Адрес храма знамения иконы Божией Матери в Кунцеве:
121433, Москва, ул. Большая Филевская, 65,
ближайшие станции метро: "Пионерская", "Славянский бульвар", "КУнцевская".
Схема проезда:
Контакты:
121433, Москва, ул. Большая Филевская, 65,
+7 (499) 144-25-20.
Адрес сайта: http://hramznamenie.prihod.ru/
Древний итальянский город Равенна богата памятниками раннехристианской и византийской архитектуры.
И какое отношение это имеет к Москве?
Да самое прямое. Потому что Храм знамения иконы Божией Матери в Кунцеве строился как раз в стиле храмов Равенны 6-го века. И строил его знаменитый архитектор Сергей Устинович Соловьев, на счету коего, среди прочих здание Cтрогановского училища.
Да и человек, на деньги и на земле которого строился храм тоже оставил свой след в русской истории и культуре. Звали его Козьма Терентьевич Солдатёнков. Старообрядец, предприниматель, владелец художественной галереи, известный книгоиздатель, издававший Некрасова, Огарева, Белинского, Тургенева и многих других. За свою благотворительность, поощрение и поддержку творчества русских писателей и художников получил прозвище "Козьма Медичи", которое даже закрепилось за ним в исторической литературе. Вообще Солдатёнковы одна из самых известных московских купеческих династий, которая стояла в одном ряду с Морозовыми, Третьяковыми и Мамонтовыми.
Но замыслив храм, Козьма Терентьевич до воплощения замысла не дожил. Строительство храма начала и исполнила его супруга Надежда Григорьевна.
Справедливости ради надо сказать, что храм построен был еще Нарышкиными в 1774 году, но быстро пришел в упадок, а новый храм строился заново, хотя и на старом фундаменте.
Вновь построенный Храм освятили в 1913 году. Здание было покрыто черепицей, облицовано плиткой и богато украшено рельефами.
Вот что сказал о храме наш современник, архитектор Юрий Ростиславович Савельев: «лаконичность цвета и форм, смелость декоративных приемов, точный пропорциональный расчет».
В 1932 году храм закрыли и переоборудовали под военно-спортивный клуб. Колокольню снесли, две главки приделов сбили, мраморный иконостас уничтожили. Внутреннее убранство было расхищено, или передано в музеи.
Обновление храма произошло 11 сентября 1991 года. На сегодняшний день он не только полностью восстановлен, но и включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Из святынь здесь находятся Иверская икона Божией Матери и икона великомученика и целителя Пантелеимона (привезенные со Святой Горы Афон), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, икона с частицей мощей блаженной матушки Матроны Московской.
Мы перечислили не все. Все вы увидите сами в Храме Знамения иконы Божией Матери в Кунцеве, на Большой Филевской улице.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.