
У нас в гостях был музыкант, актер, один из создателей православного проекта «Ты не один», руководитель благотворительного сообщества «Радуйся» при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольяново Рачик Оруджев.
Мы говорили о том, что для нашего гостя значит быть христианином в современном обществе, и как вера влияет на его жизнь и творчество.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
И. Цуканов
– Добрый вечер, дорогие друзья. Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Как обычно в это время в этот день в студии моя коллега Кира Лаврентьева...
К. Лаврентьева
– Добрый вечер.
И. Цуканов
– Меня зовут Игорь Цуканов. И сегодня наш гость в студии Рачик Оруджев или Родион, да, в крещении.
Р. Оруджев
– Совершенно верно.
И. Цуканов
– Музыкант, актер, один из создателей и авторов православного проекта «Ты не один» – YouTube-канал, руководитель благотворительного сообщества «Радуйся!» при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольяново. Ну и много-много чем еще вы занимаетесь, вы, наверное, об этом расскажете, я надеюсь, мы поговорим. Добрый вечер, Рачик.
Р. Оруджев
– Добрый вечер. Христос воскресе, дорогие слушатели радио «Вера».
И. Цуканов
– Воистину воскресе!
К. Лаврентьева
– Воистину воскресе!
И. Цуканов
– Малая Пасха каждое воскресенье.
Р. Оруджев
– Совершенно верно. Помоги нам, Господи.
И. Цуканов
– А с чего бы я хотел начать наш сегодняшний разговор – мы, как всегда по воскресеньям, говорим о христианах в обществе, о том, как люди, которые вот узнали Христа, как они живут в обществе, как им живется, что они могут сделать вообще для людей, с которыми они живут рядом. И вот начать хотелось бы с такого очевидного для меня вопроса. Вы ну и сейчас есть, и были, да, актером музыкального театра, вы, вообще говоря, музыкант, то есть вы человек творческий. Люди творческие часто ищут Бога очень долго и иногда они застревают, мне кажется, в самом процессе вот этого поиска. То есть процесс поиска для многих оказывается более важным, чем вот момент прихода к Богу. Поэтому интересно узнать, как это произошло у вас, насколько, так сказать, долгим был ваш путь в Церковь и как вы до нее добрались.
Р. Оруджев
– Мой путь в храм начался с самого детства. У меня бабушка была христианка, моя армянская бабушка любимая, и она меня и привела в младенчестве, в отрочестве уже в храм, православный храм, куда я ходил с ней, и первая молитва, которую я выучил – «Отче наш», именно благодаря ей. Но потом вот идут те самые пути, которые вот Господь дает каждому человеку, чтобы прийти к этому осознанно, наверное. Так случилось, что я по определенным причинам перестал ходить в храм, потому что бабушка моя, Царство ей Небесное, помилуй, Господи душу усопшей рабы, каким-то образом на нее повлияли свидетели Иеговы – это сейчас такие откровенные вещи я говорю, которые я проживал – и я там тоже был, надо сказать. Потому что, будучи маленьким мальчиком, вряд ли ты можешь отделить, где истина, да, ты можешь только понимать: и там и там вроде «Отче наш», и там и там вроде что-то говорят одинаково, но ты следуешь за человеком, которого ты любишь и которому доверяешь, а это была моя бабушка. Вот и так вот я попал и сбился с пути. Но благодаря Господу Богу и моим родителям, которые вовремя меня оттуда выдернули, я покинул это место, слава Богу. И вот с того момента мое воцерковление закончилось. Я верил в Бога, я знал, что Господь есть, я не отрицал, я очень редко посещал храмы, но не был воцерковленным. Я не причащался Святых Таин, не исповедовался, да, не знал больше никаких молитв. И только когда я приехал в Москву – это был 2000 год – поступать в музыкальное училище – это такой был переломный момент в моей жизни: ты приезжаешь в чужой город, где никто тебя не ждет, никого нету рядом с тобой, ты одинок очень сильно, начинаешь икать утешения. И я стал, обучаясь, потихоньку захаживать в храмы. И только вот пройдя такой большой отрезок жизни, в 2015 году, когда случился в моей жизни еще один случай, еще один переломный момент – потеря моей любимой работы – вот тут это было то самое отчаяние и уныние, о котором мы так стремительно хотим рассказывать в нашей авторской программе «Ты не один». Что моя жена, поддерживая меня говорит: давай в храм, давай к Богу – она верующий православный человек тоже, и сказала: давай поближе. Вот у нас там незадолго до этого построилось молодое подворье преподобного Сергия Радонежского, где настоятель и по сей день, слава Господу Богу, является священник отец Петр Иванов. Я пришел на одну из служб и после службы я подошел, спросил: батюшка, могу ли я здесь вам быть чем-то полезен, могу ли я у вас как-то – ну не зная еще, как обращаться, как что, это все так трепетно, так волнующе. Надо сказать, к моему удивлению, потом осознанному, отец пригласил меня в алтарь и сказал: конечно, приходи. И с того момента я стал, по милости Божией, пономарить, учиться потихонечку, ходить – для меня это было настолько волнительно, я чувствовал присутствие Бога. Рассказывая об этом сейчас, ну как-то сердце клокочет, потому что это важная часть моей жизни, это переход такой, это становление, это воцерковление уже в полной мере и смысле этого слова, когда меня стали учить заново «Отче наш», когда мне начали говорить, как исповедоваться, собственно говоря. И все, и я начал свое воссоединение, свой постепенный путь восхождения к Господу, если я имею дерзновение так сказать. Путь этот очень долог и тернист, и неизвестно, удастся ли до конца пройти его, но я смею на это надеяться, очень хочу. Вот так вот и было. Я первые там полгода, наверное, сперва просто выполнял послушания, батюшка просил – я помогал. У меня была потребность, я понимал, что что-то произошло такое, раз я остался без ничего, мы остались ну в такой патовой ситуация, без денег. У нас была хорошая работа, мы были солистами Государственного музыкального театра, у нас была хорошая зарплата, казалось, многие перспективы – и все в одночасье, представляете, все рушится. Было очень много дополнительных подработок: озвучка – Первый, Второй канал, концертная деятельность, сотрудничество с разными музыкантами известными нашей музыкальной театральной индустрии, разных направлений. И в одни час это вот начинает все сыпаться, и ты не понимаешь, почему. Но спустя годы ты понимаешь, почему, уже сейчас я абсолютно точно знаю, что если бы не этот случай, вряд ли бы я стал, наверное, воцерковленным или стал бы им позже или бы... Слава Богу, что произошло такое событие – то есть потеря всего лишь работы, а не близкого человека, не дай Боже, да. Собственно говоря, так я и воцерковился потихонечку, пономаря. Через полгода вот таких послушаний мне отец сказал: а не хотел бы ты возглавить наше благотворительное сообщество и продолжать этим заниматься, аккумулировать вот таких вот волонтеров и дальше? Надо сказать, что я не сразу согласился, просто ответственный путь. Но я сказал: отче, если благословишь, по мере сил моих. Так и началось, и вот так вот и втянулся, и уже почти пять лет, слава Богу. И это ведет все больше и больше меня, видимо, приближает к Богу.
К. Лаврентьева
– Вы можете поподробнее рассказать о вашем благотворительном сообществе, в чем заключается его главный функционал?
Р. Оруджев
– Да, конечно, с радостью. Есть там несколько главных направлений. Это вещевая помощь и поддержка людей – то есть мы аккумулируем вещи, которые приносят в наш храм отбираем их, сортируем и отправляем, не только Москва и Московская область, но и в регионы, такая целевая поддержка. И, надо сказать, у нас очень много таких благодарственных писем, которые, каждый раз глядя на них, ты понимаешь, что ты делаешь нужное дело. К вашему слову о том, что должны ли люди помогать, могут ли, и кто это должен делать – воцерковленные, христиане – да абсолютно неважно, христианин ты, воцерковлен ты или нет, если ты делаешь доброе дело и его нужно делать, кем бы ты не был в своей жизни. Я считаю, что все равно рано или поздно люди приходят к Богу и становятся...
И. Цуканов
– Но воцерковленному человеку просто как-то это проще и естественней.
Р. Оруджев
– Вы знаете, насколько это сложно, это такой философский вопрос. Я не могу сказать, что проще, не могу сказать. Знаю по себе и говорить буду только о себе: став православным и воцерковленным человеком, ты не становишься святым. Ты продолжаешь совершать каждый день те же ошибки, ты продолжаешь спотыкаться и падать. Но отличие одно – что ты знаешь, как подняться и ты знаешь, куда подняться и куда прийти. И это дает силы. Это дает силы, дает совершенно другое понимание и отношение к своим грехам, к своей жизни, дает другое сознание. Поэтому не могу сказать, что воцерковленному человеку легче, нет, это большой труд для любого человека. Господь дает авансом нам какие-то вещи, а потом мы должны потрудиться. И зачастую эти труды мы не можем превозмочь по ряду, по нашим ну человеческим качествам и причинам, для нас это тяжело оказывается, просто помочь человеку, просто подать ему или что-то. Мы прежде, чем подать человеку, сто раз подумаем, а куда он эти деньги употребит. Мы же хотим подать – так подайте, не думая, куда он их употребит.
И. Цуканов
– Рачик, вот вы при этом остаетесь музыкантом, да, и как раз сейчас у нас есть возможность послушать одну из ваших песен. Я так понимаю, что это будет «Дитя ждущего Бога». Вот я хотел попросить вас сказать несколько слов, если можно, что это за песня, почему вы ее выбрали.
Р. Оруджев
– Да, с радостью. Вы знаете, потому что Господь ждет нас всех, и мы все остаемся детьми Бога. Так или иначе одни из нас уже на пути к Нему, я имею в виду их духовное воспитание, а другие еще далеки. Но многие часто не знают, что они уже на пути к Господу Богу. У меня есть тому примеры. Часто люди говорят: нет, – но делают добрые дела для нашего социального проекта бесплатно. И я им говорю: а вы говорите, вы не верите в Бога. Так что вы просто еще это не осознаете. И поэтому дитя, собственно говоря, так и была написана эта композиция моим другом и соавтором теперь уже, одним из создателей программы «Ты не один», авторского нашего проекта, контента на YouTube-канале, вот она пишет стихи, Татьяна Макаровская, и с ее мужем, Владом Макаровским. В общем, «Дитя ждущего Бога», друзья мои, эта композиция для всех нас.
И. Цуканов
– Давайте ее послушаем.
И. Цуканов
– Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». У микрофона моя коллега Кира Лаврентьева, я Игорь Цуканов. И сегодня у нас в гостях Рачик Оруджев, музыкант, актер, волонтер благотворительного сообщества «Радуйся!» при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольяново и вот также автор и один из создателей проекта «Ты не один» на YouTube-канале, который так и называется, если я правильно понимаю.
Р. Оруджев
– Да, совершенно верно, «Ты не один».
И. Цуканов
– А хотел вот как раз попросить вас рассказать об этом проекте. Я так понимаю, что смысл его в том, что вы приглашаете на эти передачи людей, которые столкнулись с какой-то большой проблемой в своей жизни. И их рассказ, как вы считаете, может быть полезным для большого числа других людей, которые сталкивались с чем-то подобным в своей жизни.
Р. Оруджев
– Ну мы смеем на это надеяться. И судя по тем откликам в сердцах, которые мы видим, люди пишут сообщения, присылают в соцгруппах наших, и страничка «Ты не один» и в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) есть. Да, мы приглашаем людей с невыдуманными историями. Люди, которые в своей жизни претерпевали, были в патовых ситуациях, в пиковых, когда отчаяние и уныние по тем или иным причинам: потеря работы, как мы уже говорили с вами выше, потеря родных и близких, тяжелые болезни – много разных причин заставляет людей падать духом. Вот эта программа для тех людей, которые сейчас в этом состоянии. Хотелось бы верить, что она дает возможность воспрять. Это зачастую истории людей, которые даже не были верующими, но, претерпевая очень серьезные боли и тяжбы в своей жизни, они уверовали и пришли к Богу и стали вопрошать к Нему, стали молиться, просить. И Он дал им, Он дал им исцеление, дал им путь. Зачастую им нужно было потрудиться. Хотелось бы мне сказать, что часто Господь нам дает, людям, которые еще не в вере или слабы, Он дает авансом такие чудеса невероятные. А дальше ты понимаешь, что они есть, и Господь говорит: двигайся дальше. И вот благодаря этой вере людей в Господа, их уверованию, они получили исцеление, решение своих вопросов, порой ну просто невероятные истории.
И. Цуканов
– Что вас поразило? Какая-нибудь история, которая вас особенно поразила.
Р. Оруджев
– Вы знаете, вот вторая передача, допустим, ну вот одну из историй я расскажу, с чего все началось. Татьяна Макаровская, один из создателей проекта «Ты не один», мы с ней познакомились на ниве социального служения, когда она претерпела тяжелый диагноз – ей поставили 4-ю степень онкологию 3–4-я. И, по сути дела, ее отпускали прощаться с родными. Один Господь знает, что этот человек чувствует, мать, у которой двое детей, муж, а один из детей недавно, ну младенец еще, девочка. И надо сказать, что добрые люди и свекровь, мама ее супруга, направила ее верно, Господь послал ее, и она сказала, что нужно молиться, нужно приходить к Богу. Надо заметить, что Татьяна не была воцерковленным человеком и почти верующим, она не отрицала бытие Господа, но не больше. И стали происходить такие чудеса, которые привели ее к молитве, которые привели ее к Дивеево, в общем, об этом повествует ее рассказ «Ты не один» – это один из таких рассказов, когда человек проходит такой невероятный путь, выздоравливает. Слава Богу, она сейчас здорова. Такое явление, что один из наших старцев святых говорит: я жду тебя. Человек невоцерковленный не понимает, что это, ну вот такое видение, что называется. И когда она рассказывает о нем, как мы часто рассказываем свои сны, ей говорят, что по описанию это Серафим Саровский и «я жду тебя» – это, значит, Дивеево. И как человек, которому ну что делать, вот выхода нет, это последнее, куда, да, человеку невоцерковленому: ну попробую или что. И они едут в Дивеево, молятся, 150 «Богородице Дево, радуйся», как положено 150 раз, да, служба причастие, исповедь первая – то есть человек становится на путь так вот, да. Приезжают, дальше начинается тяжелое обследование, операционное вмешательство и ей говорят, что у вас 2-я степень.
И. Цуканов
– А была 4-я.
Р. Оруджев
– Да, 3–4-я – то есть ну фактически все. И Господь говорит: двигайся. Дает авансом такие вещи. И это нужно осознать. Человек начал бегать там в часовню, которая была при больнице, потом у нее настолько появился посыл помогать, и она поняла, что, наверное, в этом путь есть, чтобы исцелиться, теперь мне нужно наверстать все то время, которое я жила для себя, как многие из нас, для себя. А потом, когда я узнал про вот этот, собственно, рассказ – «Ты не один» – одноименный рассказ нашей передаче, я сказал, что Таня, это должны услышать, у тебя невероятная история. И надо сказать, она говорила: нет, я не смогу, нет. Но мы пересилили все это с Божией помощью и создали первый выпуск, который называется «Тяжкая болезнь: конец или начало?». Вот это была первая наша передача, в которой мы рассказали нашу историю, кратко. Надо сказать, что рубрики наши сопровождается и разговором со священниками, которые отвечают на популярные вопросы всех людей, да. И к этому проекту одновременно, тогда, когда все это зарождалось, Таня мне сказала, она узнала, что я артист: вам надо петь вот какую-то музыку духовную сюда, светскую. Я говорю: да я как бы... А она писала стихи. И она мне прислала первый трек нашей истории, который называется «Мой ангел». Я сказал: нет, Таня, я не смогу, как это вообще, музыка не пишется по заказу, это какое-то снисхождение, я не умею, я не композитор. И она прислала. И надо сказать, за две минуты родился трек, который, милостью Божией, наверное, мы услышим в рамках нашего вещания, нашей программы радио «Вера».
К. Лаврентьева
– Да, мы обязательно послушаем ее сегодня. А сейчас мы бы хотели вас спросить о песне, которую будете исполнять сейчас, в живом звучании, как я понимаю, на гитаре.
Р. Оруджев
– Да, я попробую это сделать. Недавно у нас вышел очень интересный выпуск о явленных и явных чудесах Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Мы рассказывали о мироточивой иконе «Умягчение злых сердец». Невероятное чудо, икона известная, многие знают о ней, которая объездила не только всю Россию и бывшие страны СНГ, но и мир. И родилась песня Богородице, которую я назвал «Богородице Мати». Вот милостью Божией, я попробую ее вам исполнить, что называется live – под гитару.
И. Цуканов
– С радостью послушаем.
К. Лаврентьева
– «Вечер воскресенья» на радио «Вера», уважаемые радиослушатели. А у нас в гостях Рачик Оруджев, певец, музыкант, актер, волонтер благотворительного сообщества «Радуйся!» при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольяново, один из авторов социального проекта «Ты не один». У микрофона мой коллега Игорь Цуканов, я Кира Лаврентьева. Мы вернемся через несколько секунд.
И. Цуканов
– Добрый вечер еще раз. Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». А я напоминаю, что сегодня у нас в гостях Рачик Оруджев, музыкант, певец, актер, руководитель благотворительного сообщества «Радуйся!» при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольяново. Автор и один из создателей проекта «Ты не один» на YouTube-канал с одноименным названием. Рачик, все-таки мне хотелось вернуться к теме музыки – ну мы от нее далеко и не уходили, собственно. Вот вы же довольно долгое время вращались в таком вот творческом обществе, там в обществе в том числе рок-музыкантов и, скажем, актеров музыкального театра, где, наверное, о вере говорить не очень принято. Ну, может быть, я ошибаюсь, вы меня тогда поправите. Вы, как я понимаю, в общем, не оставили, начав вот, так сказать, служить в социальной службе, да, при храме, начав алтарничать, вы не оставили музыку. Вот насколько вам сейчас сложно или легко продолжать общаться с теми людьми, с которыми вы общались раньше? Потому что же общение все-таки было, видимо, немножко другое. И насколько этим людям, как вам кажется, легко вас принимать такого нового, изменившегося?
Р. Оруджев
– Наверное, судить или говорить о том, насколько я изменился, должны эти люди, наверное, непосредственно. Есть определенная правда ваших слов, конечно, когда человек становится воцерковленным, ну он по крайней мере старается измениться. Не знаю, насколько правильно и громко сказать, насколько я поменялся, судить должны мое окружение, близкие, родные и те люди, которые меня знают. А в обществе, которое привыкло тебя видеть другим или которое, допустим, остается ну вот там, да, конечно это не очень, возможно, удобно. Но это не говорит о том, что православному человеку тяжело. И самое главное, что многие из моих соратников и коллег удивляются, что я стал таким. Потому что это неожиданно для них, зная меня, такого дерзкого, взрывного человека, за словом в карман который не полезет раньше, да и сейчас порой бывает такое, что там, где нужно помолчать, а ты и скажешь, а грех славословие и все прочее. Но для них это было открытие, откровение. Некоторые люди просто мне говорили: слушай, может быть, тебе пойти в Свято-Тихоновский, в духовную семинарию, может быть, куда-то, может быть это путь? Жена меня туда направляла. Ну жена направляла меня именно выбрать путь священничества, потому что она говорила: ну все, музыка, в 2015 году вот эта оптимизация, реорганизация, потеря работы вообще стал такой спад. И она говорит: наверное, все, ну нужно делать что-то. И надо сказать, жизнь покидала очень сильно. Но в моем акаунте в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) на моей личной страничке написано: музыка и творчество – это моя жизнь. Это то, что дал мне Господь Бог и то, чем я занимаюсь всю свою сознательную жизнь. Слава Господу, я почти в своей жизни не зарабатывал деньги на пропитание себе и впоследствии своей семье ничем другим. У меня было, выпало на мою долю невероятное счастье заниматься любимым делом и иметь возможность окормляться. И когда ты имеешь возможность заниматься своим любимым делом – не это ли счастье. Просто нужно осознать это, а ты не можешь. Ты считаешь, что это будет продолжаться всю жизнь, что так и будет, что ты заслуживаешь это. Посмотри жизнь другую, говорит тебе Господь, и обрати внимание на тех, кто рядом. Вот и все, и теперь я понимаю.
И. Цуканов
– Рачик, складывается ощущение, что вы очень, ну я думаю, что совершенно очевидно вот из сегодняшней программы, что вы очень такой духовно настроенный человек, очень тонко чувствующий мир, эмоциональный, вот такой вот, видите мир в таких более ярких, контрастных красках, чем другие, может быть, люди, которые не так эмоционально, ярко и глубоко воспринимают жизнь. И вот возникает вопрос, чтобы писать все эти песни, музыку, чтобы постоянно быть вот в этой творческой струне, вот в этой высокой ноте, которую вы все время держите, нужны недюжинные силы внутренние. И имеет ли место выгорание в этом смысле для вас? Знаете ли вы, что это такое, не дай Бог, и есть ли у вас способы борьбы с этими состояниями усталости внутренней, выгорания эмоционального?
Р. Оруджев
– Вы знаете, правильно вы сказали: усталость порой наступает, тоже бывают минуты отчаяния уныния, безусловно. Еще раз говорю: воцерковленный верующий человек не становится святым или человеком, который вот ну просто безупречен. Но сказать, что ну как бы я этого не испытал, я слишком молод еще, чтобы сказать, что прямо вот я сгорел, допустим, да и что-то я прямо уже в своей жизни сделал такого, что на разрыв. Да ничего я в своей жизни еще не сделал того, что нужно было бы сделать. Может быть, когда мы с вами встретимся еще когда-нибудь, может быть, это изменится и я скажу по-другому. Но сегодня я рад за то, что я имею, за тот путь, который прошел, за мое служение в Государственном музыкальном театре – это невероятная веха в моей жизни, невероятная, за слава Богу за руководителя, народного артиста России Владимира Назарова, который меня принял в этот дом, стал мне отцом творческим, я прослужил до 2015 почти 12 лет. Надо сказать, что если бы не реорганизация и оптимизация, ну и в принципе, наверное, на то воля Божия была, возможно, я бы как-то и какие-то были бы развития более там, ну что связано с наградами, которые получают, имеется в виду артисты, то есть заслуженный и все прочее, потому что к этому могло двигаться. Но не жалею ни о чем. Жалею, иногда жалел, что потеряли этот дом, что вот как не берегли, не думали, что это может закончиться в один момент, потому что ну что вы, такой Государственный музыкальный театр. Это у нас был огромный театр в Олимпийской деревне, это бывший концертный зал, который построили в 80-е годы, когда была Олимпиада, в 2002 году там организовали, указом премьер-министра культуры, Швыдкой тогда еще был, организовался Государственный музыкальный театр национального искусства, исполняли музыку народов мира. Этого вообще нет, это такой центр, в котором говорили разными голосами музыки, музыкальными, то есть не одним каким-то, а разными. Но у нас было очень много гастролей по России, по Европе там, Германия, Испания со спектаклями музыкальными, там были и концертные программы. В общем, этот путь, который я прошел, слава Богу, он меня наполнил, мою душу, и сегодня я могу с радостью о нем говорить, и даже не с болью, что он потерян. Ибо не пришел бы я к тому, что сижу сегодня на радио «Вера». Я уверен, не пришел бы. Там действительно другая жизнь, Игорь, другая, другие отношения, все очень светское. Но сегодня я, зная и наш посыл, нашей передачи, и слушая вот эту музыку, которую мы пишем, а у нас задачи таковы, чтобы сделать музыку, чтобы она была в тенденциях мировой музыки, в лучших традициях мировой музыки, то есть чтобы это не были какие-то устарелые взгляды на жизнь, да. Мы хотим показать, что Церковь, вера, православный человек – это не бабушки в платочках только, это не какие-то унылые, грустные люди, это вполне себе образованные, креативные, молодые и разного возраста, среднего и пожилого, люди, которые вполне могут быть интересными собеседниками. Православный человек может заниматься всем тем же, что и неправославный – музыкой, да, вы же сегдня, разговаривая со мной, я смею надеяться, что вы не видите унылого и скучного человека, да, и музыку, которую мы вам показываем, и то служение, которое мы несем, и я не пришел к вам в черном одеянии каком-то и такой грустный. Нет, я такой же современный, я пытаюсь более-менее одеваться со вкусом, который привила мне моя дорогая любимая жена Аллочка, моя хорошая, привет тебе. Она сейчас, кстати, на гастролях с Гариком Сукачевым. Поэтому нет, все в порядке, это лишь твое мироощущение, то есть насколько ты можешь это совместить. И мы говорим о том, что это можно и нужно совмещать. Вера ни в коем случае тебя не ограничивает в добродетелях и в твоих увлечениях ну благих.
И. Цуканов
– Рачик, у нас сейчас есть еще возможность послушать еще одну песню, которую вы, вот я так понимаю, живьем...
К. Лаврентьева
– Исполните.
И. Цуканов
– Да, исполните здесь, в студии. Вот что это будет за песня?
Р. Оруджев
– Дорогие слушатели радио «Вера», хотелось бы сказать о том, что вся музыка создается вот буквально здесь и сейчас. Имеется в виду, что она еще абсолютно новая, новорожденная, она пишется к проекту, многие композиции я еще даже не выучил. И, возможно, ошибаюсь там, когда играю и пою, да, прошу вас простить меня за это. Сейчас мне бы очень хотелось, коль уж мы заговорили о каком-то совмещении и каких-то проектах, а главная добродетель – это любовь, к чему мне очень хотелось бы стремиться, чему мне хотелось бы научиться, чего мало в моем сердце. Я бы хотел исполнить такую композицию на стихи Татьяны Макаровской «Любовь причини». Вот принято говорить: причиняют боль, да, а вот редко услышим: причиняют любовь, вот редко, а очень хочется, чтобы это было часто. В первую очередь в моей жизни и от меня самого. Так что, друзья, на ваш суд наша композиция «Любовь причини».
Друзья мои, причиняйте любовь друг другу, а не боль.
К. Лаврентьева
– «Вечер воскресенья» на радио «Вера». у нас в гостях Рачик Оруджев, музыкант, актер, волонтер благотворительного сообщества «Радуйся!» при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольяново. Один из авторов социального проекта «Ты не один». Правильно ли я поняла, что ваш вот новый творческий взлет пошел после того, как вы начали заниматься благотворительностью при храме?
Р. Оруджев
– Вы знаете, сегодняшнее мое присутствие на радио «Вера» дает мне возможность надеяться, что это будет взлет, такой и духовный в первую очередь, и тот взлет, о котором вы говорите. Конечно, нет, это некое не перевоплощение даже, это некий другой этап моей жизни, другая грань моего творчества, данного мне Богом. Я никогда доселе там не пытался петь песни про Бога, да, говорить об этом смело, ну в музыке. Как-то ну так мимоходом могло быть. Но сейчас это более явно и то благодаря вот соавтору Татьяне. Некоторые говорят, такой вот тандем образовался авторский, вот как бывает, да. Я смею надеяться, что нам удастся создать достойные произведения, которые найдут своего слушателя, которые помогут людям воспрять в тяжелые минуты их жизни, нам очень этого бы хотелось. Эта музыка в первую очередь на это и направлена, она для этого и пишется. Почему мы говорим, что она написана в рамках социального православного проекта «Ты не один», потому что чтобы помогать людям, поддерживать их морально и духовно, музыка может являться одним из инструментов этого. Собственно говоря, и мы пользуемся, милостью Божией, этим инструментом, он дает нам возможность что-то написать, а уж что мы написали, мы надеемся, что скажут люди, хорошо ли это или плохо, достойно ли это чтобы радио «Вера» это транслировало, или недостойно. Очень надеюсь, что мы на правильном пути и это достойно.
И. Цуканов
– Рачик, вот, наверное, судя по тому, что вы говорите для вас все-таки важно иметь какую-то обратную связь, то есть понимать, как люди реагируют, как они слышат то, о чем вы говорите, то что вы поете. Вот есть эта обратная связь, ищете ли вы ее?
Р. Оруджев
– Конечно. Мы, поскольку проект, допустим, если мы говорим о социальном проекте «Ты не один», ну в рамках социального служения при хаме обратная связь постоянная – мы на телефонах, на звонках, люди обращаются мы оказываем, они имеют как отзыв, благодарят лично там.
И. Цуканов
– Ну там она очевидна, я скорее про творчество.
Р. Оруджев
– А здесь, конечно, нам пишут. Вот, допустим, YouTube-канал «Ты не один» есть – там пишут, благодарят. Послушали музыку, услышали, благодарят, говорят, что эта программа дала смысл к жизни, что кто-то там увидел свою историю и раньше я думал, что все, выхода нет, я стою у черты, да зачастую это бывает, ну прости Господи, до таких мыслей, которые могут привести людей к необратимым поступкам, они говорят: сегодня я приобрел смысл жизни. Ну это самая главная благодарность и награда. И мы хотели бы, чтобы этого было больше. Но поскольку мы молодой проект и начали свое вещание буквально там три месяца назад, мало кто о нас знает. И очень надеемся, что благодаря в том числе и вашему радио нас услышат, будут заходить, смотреть. Мы часто очень ищем героев нашей программы, людей, которые соприкоснулись с чудесами Божиими и с Его помощью, милостью. Еще раз говорю, это бывает даже неверующие люди, которые стали воцерковленными, верующими. Мы ищем этих героев. Сегдня эти отклики, которые находит в сердцах людей наша музыка, дает нам возможность и понимание, что мы, наверное, готовы создать полноценную концертную программу вот такой вот музыки, может быть, чтобы с ней гастролировать, выступать на каких-то социальных вечерах, я не знаю, в подворьях. Ну чтобы людей поддерживать, может быть, также и концертировать, и гастролировать в рамках этой программы, ну как делают другие повествователи – Светлана Копылова, да, известная и многие-многие другие. И сегодня мы даже ищем поддержку. Потому что у меня очень много друзей и коллег музыкантов, супер-профессионалов своего дела, но многие из них безразличны к вере. Ну некоторые, скажем так. И для них чуждо пока еще там социальное какое-то служение. Поэтому просить их принять участие в нашем проекте я не могу. И я не прошу никого лично, не звоню – это очень тонкий момент, дабы не ставить человека в неудобное положение и говорить: друг мой, я там... это некрасиво. Поэтому я стараюсь делать по-другому. Выкладываю пост: друзья, нужна помощь, вот так, для такого-то проекта мы начали писать музыку, ищем аранжировщиков, нужна помощь в записи партий гитарных, клавишей. Когда мы начали этот проект, откликнулись люди бесплатно: Сергей Смолин – благодарность ему огромная, мой коллега, друг и музыкант, который сделал две аранжировки, потом Женя Тарутаев, гитарист, который записывал партии, Арут Хачатрян, который записывал дудук и Александр Комаров, который делал заставку и обложку страницы канала «Ты не один» на YouTube-канале, Светлана Виноградова, которая делала логотип наш. Все эти люди зачастую даже, может быть, не имеют отношения никакого к вере там, да или явных таких проявлений и к социальному служению, или у них есть свое какое-то социальное служение, о котором мы не знаем, они его тихо делают. Но когда заходил разговор, они соглашались бесплатно. И поэтому в этом есть промысл Божий. И вот это и радует, когда люди сами приходят. Вы знаете, это удивляло настолько, что ты думаешь: вот раньше, обратись там сделать для себя попроси что-нибудь – не получилось бы вот такого, а вот так вот получается. И сегодня мне очень бы хотелось призвать моих коллег-музыкантов, кто имеет возможность или, возможно, желание приобщиться к нашему служению, создать вот такую концертную программу в рамках проекта «Ты не один», вот этих песен, которые мы сегодня слышали и услышим, мы очень ждем. Те, кто меня знает, пишите мне лично, те кто нет – заходите, будем знакомиться. Нам очень нужна поддержка профессиональных музыкантов, делать аранжировки современные, сведение, запись. Вот так чтобы я пришел, если милость Божия будет, в следующий раз на радио «Вера» с профессиональным гитаристом, а я же не гитарист, вот как умею, как говорится, три аккорда. И чтобы мы смогли здесь вот вам сыграть, как это должно выглядеть, чтобы я думал о духовной составляющей песни, то есть о словах, о том, чтобы передать вот эту вот линию. Так что откликнитесь, дорогие мои коллеги музыканты, все те, кто нас знает, и кто нет.
К. Лаврентьева
– Главная цель проекта, я как понимаю, это поддержать тех, кто оказался в какой-то сложной ситуации и в жизни, вдохнуть в него силы, дух, попытаться его подбодрить, поддержать, дать надежду, я правильно понимаю?
Р. Оруджев
– Совершенно верно. Вы знаете, емкое название: «Ты не один».
К. Лаврентьева
– Да, очень емкое, со одной стороны, а с другой стороны, очень такое расплывчатое и требующее пояснения, поэтому и задаю вопрос.
Р. Оруджев
– Я скажу, название появилось вот с одноименной книги, о которой я говорил, о рассказе, ну не книги еще пока да, может быть, когда-то и будет книга. Рассказа из жития Татьяны, вот ее вот этой болезни и истории излечения. Она назвала его так: «Ты не один». И когда мы пришли к созданию программы, более емкого интересного названия просто и нельзя было придумать, и мы его взяли и перенесли на этот проект. Главный посыл какой? Господь с тобою. Даже если ты не веруешь. Он все равно с тобой, просто ты сейчас этого не осознаешь. Он рядом, Он в болях и в радости. К сожалению, зачастую мы чувствуем это в боли. Мы не чувствуем Бога в радости. Говорят, если тебе больно, плохо, то возрадуйся, потому что в этот момент Бог с тобой. Я столько раз это чувствовал, это присутствие, что могу говорить об этом. Вот «Ты не один» – главный посыл его, что в первую очередь ты с Богом, а лишь потом через Него ты приобретаешь тех или иных людей, которые принесут тебе вещи, еду, деньги, поддержат тебя духовно, морально – через Него, никак по-другому, не в обход. Нельзя сказать, что ты не один – ты с людьми, рядом с тобой все люди. Рядом с тобой люди, но люди, к которым тебя или которых к тебе привел Господь Бог. Поэтому «Ты не один» – вот оно и такое вроде емкое, и оно объемлемое такое, обволакивающее.
И. Цуканов
– Ну дай Бог, чтобы люди, которые смотрят эти передачи, чтобы они тоже проникались этим ощущением того, что Господь рядом. Потому что, конечно, это вселяет и силы, и уверенность, и какую-то радость.
Р. Оруджев
– Я прошу прощения, если я могу добавить, у нас даже с Таней разработана некая концепция. Мы так думали, что если бы выпало на нашу долю такое счастье, конечно, как развивающий проект, нам бы очень хотелось вещать более громко, да, там в эфирах телеканала «Спас», или ТВ «Союз», или еще как-то. Мы даже на этой ниве разработали концепцию нашей передачи взаимосвязи с молодежью, с идеей по развитию музыкальных направлений, чтобы это была передача, которая может привлечь людей не только с точки зрения рассказа каких-то историй невыдуманных или жития других людей, но с точки зрения музыки, творчества – это сегодня очень важно, для того чтобы привлечь к вере молодых людей.
И. Цуканов
– Рачик, большое спасибо за сегодняшний разговор. Вот мне кажется ваш пример это как раз такое замечательно свидетельство того, что действительно в Церкви совершенно не скучно, да, и что в ней можно заниматься своим любимым делом. То есть если человек приходит в Церковь, это не значит, что он прощается со всей своей прошлой жизнью и со всем, чем он занимался до этого.
К. Лаврентьева
– А очень часто и расцветает.
И. Цуканов
– Расцветает, да. Спасибо большое вам за ваш рассказ и за вашу музыку.
Р. Оруджев
– Спасибо.
И. Цуканов
– Вот сейчас как раз, попрощавшись со слушателями, мы сможем дать им возможность послушать еще одну вашу песню. Это будет, я так понимаю, песня «Мой ангел», да?
К. Лаврентьева
– Мы сегодня много о ней вспоминали.
И. Цуканов
– Да, и наконец-то ее послушаем.
Р. Оруджев
– Да, это начало начал, те стихи, которые прислала мне Татьяна и говорит: попробуйте, вам надо начинать петь эту музыку. Я сказал: ты что, нет-нет... И потом за две минуты – я не обманываю, – две минуты и каким-то образом родилась эта композиция, которая сразу на YouTube большее количество просмотров этой песни, просто не знаю, почему. Мне бы очень хотелось поблагодарить вас, что вы меня пригласили. Я не знаю, чем я заслужил такую честь и такое внимание. И, конечно, очень хочется подвести такое резюме. Я тут много говорил, возможно, сотрясал воздух. Мне хочется сказать так, что в первую очередь про себя, чтобы люди не думали, что я тут пришел и нарассказывал такие интересные и красивые истории, что я такой красивый и хороший, ни в коем случае. Я такой же грешный человек и остаюсь им, и не перестаю работать над собой, в этом и есть путь к Богу. Так что, друзья, приходите и, главное, помните: «Ты не один».
И. Цуканов
– Спасибо. Прощаемся с нашими слушателями. Это был «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Моя коллега Кира Лаврентьева, Игорь Цуканов. И Рачик Оруджев и песня «Мой ангел».
К. Лаврентьева
– Спасибо огромное. Всего доброго.
Р. Оруджев
– Спаси Господи.
И. Цуканов
– Всего доброго.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов