
В моей жизни был период, когда я очень много времени проводила в интернет-магазинах. Покупала то, что на самом деле, мне не нужно. Желание приобретать вещи превратилось в привычку.
Схема всегда одна: вначале что-то попадается на глаза, а уже затем мысль, что эта вещь может пригодиться. В какой-то момент я осознала, что не управляю своими желаниями. Появляется пара свободных минут, и я тут же погружалась в мир онлайн-покупок.
«Это грех мшелоимства», — сказал батюшка, которому я пожаловалась на свою страсть во время исповеди. Он пояснил, что само это слово происходит из церковнославянского языка: мшело — от мшеть, это значит собирать, жадно приобретать, а имство — от иметь. То есть буквально мшелоимство означает жадное накопление имущества.
Он привёл в пример слова Преподобного Паисия Святогорца о том, что «вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку сердца, уменьшают любовь ко Христу».
Я решила бороться и стала искать рекомендации святых отцов. Многие из них ссылаются на евангельскую притчу о неразумном богаче, который решил излишки урожая сохранить для себя, а не раздать нуждающимся. То есть, проблема мшелоимства рассматривается с точки зрения того, как мы распоряжаемся благами, которые даны нам Богом.
Святитель Феофилакт Болгарский поясняет, что Господь дал человеку хороший урожай для того, чтобы тот проявил милосердие, но он решил построить новые житницы. Святой прямо говорит: «Утробы нищих — вот тебе житницы. Они могут и вместить многое, они и неразрушимы и нетленны, ибо небесны и божественны, так как питающий бедного — питает Бога».
И Василий Великий говорил о том же: «Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному».
Мысли о том, сколько времени и денег потрачено на ненужные вещи, посещали меня и раньше. Но о том, что всё это дано Богом для определённой цели, честно признаться, я не задумывалась. Первым желанием было отправить деньги на благотворительность, но в этом было что-то фарисейское — какая-то попытка откупиться.
Стала молиться и просить Бога указать мне цель. Долго ждать не пришлось. Почти сразу вспомнился разговор с дочерью про её подругу, которая училась на архитектора и жила в общежитии, где давно не было ремонта. У девушки не было родителей — некому помочь.
В тот же день мы с дочкой и её подругой поехали в строительный магазин. Выбирать обои и краску было гораздо интереснее, чем листать страницы интернет-магазинов.
Не хочу делать категоричных выводов о том, что я нашла способ победить свою страсть. Время покажет. Но когда мы вернулись из магазина, я почувствовала, что на душе очень спокойно. Это было ощущение правильности происходящего, которое не хочется разменивать ни на что.
Теперь, если меня по привычке тянет зайти на сайт магазина, я начинаю молиться. Прошу Бога указать мне другой способ распорядиться ресурсами. И пока не было случая, когда я оставалась без выбора. Это может быть внезапная идея, или как-то сложатся обстоятельства. А иногда через людей, с которыми я общаюсь. Но Господь всегда даёт эту свободу: потратить на себя или на нужды других.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Александр Солженицын «Раковый корпус»: «Какого размера душа?»

Фото: PxHere
— А какого размера душа? — спросил однажды маму в храме трёхлетний малыш. Один из героев романа Александра Исаевича Солженицына «Раковый корпус», тоже задумывается на эту тему. Олег Костоглотов заходит в магазин одежды. За его спиной мужчина спрашивает: «Скажите, а вот пятидесятый номер рубашки у вас есть с тридцать девятым воротничком?» Олег выбегает из магазина и долго не может прийти в себя. «Ведь, если помнить номер воротничка, то ведь что-то надо забыть, что-то поважнее», — говорит он себе.
Напомним, что Олег только что выписался из онкологической больницы, его восприятие жизни обострено, и он не может понять, как можно растрачивать силы души и памяти на номер воротничка и рубашки. Это не означает, что подбор одежды по размеру представляет собой что-то нехорошее. Суть в другом: у души тоже есть своя ёмкость. Она, по слову святого Паисия Афонского, одного из самых известных святых наших дней, может становиться то уже, то шире. И зашедшему в магазин Олегу захотелось сразу же из него выбежать, чтобы мысли наполнялись тем, что гораздо важнее размеров воротничков.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Зачем считать чужие деньги? Алёна Боголюбова

Пару лет тому назад компания, в которой я работала, переживала этап бурного роста. Мы запускали новый проект и активно нанимали специалистов. Мне поручили курировать кадровое направление. Я проводила первоначальные собеседования, но окончательное решение, после личной встречи с каждым соискателем, принимал генеральный директор.
Зависть — не мой порок, — думала я, пока не увидела зарплаты тех, кого наш руководитель утвердил на новые ставки. Да, я осознавала, что речь идёт о нестандартных компетенциях, но внутри всё-таки было смущение. Предполагалось, что рабочий день новых сотрудников будет составлять всего несколько часов. Да и зарекомендовать они себя не успели, чтобы получать зарплаты в разы больше, чем ветераны компании.
«Не вмешивайся, — сказал мне генеральный, когда в личной беседе я выразила своё недоумение. — Я сам с этим разберусь».
Было тяжело на душе. Пошла в храм — исповедаться и поговорить со священником. Батюшка выслушал и вспомнил евангельскую притчу о работниках в винограднике, где хозяин нанимал людей в разное время дня, но заплатил всем одинаковую сумму — несмотря на то, что кто-то работал с утра, а кто-то успел потрудиться всего один час.
В толковании Феофилакта Болгарского говорится, что виноградник — это Царство Небесное, а работники, нанятые в разное время, это люди, которые встали на путь к Богу в разном возрасте. Господь спасает и тех, кто живёт церковной жизнью с юности, и тех, кто встал на этот путь только на закате своих лет. Батюшка обратил моё внимание и на другую возможную трактовку:
— Господь лучше знает, кто и за какое время потрудится более плодотворно, — сказал священник.
Мне эта мысль очень понравилась. Я перестала переживать, положилась на волю Бога, и на душе стало легче.
В итоге, когда мы запустили проект, он вывел всю компанию на более высокий уровень. Новая команда превратилась в отдельную структуру и переехала в другой офис.
Этот случай стал важным уроком. Я поняла, что во мне есть зависть. Просто раньше Господь не посылал серьёзных испытаний, и она не проявлялась. Недавно читала «Собрание сочинение» Тихона Задонского. И нашла там слова о том, что источник зависти — гордость. Это — про меня. Я увидела чужие зарплаты, и это задело моё самолюбие. Теперь знаю, что в таких случаях надо уметь положиться на Бога, поверить, что Он и правда лучше знает, кто и за какое время принесёт больше пользы.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
10 октября. О молитвенном примере преподобного Сергия Радонежского

8 октября, в День памяти преподобного Сергия Радонежского, Святейший патриарх Московский и все Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Церкви говорил о молитвенном примере преподобного Сергия.
Святой преподобный Сергий, соединивший в своей личности старца, аскета, затворника с государственным деятелем, и даёт нам пример, как нужно взаимодействовать, в том числе и со светским миром, как нужно строить свою молитву не только о себе и о ближних, но об Отечестве, о властях и воинстве, и как нужно работать над тем, чтобы никакие внешние силы боли и никакие враждебные внутренние силы, как это было в прошлом веке, не поколебали единство, целостность нашего Отечества и опять не набросили на народ наш некое ярмо безбожия или теплохладности по отношению к Богу, которым сегодня так страдает западное общество.
И там, конечно, есть люди благочестивые, но вот эта общая религиозная теплохладность, отказ от тех традиций, от того предания, в котором жили люди, в том числе и на западе Европы, долгие годы, чтобы и там произошло обращение к Богу и осознание того, что всякое исключение Бога из жизни личной, семейной, общественной и государственной не может привести ни личность, ни семью, ни общество, ни государство к благу, ни к индивидуальному, ни к общему.
Вот поэтому нужно просить сегодня и Господа, и Пречистую Царицу Небесную, и преподобного и богоносного отца нашего Сергия за Отечество наше, за президента нашего православного, за власти, за воинство, за народ, чтобы никакие силы не могли поколебать того курса, на который встало наше Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема