На картине «Кадаши. Москва» изображён Храм Воскресения Христова в Кадашах, построенный в конце 17-го века. Трудно поверить, но эту яркую и светлую работу Татьяна Маврина написала зимой 1944 года, во время Великой отечественной войны.
— Ах, Маргарита Константиновна, в каком красивом городе мы живём! Казалось бы, январь, всё вокруг бело, деревья облетели... Но посмотрите, и зимой Москва уютна и хороша.
— Наташенька, она прекрасна в любое время года. Её скверы и парки, старинные особняки и древние храмы — неповторимая атмосфера нашего города складывалась веками... Посмотри, какая красивая церквушка выглядывает из-за многоэтажного дома! Это один из любимых мною московских храмов.
— Очень красивый! Стены из красного кирпича, пять золотых маковок, высокая колокольня... А что это за церковь?
— Храм Воскресения Христова в Кадашах. Его построили в конце 17-го века. А ещё, кстати, ему посвящён один из шедевров Третьяковской галереи.
— Как интересно! А расскажете об этой работе?
— С радостью, Наташа. Сейчас найду её в интернете... Она называется просто: «Кадаши. Москва». Написала её художница Татьяна Маврина. Вот, посмотри, пожалуйста.
— Какая яркая работа! На фоне закатного синего неба вырисовывается силуэт храма. Стены и купола буквально светятся в вечернем зареве. А крыши соседних домов покрывает белая пелена, снежный покров — художница изобразила этот уголок старой Москвы зимой!
— Татьяна Маврина множество работ посвятила Москве, хотя сама родом из Нижнего Новгорода. В начале 20-х годов прошлого века приехала в столицу, училась в Высших художественно-технических мастерских. С этого времени в её творчестве и появились виды Москвы, городские мотивы, дома, храмы... Вот как на этой картине.
— У художницы свой особенный, необычный стиль, вам не кажется?
— Да, так и есть. Творческий почерк Татьяны Мавриной отличает смелая работа с цветом. Её картины яркие, жизнерадостные...
— И в работе «Кадаши. Москва» это чувствуется. Хотя пейзаж написан зимой...
— Зимой 1944 года. Посмотри, пожалуйста, вот здесь, в левом нижнем углу полотна хорошо видна дата написания.
— Сорок четвёртого года? Так значит, эта картина написана во время Великой Отечественной войны?
— Да, в тяжёлый для города, страны, да и для всего русского народа период.
— Теперь эта работа стала для меня ещё более пронзительной... Чувствуется, как много боли и переживаний стоит за историей её написания...
— Во время Великой Отечественной Татьяна Алексеевна писала Москву особенно часто. Художница пыталась сохранить и запечатлеть на бумаге красоту города, ставшего для неё родным.
— Она писала с натуры?
— В военное время делать зарисовки города на планшете или в блокноте было небезопасно. Её могли обвинить в шпионаже. Поэтому Татьяна Алексеевна запоминала очертания пейзажа, уходила в ближайший подъезд или постройку и быстро по памяти зарисовывала увиденное в блокнот. А дома повторяла эти изображения в красках на больших листах. Так появлялись акварели, сохранившие память о Москве военного времени...
— Но не пугающие, а тёплые, радостные, сохраняющие веру в то, что добро и любовь одержат победу над злом. О том, что всегда будет именно так, напоминает и Храм Воскресения Христова, который запечатлела Татьяна Маврина и который сейчас перед нами. Зайдём в него, Маргарита Константиновна?
— С большой радостью, Наташа! А после — можем пойти в Третьяковскую галерею. Я покажу тебе акварель «Кадаши. Москва» и другие работы замечательной художницы Татьяны Мавриной.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема