Основатель и руководитель Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи — Игорь Эммануилович Грабарь — знаменитый художник и исследователь древнерусского искусства.
Одной из первых экспедиций для основанной Игорем Эммануиловичем Комиссии по сохранению памятников стала Боголюбская, в рамках которой ему удалось спасти Боголюбскую икону Божьей Матери XII века. С этой же экспедиции, по сути, начали свою деятельность Центральные реставрационные мастерские, которые и сегодня выполняют важную задачу. В 20-е годы прошлого столетия, во время кампании по изъятию церковных ценностей в пользу государства, Игорь Эммануилович добился от властей, чтобы при каждой процедуре изъятия присутствовали ученые специалисты, благодаря чему удалось спасти от переплавки и уничтожения множество уникальных предметов церковного искусства.
Что говорил об искусстве и своей службе ему сам Игорь Эммануилович Грабарь?

Летом 1918 года в Свято-Боголюбском Богородице-Рождественском монастыре на Владимирщине работала Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. Ведомство было новым, и появилось практически сразу после октябрьской революции. Его основателем и руководителем стал знаменитый художник и исследователь древнерусского искусства Игорь Эммануилович Грабарь. На этот шаг живописец пошёл не случайно. Уже в первые дни после большевистского переворота стало понятно, что победивший пролетариат с культурными ценностями церемониться едва ли станет. По стране прокатилась волна грабежей — вандалы обворовывали музеи, которые на историческом перепутье оказались как бы «ничьими». Из храмов выносились ценные старинные иконы. Всё это в огромном количестве уплывало через чёрный рынок за границу. Вандализму необходимо было положить конец. Другая проблема заключалась в том, что многие древние святыни находились под угрозой разрушения, и остро нуждались в грамотной реставрации. Однако новая власть на подобные проблемы смотрела сквозь пальцы. Судьба искусства, в особенности — церковного, не слишком её волновала. Но Игорю Грабарю в условиях послереволюционного хаоса удалось сделать поистине невероятное. Художник сумел убедить советских вождей в том, что иконы и древние храмы — это национальное достояние, ценности, которые непременно надо спасать. Сохранению и изучению исторических памятников древней Руси Грабарь посвятил огромную часть своей жизни.
Боголюбовская экспедиция стала одной из первых для основанной Игорем Эммануиловичем Комиссии по сохранению памятников. «Желаю успеха этому полезному для Святой Церкви начинанию. Призываю благословение Божие на тружеников науки», — напутствовал экспедицию патриарх Тихон (Беллавин). В Богородице-Рождественском монастыре учёные и реставраторы осмотрели одну из древнейших на Руси икон Богородицы — почитаемый чудотворный образ, написанный в 12 веке по велению князя Андрея Боголюбского. Состояние иконы оказалось критическим. Лик Богоматери с трудом просматривался. Казалось, спасти святыню невозможно — прикоснёшься, и она рассыплется. Но Грабарь пошёл на риск. С Боголюбской иконы аккуратно сняли серебряный оклад. Под руководством Игоря Эммануиловича реставраторы в течение нескольких недель укрепляли древесину специальным клеевым раствором. Насколько было возможно, расчистили живописную часть. «Когда работа была окончена, этот на две трети разрушенный памятник, который всё же посчастливилось спасти от неминуемой окончательной гибели, засиял царственной красотой линий и красок», — писал Грабарь. С работы над спасением Боголюбской иконы Божьей Матери, по сути, началось ещё одно детище Игоря Эммануиловича — Центральные реставрационные мастерские, которые и по сей день выполняют свою непростую и важную задачу.
«Троица» Андрея Рублёва, неповторимые иконы Звенигородского чина, рублёвский иконостас в Троице-Сергиевой лавре, фрески московского Спасо-Андроникова монастыря, кремлёвские соборы и ещё сотни памятников древнерусского искусства по всему Советскому Союзу были спасены благодаря энтузиазму и опыту Грабаря. В 20-е годы, во время кампании по изъятию церковных ценностей в пользу государства, Игорь Эммануилович добился от властей, чтобы при каждой процедуре изъятия присутствовали учёные специалисты. Таким образом удалось спасти от переплавки и уничтожения множество уникальных предметов церковного искусства.
Будучи директором Государственной Третьяковской галереи, Игорь Грабарь организовал в ней отдел древнерусского искусства и устраивал выставки икон, как в СССР, так и за рубежом. Однажды он сопровождал экспозицию в Германию и с восторгом писал оттуда жене, что люди идут толпами, а иконы производят на всех потрясающее впечатление.
Игорь Эммануилович Грабарь говорил, что искусство наполняет его жизнь смыслом. Служа искусству, он служил и людям, для которых бережно сохранил уникальные шедевры и святыни древней Руси.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер