У нас в гостях была клинический психолог, педагог, многодетная мама Ирина Главацкая.
Наша гостья рассказала о своём пути к вере и о том, как еще в детстве в церкви познакомилась со своим будущим мужем, как ей удаётся совмещать семейные заботы, служение в храме и работу в сфере психологии, а также какие интересные традиции празднования Нового Года есть в их семье.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева:
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие друзья. Поздравляем вас с наступающим Новым годом. Сегодня 31 декабря. С радостью представляю вам нашу сегодняшнюю гостью, Ирину Главацкую, жену священника, многодетную маму, педагога, клинического психолога. У микрофонов диакон Игорь Цуканов.
Диакон Игорь Цуканов:
— Добрый вечер.
Кира Лаврентьева:
— И Кира Лаврентьева. Сегодня мы говорим о пути христианина в светском обществе. Получается, что у нас сегодня предновогодний эфир «Христианин в светском обществе». Здравствуйте, Ирина.
Ирина Главацкая:
— Здравствуйте.
Кира Лаврентьева:
— Первый вопрос, который я Ирине сегодня задала: когда вы все успели? Давайте мы с этого и начнем.
Ирина Главацкая:
— Когда все успела? В процессе жизни.
Кира Лаврентьева:
— Это же сейчас вечный спор между материнством, профессией и плюс вы еще жена священника. Это не идет плюсом, это основная роль, это трудно, это сложно.
Ирина Главацкая:
— Да, несу послушание в храме, это емко временем и силами.
Кира Лаврентьева:
— Почему клинический психолог? Почему выбрали такую специализацию?
Ирина Главацкая:
— А это уже, получается, идет плюсом, углубление. Есть на то спрос в обществе.
Кира Лаврентьева:
— Работа в храме в некотором смысле вас тоже могла к этому подвигнуть?
Ирина Главацкая:
— Да. Само общество требует некоторой корректировки, с которой практическая психология не всегда справляется.
Кира Лаврентьева:
— То есть, людям могут мешать какие-то расстройства, в том числе психические, вести духовную жизнь?
Ирина Главацкая:
— Конечно.
Кира Лаврентьева:
— А как это видно, и самое главное, как человеку в этом можно помочь, если он сам не изъявляет желания?
Ирина Главацкая:
— Если сам не изъявляет, никак нельзя помочь, только можно направить, немножко какой-то момент подсветить ему. Только так, только с любовью. Только можем направить, было бы желание, все исправимо.
Кира Лаврентьева:
— Действительно можно все исправить?
Ирина Главацкая:
— Конечно. Мы же еще христиане, поэтому, естественно, все с милостью Божией, по Его милости.
Кира Лаврентьева:
— Вы знали в детстве, что вы станете, понятно, что не знали, но думали ли о том, что хотите стать матушкой?
Ирина Главацкая:
— Нет. Но со своим будущим супругом мы очень давно познакомились, мне было 9 лет.
Кира Лаврентьева:
— Девять.
Ирина Главацкая:
— А ему шестнадцать.
Кира Лаврентьева:
— Да вы что, серьезно?
Ирина Главацкая:
— Да, мы из одного храма, там познакомились, он пономарил, я пела в детском хоре.
Кира Лаврентьева:
— Вот это да! И как это все развивалось?
Ирина Главацкая:
— Развивалось в плане симпатии, да. Это все больше и больше.
Кира Лаврентьева:
— То есть он взрослел, вы взрослели.
Ирина Главацкая:
— Конечно, как иначе? Потом семинария у него, потом он приезжал периодами, я уже была более осознанной.
Кира Лаврентьева:
— Здорово. Вот это история!
Ирина Главацкая:
— Да, давняя.
Кира Лаврентьева:
— А родители ваши как отнеслись к тому, что ваш муж будет священником?
Ирина Главацкая:
— Хорошо, положительно. Все верующие, ходят в храм, поэтому все было очень положительно, но с трепетом. Это не отнять, потому что это служение, это не профессия. А так-то если вернуться, как это все было в процессе, университет дошкольный, кафедра психологии и практическая детская психология. Все, что про детей, это все от и до. Особенно у меня шло всегда параллельно физиология, педиатрия у меня была в университете. Медицинское шло бок о бок со мной. Это самые любимые предметы, педагогика — да попервой, но медицина и все это пришло, пришло. Сначала про детей, потому что после замужества появились дети, одно, другое, их воспитание. Потом это перешло дальше, это мужская психология, и дальше развивалось, то есть это все то, что нужно было мне в жизни. Все мои интересы были именно туда направлены, все, что я могла почерпнуть и применить тут же в семье.
Кира Лаврентьева:
— Бывает так, что когда женщина увлекается психологией, у нее первое время тот же эффект, что и когда она приходит в храм. Женщина-неофит, все вокруг мученики. А тут женщина-психолог и она начинает всех анализировать вокруг себя. Такая, знаете, маленькая болезнь, синдром молодого специалиста.
Ирина Главацкая:
— Возможно. Но это если молодого. У меня все-таки был опыт детской практической психологии и он немножко растянувшийся, потому что декрета три было, это чередой было. Это не было в омут головой, это все не было большим объемом, а наоборот было понемножку. И поэтому анализ там больше всего был личный. А почему так, а можно же лучше? Плюс был некий перегиб идеализма мамского и личного.
Кира Лаврентьева:
— Перфекционизма.
Ирина Главацкая:
— Да. Идеализировала все возможные моменты, то, что мешало в жизни, и в году 19-м я поняла, что все, нужен баланс. Идеализм — это перекос в любом случае, некая крайность.
Кира Лаврентьева:
— А в чем это проявляется? Может быть, сейчас кто-то себя узнает.
Ирина Главацкая:
— Это проявляется в абсолютной чистоте, бесконечной чистоте, ей нет конца, все, что вижу вокруг, должно быть... Оно должно быть, естественно, но оно должно быть уравновешено, встроено.
Кира Лаврентьева:
— Без невроза.
Ирина Главацкая:
— Это дети, все, что касается поведения, все это мы немножко чеканим, чеканим до скрипа. Это как намывать, начищать до скрипа. Это не всегда приемлемо, не всегда нужно, и опять же не в приоритете. В 19-м году так произошло, я по жизни динамичная, как, наверное, у каждой истории есть переломный момент некий, я слегла. Просто слегла, не заболела, просто слегла, просто слабость, просто что-то не понятное.
Кира Лаврентьева:
— Выключилась просто, да.
Ирина Главацкая:
— Легла, лежу, я чувствую, энергия падает, внутренне сил нет. Супруг: что такое? Ну ладно, день полежишь, после чего-то усталость. После чего, тоже не было, динамика была одинаковой. Два, три, неделя. Без температуры, без ничего.
Кира Лаврентьева:
— Просто лежали. На депрессию похоже.
Ирина Главацкая:
— Да. Когда телефон был по ощущению, как кирпич, такая слабость. Когда ходить не могла, просто встать, пойти я не могла, не в силах была. Это немножко усугублялось, мы поняли, что сильно что-то не так. Накануне я анализы сдавала, ничего такого не было. Это был момент упадка сил, ощущение такое, что моя миссия завершена полностью. Некая сторона апатии. Дети подрощены, немножко, хотя бы без памперсов, хотя бы без каких-то моментов трудных для мужчин, я как-то так. Это совершенно мне не присуще, естественно, супруг забил тревогу.
Кира Лаврентьева:
— И что стали делать?
Ирина Главацкая:
— Мы пошли к врачу, которого мы уже более пятнадцати лет на тот момент знали. Она говорит, я тебя никогда такой не видела, даже в сложные моменты беременности. Я говорю: давайте на все самое страшное сдадим анализы. Упал витамин Д, железо и щитовидка.
Кира Лаврентьева:
— Все вместе.
Ирина Главацкая:
— Просто был чрезмерный измот, и это была точка.
Кира Лаврентьева:
— Отсчета новой жизни.
Ирина Главацкая:
— Да. Я поняла, что нужен баланс, нужны приоритеты. Я молилась, как бы это все сделать правильно, чтобы не упасть в другую крайность. Как маятник, чем больше я оттянула в идеализм, тем больше он может: а ладно, все, пусть будет, как будет, тоже не вариант. Но я и понимала, что я так быстро перестроиться не смогу от крайнего идеализма до легкого, через пальцы глядя. Тогда я начала понимать, что самое сложное — это баланс в жизни. Просто баланс между семьей, бытом, саморазвитием, продолжение учебы. Это было начало.
Кира Лаврентьева:
— Начало новой жизни.
Ирина Главацкая:
— Да.
Диакон Игорь Цуканов:
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА, дорогие друзья. Сегодня у нас в гостях Ирина Главацкая, супруга священника, клинический психолог. У микрофона Кира Лаврентьева. Я диакон Игорь Цуканов. Ирина, скажите, пожалуйста... Сейчас понятие психологии несколько девальвировалось, в том смысле, что очень часто, даже мы когда приглашаем гостей, смотрим: этот человек называет себя психологом, этот, этот. Далеко не всегда это люди, которые действительно занимаются психологией как наукой, как дисциплиной медицинского свойства. Вы клинический психолог, вы как раз про ту психологию, которая, как я понимаю, имеет медицинскую природу. Все-таки чем отличается настоящая психология от каких-то популярных ее разновидностей?
Кира Лаврентьева:
— Научпоп.
Диакон Игорь Цуканов:
— Как понять, ты приходишь к психологу, он настоящий психолог или только так называется?
Ирина Главацкая:
— Не я одна говорю об этом, конечно, нужно у психолога спросить высшее образование классическое по психологии. Это естественный показатель. Все, что дают курсы — это или углубление имеющегося фундамента знаний, мы можем наращивать любыми курсами.
Диакон Игорь Цуканов:
— Повышение квалификации.
Ирина Главацкая:
— Конечно. Так-то нужна классика, потому что классика это база, это глубина понимания, это медицина, даже в практической психологии, даже если не берем клиническую, мы разбираем физиологию, мы разбираем все нейронные связи — это естественный момент. На курсах просто объем академических часов это не позволяет, больше по верхам. Возможно, это для человека, когда он ищет себя или выходы для себя в жизни, понимание для себя, как дальше жить, как самому с собой быть, с семьей коллаборировать, то это выход. Но чтобы брать и консультировать, я думаю, немного поверхностно.
Диакон Игорь Цуканов:
— Вы сталкивались когда-нибудь с пациентами, которые пострадали от таких психологов без корочки?
Кира Лаврентьева:
— Горе-психологов.
Ирина Главацкая:
— Пока нет. Идут на имя, ко мне обращаются.
Кира Лаврентьева:
— Я знаю людей, которые страдали от психологов с корочкой. Это тот случай, когда слепой ведет слепого, оба упадут в яму. Там такие практики, с первого приема, когда у человека реально тяжелое душевное состояние практиковать, например, телесно ориентированную терапию. Для понимания — человек должен представит себя трехлетним ребенком. Психолог — это, допустим, мама, они обнимаются. Представляете, они первый раз друг друга видят, это реально большой стресс. Я разговаривала с людьми, которые обожглись об это очень сильно.
Ирина Главацкая:
— К сожалению.
Кира Лаврентьева:
— Как тут? Это же тоже проблема века. Многие психологи чуть ли не с первого разговора начинают настраивать мужей или жен на развод. Об этом надо говорить честно, это правда. Они начинают говорить сразу в первую очередь: тебе плохо? Что самое легкое, а, муж, наверное, у тебя не тот.
Ирина Главацкая:
— Обвинить кого-то.
Кира Лаврентьева:
— Но это же самое простое, что может сделать. О`кей, муж не тот, освободишься от мужа, новую жизнь начнешь, будет у тебя все прекрасно. Он, наверное, у тебя абьюзер. Это такие формы стали пошлыми, это пошлость некая психологическая. А что есть истинная психотерапия?
Ирина Главацкая:
— Да. Что психолог, что психотерапевт, что клинический психолог — это все одного поля ягоды, но это как врач. Мы все равно приходим к врачу на консультацию, мы что-то спрашиваем, присматриваемся. У меня всегда первая консультация бесплатная, когда человек вправе не прийти больше, и я вправе не взять на консультацию. Когда человек не слышит и не хочет идти, начиная, естественно, с самого элементарного, в зависимости от запроса. Поэтому есть всегда право выбора.
Кира Лаврентьева:
— А кого вы больше не возьмете? Так, просто пофантазировать?
Ирина Главацкая:
— Из пришедших?
Кира Лаврентьева:
— Допустим, кто придет к вам, кого вы не возьмете в терапию? Из каких проблем, за что вы не беретесь? Что не ваша специализация, и вы об этом честно говорите? Кто-то окулист, кто-то хирург, кто-то терапевт, кто-то ортопед.
Ирина Главацкая:
— Я, наверное, больше скажу, что моё.
Кира Лаврентьева:
— Давайте так.
Ирина Главацкая:
— Детско-родительские отношения, потому что по первому образованию я педагог, еще и дошкольный педагог, это прям моё-моё. Семейные отношения, потому что помимо образования психологического, свой личный опыт 17 лет совместной жизни.
Кира Лаврентьева:
— Никуда не денется.
Ирина Главацкая:
— Это пройденный путь, большой. И личный рост. Это то, что прям моё. Приходят просто, чтобы вырасти.
Кира Лаврентьева:
— Над собой.
Ирина Главацкая:
— Да, да. Как сейчас говорят — мотиватор, это не совсем то, это немножко поверхностно. Там из глубины нужно наращивать внутреннюю опору, внутреннюю. То, что мы христиане, мы опираемся на Бога, на свои христианские ценности обязательно. И это все очень здорово можно сбалансировать в психологии.
Диакон Игорь Цуканов:
— У вас такой тандем — супруг священник, вы психолог. Как этот тандем работает?
Ирина Главацкая:
— Здорово.
Диакон Игорь Цуканов:
— В том смысле, насколько вы друг другу можете оказывать консультации или поддержку. Часто ли приходится обращаться за какой-то помощью? Часто проблемы имеют не только характер физиологический, не только в голове дело, хотя в голове во многом, но иногда бывают и какие-то духовные проблемы у человека и, может быть, здесь... И вообще возможно ли обсуждать эти вещи даже с супругом? Понятно, что у священника есть тайна исповеди, а у психолога тоже ведь есть какая-то...
Ирина Главацкая:
— Тайна консультации.
Диакон Игорь Цуканов:
— Вот.
Ирина Главацкая:
— Да, однозначно, лично у меня. Я могу отвечать только за себя. То, что мы проговорили, будь то оф-лайн, будь то он-лайн, только обязательно, чтобы это было видео, мы должны друг друга видеть. Да, это абсолютная тайна, это сродно с исповедью, потому что человек раскрывается, человек доверяет, расслабляется. Мы никак не совмещаем в плане, как помочь человеку, иначе это нужно будет проговорить, но каждый действует в своем русле, в своем направлении. Так как я христианка и давно, с малых лет, я понимаю все моменты, которые... даже если батюшка перенаправляет ко мне, это уже за гранями духовной, молитвенной поддержки, то тогда да. Но я там начинаю сначала.
Диакон Игорь Цуканов:
— То есть это не сообщающиеся сосуды?
Ирина Главацкая:
— Нет, нет. Иначе кто-то что-то должен будет рассказать, поведать. Человек, что смог, сказал священнику, что смог в рамках доверия сказал психологу. Зачастую это очень здорово совместно помогает. Когда человек открылся на исповеди, но чувствует что-то не до конца, есть какие-то поверхностные моменты, которые он проговаривает, а что-то остается в боли, батюшка может просто порекомендовать обратиться ко мне. Это выбор человека.
Диакон Игорь Цуканов:
— А наоборот бывает, что вы советуете человеку прийти в храм, помимо того, что...
Ирина Главацкая:
— Да.
Кира Лаврентьева:
— Какой тандем у вас.
Ирина Главацкая:
— Да, бывает. Батюшка окормляет, ему вверено социальное служение. Допустим, женщина, попавшая в сложную жизненную ситуацию, чаще всего это семейные сложные ситуации, они находятся на попечении государства с детками. Где-то он окормляет их, где-то я по-женски и в плане психологии им рассказываю про их внутреннюю опору, про то, как можно из этого выбраться, не ища внешне кого-то, не обвиняя, то есть не впадая в жертву, не ища, чтобы кто-то мог помочь. А нарастить свой внутренний стержень, но это обязательно должно быть со христианством.
Кира Лаврентьева:
— Со Христом.
Ирина Главацкая:
— Обязательно с Богом в сердце, с этим огоньком. Хотя бы как минимум, они не христиане, которые ходят в храм, но это капелька, которая, возможно, заставит их задуматься: вот священник рядом, вы можете хотя бы какое-то горестные моменты излить, здесь же проработать. У них и свой есть психолог. Через психологию донести христианство, это тоже некое искусство.
Диакон Игорь Цуканов:
— Это очень важно. Понятно, что у священника, во-первых, нет столько времени, чтобы с человеком очень глубоко что-то проговорить. Это даже во-вторых. А во-первых, что исповедь, как мы знаем, это не разговор по душам со священником, это таинство. На самом деле разговор-то с Богом. Мне кажется, что этот тандем, возможность взаимно направлять людей друг к другу — это замечательная вещь. И это по-хорошему должно быть, наверное, в каждом храме.
Ирина Главацкая:
— Даже, наверное, через углубление в себя приблизиться к Богу. Понять себя, поднять на поверхность то, что мешает, где-то выгрузить. Психолог помогает понять, батюшка, как посредник между человеком и Богом, помогает выгрузить. Это тонкая грань, тонкая связь, которая очень здорово помогает людям.
Кира Лаврентьева:
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, у нас в гостях Ирина Главацкая, жена священника, многодетная мама, педагог, клинический психолог. У микрофонов диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Мы вернемся после короткой паузы.
Кира Лаврентьева:
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА продолжается, дорогие друзья. Еще раз здравствуйте. Поздравляем вас с наступающим Новым годом, сегодня 31 декабря. И с радостью представляю вам нашу сегодняшнюю гостью Ирину Главацкую, жену священника, многодетную маму, педагога, клинического психолога. У микрофонов диакон Игорь Цуканов.
Диакон Игорь Цуканов:
— Добрый вечер.
Кира Лаврентьева:
— И Кира Лаврентьева.
Диакон Игорь Цуканов:
— Ирина скажите, пожалуйста, все-таки этот вопрос невозможно не задать, про многодетность и работу, как одно с другим совмещается? Я понимаю, что оно совмещается. Но в каждом случае это происходит по-своему. Как это происходит у вас?
Ирина Главацкая:
— У меня происходит только с помощью Божией и то, что нужно расставить приоритеты. Колесо баланса, о котором мы все слышали и знаем. Но, допустим, я курс вела у наших прихожанок, назывался он «Счастливая христианка». Смысл был этого курса, на притчи Марфы и Марии. Показать привычку Марии прибегать к служению, к Богу, и привычку суетиться у Марфы, через это показать баланс. Мы не можем отречься от моментов суеты нашей житейской, это семья, это быт, то есть то, что есть у Марфы. Но мы можем сбалансировать. Мы выставляли приоритеты самые первые в колесе баланса, это вечное. Начать утро с молитвы, начать утро со служения семье и дальше, дальше мы выстраивали, здоровье и все прочее. То есть мы совместили христианство с психологией — это авторский миникурс.
Кира Лаврентьева:
— Действительно здорово.
Ирина Главацкая:
— Миникурс был в Успенский пост, он был всего лишь две недельки, и это было достаточно легко, но не для всех. Были те, кто впервые с этим соприкоснулся, возможно, где-то было противостояние, что это что-то современное, но на самом деле очень хотелось показать, и, наверное, хоть немножечко приблизить и влюбить в Библию. Показать, что она настолько современна, что это инструкция для здесь и сейчас.
Кира Лаврентьева:
— Актуальна, да?
Ирина Главацкая:
— Она актуальна не когда-то была, это не просто история. Что Христос пришел к сестрам. Вообще это дружеская встреча была. И Он с любовью говорил: Марфа, Марфа, что ты о многом суетишься. Настолько у нас нужно сбалансировать то, что для нас нужно. Там мы очень глубоко, здорово разбирали не один день. Было интересно. По крайней мере, благодарили.
Диакон Игорь Цуканов:
— Очень интересно, как люди, прихожане, там же, наверное, не только молодые люди, девушки приходили, но и люди в возрасте, как они воспринимают новации? Это кажется всегда модернизмом, люди часто на это смотрят с подозрением.
Ирина Главацкая:
— Прищурив глаз.
Диакон Игорь Цуканов:
— Да, да, прищурив глаз. А как вам удается людей убедить и удается ли в том, что христианство очень современно, что это не какая-то архаичная жизнь?
Ирина Главацкая:
— Я позвала более молодых, чтобы понять запрос, нужно это или нет. Это был пробный курс, это было в этом году этим летом. Я не делаю акцент, чтобы кого-то убедить. Я просто брала и делала. Один мудрый человек мне сказал: если ты не возьмешь и не будешь делать все, что ты имеешь на сегодняшний день, Господь отнимет у тебя. Не хочу. Это до слез. Это смирение и скромность иногда нас немножко сдавливают. Стеснение, стесняемся, стискиваем сами себя в какие-то грани. Кстати, в курсе была и притча о талантах.
Кира Лаврентьева:
— Вы такую важную сейчас тему подняли, смирение часто путают с некой напускной скромностью. Напускной — ключевое слово, мы все этим страдали, все это переживали. Но ведь до революции смирение писалось через букву «е». То есть это больше знание своей меры, как раз тот баланс, о котором вы много говорите сегодня в нашей программе. Человек четко должен знать свою меру. Если ты упахиваешься, то, скорее всего, где-то тут сидит гордыня. Это я тоже говорю, как, понятное дело, мать. Тебе хочется быть и тут молодец, и тут молодец, это же тоже гордыня. Такое чрезмерное смирение — гордыня, получается, и идти вразнос тоже не правильно. Этот баланс, мера, о которой вы сейчас говорите, это ключевая вещь нашего сегодняшнего разговора, мне кажется. И мы очень вам за это благодарны. Это чисто ваш опыт, да, собственный? Вы сами пришли к тому, что надо срочно искать какой-то баланс в жизни?
Ирина Главацкая:
— К балансу? Да.
Кира Лаврентьева:
— Ирина, я бы еще хотела вот какой вопрос задать. Вы же с детства в церкви. У вас чудесная совершенно история знакомства с отцом Анатолием, вы в начале программы сказали, что вам было 9, ему было 16, вы познакомились на приходе. Я так это ярко себе представила, это настолько чисто очень и как-то очень романтично. И когда начинается семья с такой чистой детской романтики — это ведь тоже дополнительный ресурс потом? С одной стороны, да, опыта не хватает, а с другой стороны, это всегда дополнительный ресурс в семье, когда становится трудно. Вы с детства в церкви, все, что нужно вложить в ребенка в плане веры, вероучения, каких-то основ евангельских, в вас вложили родители, вы пели на клиросе, вы знали службу. То есть все просто, органично, и вопросов, наверное, никаких не было. Но вы пошли в психологию, вы все равно пошли в психологию. А в психологию идет человек, когда у него есть вопросы к себе. Мы все хотим время от времени получить психологическое образование. Эти вопросы были такого характера, которые не смогли покрыть тогда ваши знания о церкви, ваши знания о духовной жизни? Это были вопросы больше жизненного характера, больше прикладного?
Ирина Главацкая:
— Отвечу, это были вопросы к себе. Это когда была моя крайность идеализма, я понимала, что с этим надо что-то делать. Я просто тогда начала углубляться, так как знания по детской психологии — для меня это было уже элементарно. Они были не только теоретические, университетские, а я уже их применила на трех детках. Там были вопросы к себе, это был совершенно не духовный характер. У меня есть к кому обратиться, для меня мой супруг авторитет, естественно, его высокообразованность для меня прям фундамент многого в духовном плане. А это были вопросы к себе, углубление. Как я могу, пройдя свой путь, кому-то помочь. Это даже, наверное, в конце. Это было больше для себя. У меня там был интерес. Когда меня спрашивали, ты куда-то пропала с радаров, не звонишь, не пишешь. А все, у меня просто ушел, я погрузилась, семья, дети, учеба. Приход, это неотъемлемо, потому что по-другому там никак, у нас так выстроено на данный момент, что я занята на приходе все службы.
Кира Лаврентьева:
— Вам это нравится?
Ирина Главацкая:
— В плане прихода, да. Были в начале какие-то моменты, я к этому не стремилась, быть абсолютно поглощена всеми службами, но пришло время, когда я поняла, для чего это. Я бы здесь не сидела. Это был такой некий шаг публичного момента, я его все время избегала, публичности. Это про стеснение, про псевдосмирение, я это называю. Оно не есть уже хорошим и правильным, у каждого из нас не один талант, и мы их должны нести, потому что кто-то через нас чему-то научится или не сделает ошибки какой-то, глядя на нас, особенно, разумных правильных христиан. Глядя на наши рамки, морали, наши ценности, я думаю, что это правильный путь, именно нести это людям.
Кира Лаврентьева:
— Свой опыт какой-то.
Ирина Главацкая:
— Да, свой опыт. Действительно, многих это настроило, что можно довести себя до крайности, просто загнать в крайность, в бессилие.
Кира Лаврентьева:
— Сейчас есть некий феномен, он уже не феномен, уже привычное дело. То тут, то там мы слышим термин «сильная женщина». Эта женщина с характером, образованная, на которой дети и муж, мне это очень не нравится, когда говорят, например, двое детей, она говорит: на самом деле у меня трое детей, двое и муж. Это очень часто можно услышать. Мы же много говорим о послушании в семье мужу, мы говорим о том, что жена да убоится мужа своего, а муж да возлюбит жену, как Христос возлюбил Церковь. Вторая часть обычно как-то опускается, но ведь это тоже очень важно. Эта грань взаимодействия в семье, эта грань послушания мужу, что это, действительно, для вас на практике? Понятно, что ты не будешь лицемерить, глазки долу держать, если у тебя есть что сказать. С другой стороны, ты и верховодить не должна без надобности, потому что понятно, что это ведет к серьезным проблемам в семье. Как правильно спорить с мужем, если заострить этот вопрос до такого угла?
Ирина Главацкая:
— Ух, ты. Интересный вопрос. Во-первых, есть ли смысл спорить? Если не то что верховодить, я думаю, это должно быть как минимум взаимоуважение. Должна любовь быть превыше всего. Если есть какие-то нюансы в сфере любви, то хотя бы должно быть у супругов уважение.
Кира Лаврентьева:
— Нюансы, это да.
Ирина Главацкая:
— Ну да, какие-то пробелы. Тут люблю, тут не люблю. Или за что-то люблю, за что-то нет. Бывает же так в миру: если так, то люблю, если так, то не люблю. Как минимум должно быть взаимоуважение, оно должно быть взаимо-уважение. Не только когда жена и шьет, и вяжет, и слова не скажет. Оно должно быть взаимным уважением, она несет огромную ценность, большой охват быта, детей, продумывание, она настолько многозадачна, особенно в современном мире, что это дорогого стоит. А я как раз этому и учу, что все в балансе, и нам про это Библия говорит. И к тому же, в плане курса, как был задан вопрос: как уравновесить, как людям показать, что это не какое-то новаторство. Да, я, конечно, очертила, что это мое видение, но я делаю акцент на Библию. И не вырванные фразы, а беру четко...
Кира Лаврентьева:
— Стих какой-то.
Ирина Главацкая:
— Даже не стих, а историю или притчу, чему она учит. Допустим, о Марфе и Марии, это же реальная история, это не просто пример какой-то. Пример для того, чтобы мы применяли, это да. А о Сотворении мира? Господь каждый день оборачивался и говорил, как это хорошо. И мы каждый день так же должны оборачиваться и говорить: я сделал это хорошо. И тогда у нас не будет впадения в жертву. Настолько попыталась балансировать христианство, Библию и психологию, что это едино. Психология, может, сейчас как-то это искажено, опять же всякими практиками, которые вводят в заблуждение людей, но это наука о душе. Это все про то же, это действительно плечо о плечо вместе со священником. Нормальный православный психолог это едино со священником, это в одном направлении.
Диакон Игорь Цуканов:
— «Вечер воскресенья», дорогие друзья, на Радио ВЕРА. Сегодня у нас в гостях Ирина Главацкая, супруга священника, многодетная мама, клинический психолог. У микрофона Кира Лаврентьева, я диакон Игорь Цуканов. Ирина, скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему у нас в церкви очень часто можно услышать такую позицию, что психология это что-то не то, это вроде как Троянский конь в церкви. Это же не так? Весь наш разговор свидетельствует о том, что психология это помощница хорошая душепопечению пастырскому, скажем. Но откуда это предубеждение?
Ирина Главацкая:
— Мое личное видение, что это пошло от того, что доступность всяких курсов психологических, а они поверхностны.
Диакон Игорь Цуканов:
— То, о чем мы говорили.
Ирина Главацкая:
— То, о чем мы говорили. А они поверхностные. Плюс всякие методики, которые непрофессионалы применяют не туда, они отпугивают людей и приносят действительно много вреда. Если смотреть, что психология это наука о душе, но о душе в том плане, что о взаимодействии тела и души. Мы не разделяем, все это в одном, тело и душа.
Диакон Игорь Цуканов:
— Человек един.
Ирина Главацкая:
— Да, конечно. И это взаимодействие дает некие реакции. Психолог их может считать, имея фундаментальные знания, но фундаментальные. У нас сейчас просто упразднили психологию, сделали ее не такой качественной.
Кира Лаврентьева:
— У нас сейчас все психологи в некоторой степени. Это, конечно, проблема.
Диакон Игорь Цуканов:
— Ну да.
Ирина Главацкая:
— Врачи тоже так же. Если сравнивать, священника запросто можно сравнить с врачом. Врач души. Психолог так же.
Диакон Игорь Цуканов:
— Ну да.
Кира Лаврентьева:
— Меня очень коробит, бывают истории, когда человек приходит на исповедь к священнику и тот говорит: мне только грехи. Если человека начинает куда-то заносить, он говорит: нет, это к психологу, а мне только грехи, много народу, давай мне только грехи. С одной стороны это правильно, он четко разделяет область исповеди и область психотерапии. С другой стороны, мы же все прекрасно понимаем, что начиная с отцов пустынников, Афонских старцев и всех наших священников, протоиереев, старцев, которых мы горячо любим, люди притекали, прибегали к ним и душевное вываливали и проблемы и боль всю свою и все свои вопросы. И все одному священнику, все равно хочется рассказать, чтобы он тебе что-то посоветовал. Чтобы он и психологом тебе был и духовником тебе был в одном лице. Конечно, душа-то просит этого, надо признать. Когда четко идет разделение грехов/не грехов, и грехов и психологических проблем, мне это дико непривычно. Мне кажется, что это может даже травмировать человека.
Диакон Игорь Цуканов:
— Да, я дополню. Есть же не случайно понятие духовника. Духовник — это как раз человек, которому можно не только доложить отчет о проделанных грехах, но и поговорить с ним. Понятно, что это не совсем психология, а, может быть, даже совсем не психология, разговор с духовником.
Кира Лаврентьева:
— Это все связано.
Диакон Игорь Цуканов:
— Все равно это некоторый элемент, который в психологии тоже есть, когда нужно какие-то вещи проговорить. Да, не знаю, в чем здесь вопрос.
Кира Лаврентьева:
— Размышление.
Ирина Главацкая:
— Я могу сказать только в пределах нас, нашего прихода. Священник, отец Анатолий, это разделяет, но он всегда говорит, что здесь исповедь, об этом мы можем поговорить вне исповеди. Он не отдает, не отдаляет от себя человека, потому что, опять же, служба. После службы или в назначенное время, о ситуации жизненной. И тогда только он, разбираясь, вникая, уже направляет, к нему или уже глубже.
Кира Лаврентьева:
— Мы же прекрасно понимаем, что иногда священник может ничего на исповеди не сказать, но может помолиться, и это играет ключевую роль в жизни человека, это просто его разворачивает на 90 градусов. И таких примеров масса, их миллион, миллиард. И, действительно, эта молитва — это главное в любом деле.
Ирина Главацкая:
— Конечно.
Кира Лаврентьева:
— Опять нет вопроса, есть ответ.
Ирина Главацкая:
— Молитва — это же приоритет вечного. То, что мы ставим, все с благословения Божьего. Господи, благослови. То, что имеем сказать намерения, чтобы были полезны.
Диакон Игорь Цуканов:
— Вы имеете в виду, что это та самая система приоритетов, которую вы выстраиваете с вашими пациентами.
Кира Лаврентьева:
— Пациентами, клиентами.
Ирина Главацкая:
— Конечно. Приоритеты. Опять же старцы не были никогда многословны, они выслушивать выслушивали. Почему малословны? Если человек захочет, он пришел с каким-то вопросом, запросом, как у нас в психологии с запросом. Он или слушает, это его уже право, прислушаться или нет. Эта краткость, малословность как раз про это. Человеку это ценно взять, он возьмет его одно предложение и пронесет, наверное, всю жизнь, опираясь на него. Или, если не ценно, то, конечно, увы, потом разочарованные: вот, мне не помогли. А велико ли было желание впитать это в себя, применить, особенно. Услышать это один момент, физический. А применить это — это уже работа над собой.
Кира Лаврентьева:
— Ирина, сегодня у нас 31 декабря. Впереди у нас Новый год. Мы еще раз поздравляем наших слушателей и вас, и нас, и всех с Новым годом. Надеемся, что этот новый год принесет больше хороших новостей. И вот что хочется спросить в преддверии Нового года. Иногда человек испытывает некий кризис. В этот период он встречает Новый год, как ребенок, как некое чудо, ему кажется, вот елка, вот мандарины, игрушки, и советские фильмы по телевизору, стол, его родные. И, кажется, вот-вот что-то случится, вот-вот что-то изменится. И все мы просыпаемся 1 января и понимаем, что...
Диакон Игорь Цуканов:
— Кажется, что есть, по крайней мере, возможность чтобы что-то изменилось, что можно попросить.
Кира Лаврентьева:
— Что это волшебная ночь, вот она сейчас может все изменить.
Ирина Главацкая:
— Ощущение чуда.
Кира Лаврентьева:
— Да. Вот это очень важно. Как это ощущение чуда сохранить и действительно начать что-то менять в своей жизни? Не уходить в некую безнадежность, что как есть, так и есть; как было, так и будет, ничего не изменится. Так или иначе, все люди склонны...
Диакон Игорь Цуканов:
— Цитата из Экклезиаста фактически сейчас была.
Кира Лаврентьева:
— Вольный пересказ. Все люди склонны к некоторому пессимистическому взгляду на жизнь, время от времени. Что бы вы сказали на это?
Ирина Главацкая:
— Как можно дольше удержать эту эмоцию преддверия чуда. Потому что Новый года это преддверие Рождества, через неделю будет Рождество, это самая такая неделя, в которую нужно задуматься и принести максимальную пользу рожденному Христу. Нашу некую жертву. Волхвы приносили подарки, наша жертва это некий подарок. Я от чего-то откажусь, но это будет некая жертва к Рождеству. Удержание чуда, что все будет хорошо. Изменится все, это же удержание нашей эмоции, вот-вот, такой детской. Для кого-то Новый год, для кого-то Рождество. У меня акцент больше смещен на Рождество, потому что это неслось из года в год.
Диакон Игорь Цуканов:
— Это понятный праздник.
Ирина Главацкая:
— С девяти лет неслось ощущение, что именно в Рождество... Да, действительно Небеса открыты в Рождество, и мы действительно более слышимы в этот чудесный день, праздничный, великий день, когда рождается Спаситель. И за эту неделю, я думаю, в самый раз продумать все моменты, в чем бы мы могли быть полезны в наступающем году. Максимально. То, что я сказала фразу, что у нас у каждого есть таланты и не один, их множество. Все мы знакомы и слышим в течение года притчу о талантах, те, кто ходит в храм, чтобы мы не закопали эти таланты, а развивали. Через эти таланты мы несем свет, можно сказать, как светлячки, кто-то пусть ощущает себя как лучик солнца, который и греет и освещает, Божественного света. Кто как к себе это может применить. Через таланты мы освещаем свой путь. Толку от светлячка, если он под листиком будет прятаться. Вот так вот. Кто-то звездочкой. Но главное, чтобы в сердце был огонек Божественной любви, и все остальное точно будет и чудесно, и ощущение преддверия чуда, чем больше мы эту эмоцию... так оно и будет. Господь не оставит позитивно настроенных тем, что они надеются на Бога, на милость Его, на милость Богородицы.
Диакон Игорь Цуканов:
— Ирина, мы беседуем сейчас прямо накануне Нового года и Рождества. Хотелось спросить, есть ли у вас какие-то семейные рождественские традиции, какой-то способ встречать или готовиться к Рождеству всей семьей? Есть у вас что-то, чем вы могли бы поделиться?
Ирина Главацкая:
— Наверное, как и у всех, это украшение жилья, больше с акцентом на Рождество, когда это вертеп в центральном месте, самом видном, у нас это кухня-гостинная. Чтобы это было всегда, чтобы дети это видели, опять же приоритет, как бы это ни звучало. Приоритет, к чему мы стремимся. Новый год это здорово, это календарный момент, переход, этап, мы тоже подводим итоги, это возможно зачесть как традицию, вместе с детьми, их достижения.
Диакон Игорь Цуканов:
— То есть они тоже подводят свои итоги?
Ирина Главацкая:
— Конечно, и каждый свои.
Диакон Игорь Цуканов:
— И рассказывают об этом?
Ирина Главацкая:
— Да. У кого-то есть уже ежедневник.
Кира Лаврентьева:
— Как интересно.
Ирина Главацкая:
— Обязательно. Это же продуктивность наша за год. Совпадают ли цели, которые они поставили на этот год, с их достижениями? Это обязательно. Мы, православные, в понимании мирского человека как будто можем казаться, некоторые, не все, слава Богу, инертными. А мы не имеем права быть такими. Нам Господь в притче о талантах и сказал: не закапывай. И вот это сравнение, что бы я хотел сделать, цели, планы к каждой цели, старшие дети точно выстраивают, младшие просто пишут, что хотелось бы сделать. Приучаем понемножку, у каждого свое количество. И сравниваем, подводим итоги, что было хорошо, что было не очень. Оно не просто не очень получилось, оно требует наработок.
Диакон Игорь Цуканов:
— Продолжения усилий.
Ирина Главацкая:
— Да. Это не фиаско, ничего страшного, мы дальше развиваемся, здорово, что вообще есть опыт, даже если он не совсем такой, как планировалось. Понизить градус ожидания, не идеализировать, ни в коем случае.
Диакон Игорь Цуканов:
— Замечательно. Мне кажется, надо много...
Ирина Главацкая:
— С помощью Божией. Цели, может, это слушателям понадобится, должны быть не просто материальные, они в себе должны содержать толк, пользу не только для себя. Есть какие-то цели, что они должны быть с отдачей. Это и некая моральная десятина наша.
Диакон Игорь Цуканов:
— Ирина, спасибо вам огромное за то, что вы этот предновогодний вечер воскресенья провели здесь с нами в нашей студии. Нам было очень радостно с вами поговорить.
Кира Лаврентьева:
— Правда. Тепло какое-то.
Диакон Игорь Цуканов:
— Какое-то теплое, светлое настроение вы нам создали, за это огромное спасибо. Уверен, что и наши слушатели тоже присоединятся к этому спасибо. Дорогие друзья, я напоминаю, во-первых, что сегодня наш разговор был с Ириной Главацкой, супругой священника, мамой замечательных деток. У вас трое, да?
Ирина Главацкая:
— Трое.
Диакон Игорь Цуканов:
— Клиническим психологом, настоящим психологом, психологом с дипломом, который действительно помогает людям. Мы поздравляем вас с наступающим Новым годом, все, я думаю.
Кира Лаврентьева:
— Да, поздравляем от всей души.
Диакон Игорь Цуканов:
— Желаем вам, дорогие друзья, чтобы наступающий год был мирным, чтобы он был радостным, чтобы он принес те события, о которых мы все молимся и которых мы все ожидаем.
Кира Лаврентьева:
— Утешение принес.
Диакон Игорь Цуканов:
— Прежде всего, мир и утешение. Конечно, мы готовимся всю эту предстоящую неделю к одному из самых радостных событий года — Рождеству Христову. Заранее не поздравляют, наверное. Желаем вам, то, о чем Ирина сказала.
Кира Лаврентьева:
— Провести эту неделю с пользой.
Диакон Игорь Цуканов:
— Да, провести эту неделю с пользой и с размышлением о том, а чем я могу пригодиться Господу.
Ирина Главацкая:
— Принести свои плоды. Плоды, как мы приносим к Рождеству плоды своих трудов, плоды своего сердца, у каждого свои.
Диакон Игорь Цуканов:
— Да. Ну а мы с вами услышимся через неделю, будем на это надеяться. Еще раз поздравляем с наступающим Новым годом, с наступающим Рождеством Христовым. И благодарим нашу сегодняшнюю гостью Ирину Главацкую. Ирина, спасибо большое.
Ирина Главацкая:
— Спасибо вам огромное. Спасибо за приглашение.
Кира Лаврентьева:
— Были рады. Всего доброго.
Диакон Игорь Цуканов:
— Всего доброго. С Богом.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Окна и двери для храма, который врачует души зависимых людей
В Республике Татарстан, в Пестречинском районе, действует Православная терапевтическая община. Здесь проходят реабилитацию люди, зависимые от алкоголя и наркотиков. Возглавляет эту общину иеромонах Вячеслав Шапоров, настоятель храма Преображения Господня, который находится неподалёку, в урочище Русская Серда.
В процессе выздоровления подопечных большую роль играет не только помощь специалистов, но также труд и, конечно, молитва. Старинный Преображенский храм — это сердце православной терапевтической общины. Правда пока тут нет ни окон, ни дверей, ни куполов, и всё равно он помогает врачевать людские души. Батюшка служит в храме молебны и даже Литургии. Подопечные общины, которые страдают от зависимости, обращаются здесь к Богу, обретают душевный покой и надежду на новую жизнь. Кроме того, они заботятся о храме — регулярно участвуют в волонтёрских субботниках.
В 20-столетии святыня сильно пострадала и много лет прибывала в запустении, но сегодня она возрождается. Те, кто проходят реабилитацию в терапевтической общине, помогают ухаживать за территорией храма, наводят порядок внутри. Недавно подопечные совместно с волонтёрами соорудили для храма временную кровлю. Чтобы полностью защитить его от осадков и остановить разрушение, важно до начала зимы установить окна и двери.
Собрать средства на все необходимые работы настоятелю храма, священнику Вячеславу, помогает Фонд Архангела Михаила. Если вы тоже хотите принять участие в благом деле и поддержать церковь Преображения Господня, что находится в урочище Русская Серда в Татарстане, переходите на сайт фонда: https://fond-am.ru/projects/hram-preobrazheniya-gospodnya-pos-russkaya-serda-ii-etap/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«19-е воскресенье по Пятидесятнице». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2 Кор., XI, 31 — XII, 9) и Евангельского (Лк., XVI, 19-31) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти Казанской иконы Богородицы, апостола Иакова, брата Господня, великомученика Димитрия Солунского, иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Все выпуски программы Седмица
«Сохранение семьи». Протоиерей Александр Никольский
У нас в гостях был настоятель храма Трех Святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о том, как строить семейные отношения, чтобы они не разрушались, как видеть и исправлять свои недостатки, как научиться радоваться тому, что имеешь, а также о том, как принимать сложности в жизни и наказания от Бога.
Все выпуски программы Семейный час