Живший во втором веке по Рождестве Христовом философ, проповедник и христианский богослов святитель Климент Александрийский в своём трактате «Педагог» писал о том, что гимнастические упражнения весьма полезны для юношества. И в качестве практической рекомендации предлагал молодёжи среди прочего такую увлекательную спортивную игру как фенинда – античный прообраз современного футбола. В четвёртом веке Святитель Василий Великий приводил своим ученикам в пример олимпийских победителей, призывая быть столь же упорными в стяжании Царства Небесного. А словом «подвижник» на древнегреческом языке изначально называли борцов и атлетов. Заканчиваются ли на этом связи между христианством и спортом? Есть ли точки соприкосновения у спортивного девиза «Быстрее, выше, сильнее!» и христианского идеала смирения? На эти и многие другие вопросы попытался найти ответы диакон Филипп Пономарёв в своей книге «Христианство и спорт».
Решив подойти к своему мини-исследованию основательно и изучив вопрос на историческом материале с первых веков христианства и до наших дней, автор предлагает вниманию читателей множество любопытных сведений. И это не только упомянутые интересные выдержки из творений святых отцов Церкви, но и, к примеру, интервью с ведущим телеканала «Спорт» Дмитрием Губерниевым, в котором известный спортивный комментатор не только попытался дать оценку современному спорту с духовной и моральной точки зрения, но и заявил, что сам является верующим человеком.
Для того, чтобы взгляд на спорт не получился однобоким, автор рассматривает его в различных аспектах. Спорт как необходимая для человеческого организма физическая нагрузка; спорт как соперничество; спорт как товарищество; спорт как способ заработать деньги. И старается объективно выявить все «за» и «против» с точки зрения православного христианина.
Не обошёл диакон Филипп Пономарёв вниманием и такое неоднозначное явление, как футбольные фанаты, вспомнив в связи с этим почти анекдотический случай из жизни преподобного Паисия Святогорца. Однажды в афонскую келью отца Паисия зашёл болельщик. «Откуда ты?» - спросил его старец. «Из Флорины» - ответил парень. «У вас там митрополит хороший», - заметил отец Паисий. «А он в какой команде играет?» - спросил болельщик… Сколько в этой истории смешного, а сколько – не очень, автор пытается разобраться с помощью святых отцов Церкви, Евангельских апостольских посланий и современных авторов.
Крайне любопытна и глава «Монолог спортсмена» - рассказ игумена Никона (Полякова) – монаха, священника, а в прошлом – профессионального дзюдоиста о сложном выборе между амбициями атлета и стремлением посвятить себя служению Богу.
…Христианин должен оставаться христианином везде – и на спортивной арене, и на трибунах стадиона – уверен диакон Филипп Пономарёв. В заключение он приводит слова основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена о том, что спорт призван объединять людей, раскрывать для них красоту окружающего мира. И если подходить к нему с таких позиций, то, возможно, христианство и спорт не придётся противопоставлять друг другу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер