На картине «Кадаши. Москва» изображён Храм Воскресения Христова в Кадашах, построенный в конце 17-го века. Трудно поверить, но эту яркую и светлую работу Татьяна Маврина написала зимой 1944 года, во время Великой отечественной войны.
— Ах, Маргарита Константиновна, в каком красивом городе мы живём! Казалось бы, январь, всё вокруг бело, деревья облетели... Но посмотрите, и зимой Москва уютна и хороша.
— Наташенька, она прекрасна в любое время года. Её скверы и парки, старинные особняки и древние храмы — неповторимая атмосфера нашего города складывалась веками... Посмотри, какая красивая церквушка выглядывает из-за многоэтажного дома! Это один из любимых мною московских храмов.
— Очень красивый! Стены из красного кирпича, пять золотых маковок, высокая колокольня... А что это за церковь?
— Храм Воскресения Христова в Кадашах. Его построили в конце 17-го века. А ещё, кстати, ему посвящён один из шедевров Третьяковской галереи.
— Как интересно! А расскажете об этой работе?
— С радостью, Наташа. Сейчас найду её в интернете... Она называется просто: «Кадаши. Москва». Написала её художница Татьяна Маврина. Вот, посмотри, пожалуйста.
— Какая яркая работа! На фоне закатного синего неба вырисовывается силуэт храма. Стены и купола буквально светятся в вечернем зареве. А крыши соседних домов покрывает белая пелена, снежный покров — художница изобразила этот уголок старой Москвы зимой!
— Татьяна Маврина множество работ посвятила Москве, хотя сама родом из Нижнего Новгорода. В начале 20-х годов прошлого века приехала в столицу, училась в Высших художественно-технических мастерских. С этого времени в её творчестве и появились виды Москвы, городские мотивы, дома, храмы... Вот как на этой картине.
— У художницы свой особенный, необычный стиль, вам не кажется?
— Да, так и есть. Творческий почерк Татьяны Мавриной отличает смелая работа с цветом. Её картины яркие, жизнерадостные...
— И в работе «Кадаши. Москва» это чувствуется. Хотя пейзаж написан зимой...
— Зимой 1944 года. Посмотри, пожалуйста, вот здесь, в левом нижнем углу полотна хорошо видна дата написания.
— Сорок четвёртого года? Так значит, эта картина написана во время Великой Отечественной войны?
— Да, в тяжёлый для города, страны, да и для всего русского народа период.
— Теперь эта работа стала для меня ещё более пронзительной... Чувствуется, как много боли и переживаний стоит за историей её написания...
— Во время Великой Отечественной Татьяна Алексеевна писала Москву особенно часто. Художница пыталась сохранить и запечатлеть на бумаге красоту города, ставшего для неё родным.
— Она писала с натуры?
— В военное время делать зарисовки города на планшете или в блокноте было небезопасно. Её могли обвинить в шпионаже. Поэтому Татьяна Алексеевна запоминала очертания пейзажа, уходила в ближайший подъезд или постройку и быстро по памяти зарисовывала увиденное в блокнот. А дома повторяла эти изображения в красках на больших листах. Так появлялись акварели, сохранившие память о Москве военного времени...
— Но не пугающие, а тёплые, радостные, сохраняющие веру в то, что добро и любовь одержат победу над злом. О том, что всегда будет именно так, напоминает и Храм Воскресения Христова, который запечатлела Татьяна Маврина и который сейчас перед нами. Зайдём в него, Маргарита Константиновна?
— С большой радостью, Наташа! А после — можем пойти в Третьяковскую галерею. Я покажу тебе акварель «Кадаши. Москва» и другие работы замечательной художницы Татьяны Мавриной.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мы живём в обществе, которое подчиняется закону. Бывают такие случаи, когда мы оказываемся перед тяжёлым выбором: следовать нормам и правилам или же отступить от них и сохранить человеческое достоинство. Каким же критерием руководствоваться в этих ситуациях? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы прояснить смысл только что прозвучавшего отрывка, давайте представим себе игру в шахматы. Шахматная игра — это целый мир. Этот мир самодостаточен и в высшей степени упорядочен. Фигуры на доске имеют свою иерархию. Каждая по-своему вписывается в структуру игры и каким-то образом соотносится с другими фигурами. Точно так, каждая фигура может ходить лишь по своей траектории. Например, ферзь имеет высокую ценность только потому, что он является частью этой организованной структуры. В её границах он может делать большее разнообразие ходов и иметь больший вес, чем любая другая фигура. Точно так своё место занимают король, ладья, слон, конь и даже пешка. Однако вне шахматной партии те функции, которые эти фигуры исполняют и те отношения, которые между ними существуют, не имеют никакого значения. Это просто предметы странной формы. Закон игры здесь не работает.
Продолжим аналогию. Кто-то может быть плохим игроком в шахматы. Но это не означает, что в реальной жизни он безнравственный человек. Очевидно, что среди хороших и даже выдающихся шахматистов много людей благородных. Но история знает среди них и отъявленных мерзавцев — диктаторов, тиранов и лидеров глобальных тоталитарных систем. И мы не удивляемся этому. Для нас очевидно, что хороший игрок в шахматы не обязан быть высокоморальным человеком. Он просто должен владеть правилами игры.
Эта аналгия помогает нам понять отношения апостола Павла к закону. Очевидно, что закон для него — это система общественных правил и договорённостей. Причём речь идёт не только о гражданском законодательстве, но и об иудейском религиозном уставе, и даже шире, о самой культуре. Ведь любая культура всегда предлагает нам правила игры. Мы живём в этой системе с детства. Она определяет, что хорошо, а что плохо. Нередко, меняется культура, происходит сдвиг в этике и морали.
А потому, если я хороший в силу того, что меня просто приучили с детства играть по правилам, это не означает, что я хороший для Бога. Будучи вполне добропорядочным членом общества, я всё ещё могу жить, видеть, чувствовать и действовать в плоскости шахматной доски. Для того, чтобы приблизиться к Творцу необходимо выйти за эту плоскость. Поэтому и говорит апостол Павел о смерти. Необходимо умереть для закона, чтобы жить для Бога. Что это означает?
Конечно же, Павел не призывает к самоубийственной анархии. И мы видим, что в своих посланиях он не борется с современными ему социальными институтами или властями. Даже наоборот, призывает к исполнению морального и гражданского долга. Однако вместе с этим он напоминает, что христианин в первую очередь должен во всех своих делах стремиться исполнить заповеди Христовы. То есть все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно и ежечасно согласовывать с Евангелием. Стараться со всяким встречным вести себя по закону милости, любви и снисхождения. Это и означает сораспятие Христу, о котором апостол сегодня упоминает. Это и есть смерть для жизни по закону.
Если человек всего себя посвящает такому служению Богу, в той степени, в какой он преуспел на этом пути, его жизнь перестаёт быть одномерной. Она перестаёт быть ограниченной рамками культуры. В ней словно появляется объём. Сердце такого человека становится широким, пространным. В нём всё ощутимей проступает голос Божий, который подсказывает ему, когда, как и с кем он должен поступить строго по правилам, а когда ради милости, любви и снисхождения отступить от них или даже пренебречь ими. Эта и есть свобода во Христе: участвовать в игре, будучи фигурой на шахматной доске, но при этом вмешиваться в происходящее с позиции игрока. Даже в шахматах случаются такие чудесные метаморфозы. Здесь и пешка может внезапно стать ферзём и спасти всю партию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Зачем философия сегодня?» Интервью с И. Чубаровым
Гость программы — Игорь Чубаров, философ, доктор философских наук, проректор Тюменского государственного университета, директор «Школы метапредметных компетенций».
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Помощь центру социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области
Центр социальной реабилитации для детей и подростков «Надежда» располагается в деревне Косковская Горка Тверской области. Здесь находят поддержку семьи, которые переживают временные трудности, а также ребята, лишившиеся дома и родительской заботы.
12-летняя Ира — одна из подопечных. Девочка жила вместе с мамой в деревенском доме без отопления и каких-либо удобств. У женщины были психические расстройства, поэтому она не могла полноценно заниматься воспитанием и развитием ребёнка. Мама не выпускала дочь на улицу, и от людей прятала Иру в подвале. И всё же девочке удалось помочь.
В центре социальной реабилитации «Надежда» с подростком долгое время работали воспитатели и психологи. Постепенно Ира начала общаться с другими, учиться и заниматься творчеством: оказалось, что она хорошо рисует, танцует и поёт. У неё доброе сердце: девочка заботится об окружающих и умеет радоваться мелочам.
За то время, пока Ира находилась в приюте, маму лишили родительских прав. А дальше ребёнка ждал детский дом. Но на одном из праздников, которые центр проводит для подопечных и семей из ближайших деревень, Ира познакомилась с будущими приёмными родителями. Так она обрела заботливых папу и маму, трёх братьев и сестру. Сегодня ребёнок живёт в большом уютном доме и у неё есть поддержка взрослых. Всей семьей они любят гулять, кататься на велосипедах и роликах. Ира ходит в школу, рисует и занимается музыкой.
При участии центра социальной реабилитации «Надежда» жизнь многих детей и семей из Тверской области меняется к лучшему. Сегодня поддержка нужна самому центру. Важно закупить современную технику для обучения ребят, а также стеллажи для хранения книг и игрушек. Помочь центру можно на сайте Тверского фонда «Рука помощи»: https://fondrp.ru/rasshiryaya-vozmozhnosti-budushhego/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов