Многим в Тольятти знакома Казанская церковь, что высится в начале проезда Вавиловой. Но, наверное, не все знают, что она считается преемницей Троицкого собора, ушедшего на дно Жигулевского моря вместе со старым Ставрополем. Как стало возможным такое наследование? Попробуем разобраться.
В Ставрополе новом, отстроенном взамен затопленного древнего города и получившем вскоре имя итальянского коммуниста Тольятти, по логике, вообще не должно было быть церквей. Нельзя назвать иначе как чудом, что коммунистические власти разрешили строительство молитвенного дома. В 1955 году в центре социалистического города появилось скромное здание с Престолом, освященным в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие перенесли сюда все богослужебные предметы и книги старинного Троицкого собора, которые удалось спасти перед затоплением.
Нелегко пришлось православным после переселения в новый город. Если прежде богослужения совершались в нескольких просторных храмах, то теперь приходилось ютиться в небольшом помещении двадцать пять на девять с половиной метров. Но и теснота была не самой большой трудностью. В шестидесятые годы у молитвенного дома дежурили комсомольцы – они не пропускали на богослужения молодежь и оказывали давление на всех, кто хотел принять Крещение или крестить ребенка. Участие в богослужениях было чревато серьезными неприятностями, так что приходилось делать выбор между вероисповеданием и благополучием.
Положение изменилось, когда в Тольятти прибыла делегация из Италии для участия в строительстве автомобильного завода. Дело в том, что большинство итальянских специалистов оказались верующими. Не имея возможности посещать католическую церковь, они попросили разрешения присутствовать на православных богослужениях в молитвенном доме. Городские власти, чтоб не ударить в грязь лицом перед иностранными гостями, разрешили приходу строительство колокольни, установили в молитвенном доме телефон и проложили к зданию асфальтированную дорогу. Но все-таки не позволили поставить настоящую церковь. Только в 1985 году владыке Иоанну (Снычёву) удалось получить «добро» на строительство. Церковь Казанской иконы Богородицы возвели за полтора года. И это в условиях тогдашнего дефицита на все товары, в том числе и на стройматериалы! Да и вообще – много ли еще можно вспомнить примеров церковного строительства в середине восьмидесятых?
В 1990 году была предпринята реконструкция храма, благодаря которой скромная постройка преобразилась в то великолепное здание, которое мы видим сегодня. Стены были украшены рельефной кладкой с узорчатым орнаментом. Колокольня причудливой формы вознесла шлемовидный купол высоко над окрестностями. Пять глав увенчали саму церковь. Сегодня Казанский храм в своей величественной красоте может сравниться с Троицким собором древнего Ставрополя. Действительно – преемник!
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема