Основатель и руководитель Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи — Игорь Эммануилович Грабарь — знаменитый художник и исследователь древнерусского искусства.
Одной из первых экспедиций для основанной Игорем Эммануиловичем Комиссии по сохранению памятников стала Боголюбская, в рамках которой ему удалось спасти Боголюбскую икону Божьей Матери XII века. С этой же экспедиции, по сути, начали свою деятельность Центральные реставрационные мастерские, которые и сегодня выполняют важную задачу. В 20-е годы прошлого столетия, во время кампании по изъятию церковных ценностей в пользу государства, Игорь Эммануилович добился от властей, чтобы при каждой процедуре изъятия присутствовали ученые специалисты, благодаря чему удалось спасти от переплавки и уничтожения множество уникальных предметов церковного искусства.
Что говорил об искусстве и своей службе ему сам Игорь Эммануилович Грабарь?

Летом 1918 года в Свято-Боголюбском Богородице-Рождественском монастыре на Владимирщине работала Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. Ведомство было новым, и появилось практически сразу после октябрьской революции. Его основателем и руководителем стал знаменитый художник и исследователь древнерусского искусства Игорь Эммануилович Грабарь. На этот шаг живописец пошёл не случайно. Уже в первые дни после большевистского переворота стало понятно, что победивший пролетариат с культурными ценностями церемониться едва ли станет. По стране прокатилась волна грабежей — вандалы обворовывали музеи, которые на историческом перепутье оказались как бы «ничьими». Из храмов выносились ценные старинные иконы. Всё это в огромном количестве уплывало через чёрный рынок за границу. Вандализму необходимо было положить конец. Другая проблема заключалась в том, что многие древние святыни находились под угрозой разрушения, и остро нуждались в грамотной реставрации. Однако новая власть на подобные проблемы смотрела сквозь пальцы. Судьба искусства, в особенности — церковного, не слишком её волновала. Но Игорю Грабарю в условиях послереволюционного хаоса удалось сделать поистине невероятное. Художник сумел убедить советских вождей в том, что иконы и древние храмы — это национальное достояние, ценности, которые непременно надо спасать. Сохранению и изучению исторических памятников древней Руси Грабарь посвятил огромную часть своей жизни.
Боголюбовская экспедиция стала одной из первых для основанной Игорем Эммануиловичем Комиссии по сохранению памятников. «Желаю успеха этому полезному для Святой Церкви начинанию. Призываю благословение Божие на тружеников науки», — напутствовал экспедицию патриарх Тихон (Беллавин). В Богородице-Рождественском монастыре учёные и реставраторы осмотрели одну из древнейших на Руси икон Богородицы — почитаемый чудотворный образ, написанный в 12 веке по велению князя Андрея Боголюбского. Состояние иконы оказалось критическим. Лик Богоматери с трудом просматривался. Казалось, спасти святыню невозможно — прикоснёшься, и она рассыплется. Но Грабарь пошёл на риск. С Боголюбской иконы аккуратно сняли серебряный оклад. Под руководством Игоря Эммануиловича реставраторы в течение нескольких недель укрепляли древесину специальным клеевым раствором. Насколько было возможно, расчистили живописную часть. «Когда работа была окончена, этот на две трети разрушенный памятник, который всё же посчастливилось спасти от неминуемой окончательной гибели, засиял царственной красотой линий и красок», — писал Грабарь. С работы над спасением Боголюбской иконы Божьей Матери, по сути, началось ещё одно детище Игоря Эммануиловича — Центральные реставрационные мастерские, которые и по сей день выполняют свою непростую и важную задачу.
«Троица» Андрея Рублёва, неповторимые иконы Звенигородского чина, рублёвский иконостас в Троице-Сергиевой лавре, фрески московского Спасо-Андроникова монастыря, кремлёвские соборы и ещё сотни памятников древнерусского искусства по всему Советскому Союзу были спасены благодаря энтузиазму и опыту Грабаря. В 20-е годы, во время кампании по изъятию церковных ценностей в пользу государства, Игорь Эммануилович добился от властей, чтобы при каждой процедуре изъятия присутствовали учёные специалисты. Таким образом удалось спасти от переплавки и уничтожения множество уникальных предметов церковного искусства.
Будучи директором Государственной Третьяковской галереи, Игорь Грабарь организовал в ней отдел древнерусского искусства и устраивал выставки икон, как в СССР, так и за рубежом. Однажды он сопровождал экспозицию в Германию и с восторгом писал оттуда жене, что люди идут толпами, а иконы производят на всех потрясающее впечатление.
Игорь Эммануилович Грабарь говорил, что искусство наполняет его жизнь смыслом. Служа искусству, он служил и людям, для которых бережно сохранил уникальные шедевры и святыни древней Руси.
Все выпуски программы Жизнь как служение
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема