
В нашем домашнем иконостасе есть небольшая икона Преображения Господня с особой надписью на обратной стороне: «Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память освящения нижней церкви Преображения Господня. Храм Христа Спасителя. Город Москва. 19 августа 1996 года». Глядя на неё, вспоминаю события 26-летней давности.
В Храм Христа Спасителя нас позвали тогда для наведения чистоты. Прежде всего, конечно, Веру Ивановну — настоящего специалиста по церковной уборке из нашего Обыденского храма пророка Илии. Мне как её постоянной «нештатной» помощнице тоже повезло.
Старшая во всех отношениях Вера Ивановна не только премудростям храмовой уборки учила, но и, можно сказать, наставляла в духовных вопросах. Так было и в тот раз.
— Вера Ивановна, а тряпки с собой брать? — наивно поинтересовалась я.
— Ты что, не понимаешь, куда идёшь? В Храм Христа Спасителя! В главный храм страны! Не тряпки там наши нужны, а наш труд и молитва.
Так что могу с гордостью говорить, что была в алтаре. Главного храма страны. Правда, в ещё не освящённом. Как раз в подготовку к его освящению мы и внесли свою лепту.
Нам доверили натирать потускневший от строительной пыли мраморный плинтус в алтаре нижнего храма. Маленькая и несмотря на годы шустрая Вера Ивановна проделывала это, почти не меняя положения тела. И быстренько так перемещалась вдоль стен.
Не отставать же? Только вот из-за перелома позвоночника наклоняться мне сложно. Проще присесть, протереть доступный участок, встать, продвинуться вперёд, присесть, протереть, встать... Ну и так далее по периметру огромного алтаря.
В итоге камень блестел, наши лица сияли, а в сердце звучали евангельские слова апостолов на горе Преображения — хорошо нам здесь быть!А вот ноги... Ноги отозвались на следующий день. На каждому шагу напоминали о несчётном количестве сделанных приседаний. Но на службу я всё равно пришла. И про боль в ногах на ней забыла.
19 августа 1996 года Святейший Патриарх Алексий II освятил нижнюю, Преображенскую, церковь возрождавшегося из небытия Храма Христа Спасителя. И так хорошо нам здесь было! Словно на месте Преображения Господня.
Слава Богу, дважды довелось мне потом молиться на Фаворской горе. Там, где Спаситель показал Свою славу, преобразившись перед учениками. Его лицо просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег.
На месте славного Преображения было таким понятным по-детски искреннее желание апостола — построить шалаши-кущи и остаться на Фаворе с Учителем и пророками.
Вот бы и нам всегда быть с Господом... Очиститься, преобразиться, воссиять нетварным светом. Только для этого не тряпки нужны, а наши труд и молитва.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема