игорь Эммануилович Грабарь. На этот шаг живописец пошёл не случайно. Уже в первые дни после большевистского переворота стало понятно, что победивший пролетариат с культурными ценностями церемониться едва ли станет. По стране прокатилась волна грабежей — вандалы обворовывали музеи, которые на историческом перепутье оказались как бы «ничьими». Из храмов выносились ценные старинные иконы. Всё это в огромном количестве уплывало через чёрный рынок за границу. Вандализму необходимо было положить конец. Другая проблема заключалась в том, что многие древние святыни находились под угрозой разрушения, и остро нуждались в грамотной реставрации. Однако новая власть на подобные проблемы смотрела сквозь пальцы. Судьба искусства, в особенности — церковного, не слишком её волновала. Но Игорю Грабарю в условиях послереволюционного хаоса удалось сделать поистине невероятное. Художник сумел убедить советских вождей в том, что иконы и древние храмы — это национальное достояние, ценности, которые непременно надо спасать. Сохранению и изучению исторических памятников древней Руси Грабарь посвятил огромную часть своей жизни.

Боголюбовская экспедиция стала одной из первых для основанной Игорем Эммануиловичем Комиссии по сохранению памятников. «Желаю успеха этому полезному для Святой Церкви начинанию. Призываю благословение Божие на тружеников науки», — напутствовал экспедицию патриарх Тихон (Беллавин). В Богородице-Рождественском монастыре учёные и реставраторы осмотрели одну из древнейших на Руси икон Богородицы — почитаемый чудотворный образ, написанный в 12 веке по велению князя Андрея Боголюбского. Состояние иконы оказалось критическим. Лик Богоматери с трудом просматривался. Казалось, спасти святыню невозможно — прикоснёшься, и она рассыплется. Но Грабарь пошёл на риск. С Боголюбской иконы аккуратно сняли серебряный оклад. Под руководством Игоря Эммануиловича реставраторы в течение нескольких недель укрепляли древесину специальным клеевым раствором. Насколько было возможно, расчистили живописную часть. «Когда работа была окончена, этот на две трети разрушенный памятник, который всё же посчастливилось спасти от неминуемой окончательной гибели, засиял царственной красотой линий и красок», — писал Грабарь. С работы над спасением Боголюбской иконы Божьей Матери, по сути, началось ещё одно детище Игоря Эммануиловича — Центральные реставрационные мастерские, которые и по сей день выполняют свою непростую и важную задачу.

«Троица» Андрея Рублёва, неповторимые иконы Звенигородского чина, рублёвский иконостас в Троице-Сергиевой лавре, фрески московского Спасо-Андроникова монастыря, кремлёвские соборы и ещё сотни памятников древнерусского искусства по всему Советскому Союзу были спасены благодаря энтузиазму и опыту Грабаря. В 20-е годы, во время кампании по изъятию церковных ценностей в пользу государства, Игорь Эммануилович добился от властей, чтобы при каждой процедуре изъятия присутствовали учёные специалисты. Таким образом удалось спасти от переплавки и уничтожения множество уникальных предметов церковного искусства.

Будучи директором Государственной Третьяковской галереи, Игорь Грабарь организовал в ней отдел древнерусского искусства и устраивал выставки икон, как в СССР, так и за рубежом. Однажды он сопровождал экспозицию в Германию и с восторгом писал оттуда жене, что люди идут толпами, а иконы производят на всех потрясающее впечатление.

Игорь Эммануилович Грабарь говорил, что искусство наполняет его жизнь смыслом. Служа искусству, он служил и людям, для которых бережно сохранил уникальные шедевры и святыни древней Руси.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем