
«Идти своим путём», студия Paramount Pictures, режиссёр Лео МакКери
— Он знает?
— О чём?
— Что теперь ты главный.
— А ты как узнал?
— Я догадался, когда услышал, что ты здесь. Все знают, что церковь святого Доминика в тяжёлом положении. Отец Фицгиббон уже стар. Ему нужен молодой помощник.
— Тимми, пожалуйста, не рассказывай об этом никому.
Молодой священник, Чарльз О’Мэлли, просит своего давнего друга, тоже священнослужителя, держать в секрете то, что епископ назначил его новым настоятелем нью-йоркской церкви святого Доминика. Отец О’Мэлли вот уже несколько дней как на новом приходе. Но не хочет огорчать прежнего пастора, пожилого отца Фицгиббона. Тот уверен, что молодого священника прислали ему в помощники. И ведёт себя с ним соответственно: учит жизни, ворчит. И весьма неодобрительно смотрит на слишком уж современные увлечения отца О’Мэлли: он играет в гольф, болеет за бейсбольную команду и очень любит музыку. Так начинается американский кинофильм 1944 года «Идти своим путём». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы. Чёрно-белую музыкальную комедийную драму снял режиссёр Лео Маккэри. Картина стала признанным шедевром мирового кинематографа. Она завоевала семь премий «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм». Сам Маккэри называл свой фильм немного сентиментальной и доброй историей о человеческих взаимоотношениях «Здорово, когда действие на экране не просто развлекает, а говорит о чём-то важном, задевает за живое», — говорил он.
Итак, сюжет картины всё больше и больше увлекает нас в водоворот событий. Поначалу — весьма печальных. Церковь святого Доминика на грани закрытия. Приход в долгах, и владелец ссудной фирмы выносит последнее предупреждение: если отец Фицгиббон не выплатит нужную сумму, церковь, которой священник отдал 45 лет своей жизни, у него отберут. И построят на её месте автостоянку. Так что епископ не спроста решил сменить настоятеля церкви на более молодого и энергичного. Находчивый, современный отец О’Мэлли должен придумать, как найти выход из положения. За тем, получится ли у него это, мы и будем наблюдать на протяжении всего фильма. Гарантирую — это будет увлекательно, забавно и неожиданно.
Так, например, в одном из эпизодов отец O’Мэлли встречается с сыном владельца ссудной компании и его невестой. Между ними происходит любопытный диалог. И, к тому же, не простой, а музыкальный.
— Сыграйте что-нибудь, святой отец. (Играет)
— Можно вас спросить, святой отец?
— Да.
— Откуда такой странный ход?
— Я всегда интересовался музыкой. В школе сам писал немного. У нас была группа, мы играли на школьных вечерах (звуки рояля). Однажды мне пришлось принять решение — писать народные хиты или пойти своим путём.
— Жалеете, святой отец?
— Жалею? Нет. Я счастлив, потому что помогаю людям понять, что религия не обязательно должна быть такой (берёт аккорд) — сухой и скучной. Она может быть светлой. Приблизить человека к счастью.
Порой подарить людям радость, сделать их немного счастливее и добрее бывает куда важнее, чем найти деньги на уплату долгов. Да и потом — одно другому не мешает. А вокруг столько тех, кто отчаянно нуждается в человеческом участии и тепле. Это и уличные мальчишки-хулиганы, и сбежавшая из дома девушка. И, конечно же, старый священник Фицгиббон. Кстати, его замечательно сыграл известный ирландский актёр театр и кино Барри Фицджеральд.
А на роль молодого и прогрессивного отца О’Мэлли в свою картину режиссёр Лео Маккэри пригласил знаменитого американского эстрадного певца Бинга Кросби. Он великолепно справился с задачей. Впоследствии в своих интервью Кросби не раз говорил о том, что сыграть в такой прекрасной картине было для него настоящим счастьем. А я бы хотел добавить, что ощущение счастья испытываешь на протяжение всего фильма. И после просмотра оно ещё надолго остаётся с тобой.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер