![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/01/Svetlyiy-vecher.jpg)
У нас в гостях был художественный руководитель и регент праздничного хора московского Данилового монастыря Георгий Сафонов.
Разговор шел об истории хора и о том, почему многие называют его национальным достоянием нашей страны, а также о предстоящем в Кремле музыкально-поэтическом концерте «Любви небесный образ». Наш гость поделился, с чего началось его увлечение хоровым пением, как часто приходится выступать с концертами, и как он выбирает репертуар для выступлений.
Ведущий: Алексей Пичугин
Алексей Пичугин:
— Дорогие слушатели, здравствуйте. «Светлый вечер» на «Светлом радио». Я, Алексей Пичугин, вас приветствую и с удовольствием представляю нашего гостя. Сегодня ближайший час эту часть «Светлого вечера» вместе с нами и вместе с вами поведет Георгий Сафонов, художественный руководитель и главный регент праздничного хора Московского Данилова монастыря. Здравствуйте.
Георгий Сафонов:
— Добрый вечер.
Алексей Пичугин:
— У нас не простая программа. Всегда очень радостно какие-то мероприятия представлять и сегодня тот случай. 25 февраля, совсем скоро в Кремле пройдет концерт, музыкально-поэтическое действо «Любви Небесный образ». Там будет участвовать и хор Данилова монастыря, и я так понимаю, в главных ролях хор Данилова монастыря. Так как это и литературная еще действо, то за литературную часть будет отвечать народная артистка России Светлана Крючкова, и в концерте будет также участвовать большой детский хор имени Попова. Это я анонсировал само мероприятие, вы чуть-чуть поподробнее, Георгий, расскажите, чего ждать, что будет.
Георгий Сафонов:
— Это музыкально-поэтическое драматическое действо, в котором будет две части. Первая часть, посвященная теме мамы — матери. Вторая часть, посвященная родине — России. В обеих частях будут чередоваться литературные шедевры и монастырские песнопения, духовные стихи, народные песни, романсы и так далее. То есть разные стили будут представлены. Концерт украсит и Большой детский хор, который в сопровождении рояля споет несколько песен о маме, широко известных у нас в стране. Так же в этом концерте будем петь мы вместе: праздничный хор Данилова монастыря и Большой детский хор имени Попова. А уважаемая замечательная Светлана Николаевна Крючкова будет читать, как я уже сказал, шедевры литературные. Это будут стихи поэтов серебряного века: Плещеев, Евтушенко, Филарет Чернов и многие другие авторы. Будут звучать как известные, так и не очень известные замечательные стихотворения и отрывки из поэм. И собственно говоря, весь этот концерт сплошной, то есть в нем не будет никакого перерыва, просто эти две части будут немножко разделены песнопениями. Он рассчитан на публику, начиная от детей 10 лет и до преклонного возраста, это будет интересно всем. Поэтому нам будет очень радостно видеть в Кремлевском Дворце 25 февраля с 7-00 часов вечера нашу замечательную публику и любителей русской и советской поэзии и любителей пения нашего хора.
Алексей Пичугин:
— Я прочитал у вас на сайте danilovhor.ru, что вы продолжаете традиции, которые были заложены до революции и в послереволюционные годы. Данилов монастырь славился своим хором. Мы когда-то немного совсем о хоре Данилова монастыря с вами говорили в нашей программе но это было, во-первых, очень давно, во-вторых, не грех повторить, новые слушатели у нас появляются. Скажите, хор Данилова монастыря это действительно наследие традициям. Вы управляете им уже почти тридцать лет, за это время тоже уже какие-то традиции естественно появились. Так что расскажите, пожалуйста, про хор.
Георгий Сафонов:
— Хор Данилова монастыря, как кто-то из представителей Государственной Думы сказал, это национальное достояние России. Громко сказано, но на самом деле это, наверное, имеет место быть, потому что хор был основан вместе с основанием монастыря в 1282 году, то есть это конец 13 века, это один из старейших коллективов в нашей стране и старейший коллектив Московского княжества или Московской Руси. О нем писали в разных источниках, что если вы хотите услышать прекрасный и правильный колокольный звон и красивое пение, идите в Данилов монастырь, так писали летописи. Это действительно отражено во многих книгах. Даниил Московский заложил такой очень интересный монастырь, который в определенные годы являлся неким центром православия в Московском княжестве. К Данилову монастырю обращались во все времена многие правители Руси и простые люди. В какое-то время он, конечно же, был забываем, но потом опять восстанавливался. То есть у него такая очень интересная история забвений и возрождения. И собственно очень интересно, что этот монастырь был последним закрыт из всех московских монастырей в советское время. Это произошло в 1930-м году, то есть в течение двенадцати лет после революции монастырь продолжал богослужения и в нем собрался цвет монашества, цвет священнослужителей, архиерейский собор и очень большой замечательный хор, который состоял из тех певчих, которые ушли из своих закрытых храмов, разрушенных монастырей.
Алексей Пичугин:
— Это не только московские?
Георгий Сафонов:
— Не только московские, приезжали из области, из других регионов России. А владыка Феодор (Поздеевский), который руководил монастырем, будучи еще и ректором в духовной академии и семинарии Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, руководил монастырем, был наместником монастыря. И когда его посадили в тюрьму, он из тюрьмы продолжал руководить монастырем. В монастыре происходили различные очень интересные события, в том числе, например, и юбилей Павла Григорьевича Чеснокова в 1927 году, 50 лет. Там собрался хор в 150 человек. Самое оригинальное в этом юбилее было то, что на нем пел хор, состоявший из 22-х архи- и протодиаконов.
Алексей Пичугин:
— Ничего себе.
Георгий Сафонов:
— Представьте себе это русские басы.
Алексей Пичугин:
— Еще раз какой это год?
Георгий Сафонов:
— Это 1927-й. Двадцать два человека, для которых двадцать два шикарных басовых...
Алексей Пичугин:
— Записи конечно, нет?
Георгий Сафонов:
— Нет. Чесноков написал для них специальное произведение. О нем почему-то не вспоминают, но, по-моему, это было Трисвятое. Можно себе только представить!
Алексей Пичугин:
— Это удивительное время, потому что мы говорим, из закрытых московских храмов приходили, но ведь еще множество архиереев тогда жили в Москве, поскольку не было возможности выезжать в свои епархии. И вдвойне, если вы говорите 27-й год, вдвойне удивительно, что эти люди собрались тогда, а менее, чем через десять лет многие из них попросту погибнут.
Георгий Сафонов:
— В общем, да. Буквально через каких-нибудь десять лет очень многих не стало. Зато и у них, у прихожан, может даже малочисленных, хотя я думаю, тогда в Данилов монастырь ходили многие, была такая отдушина в течение 12 лет посещать богослужения, это во времена советской власти. И потом чудным образом он первым был открыт. Это благодаря, конечно, покойному святейшему патриарху Алексею II, который избрал это место местом резиденции святейшего патриарха. И в 83-м году началось восстановление.
Алексей Пичугин:
— Да, это еще при патриархе Пимене было, потом уже при святейшем патриархе Алексии. Я помню, как я ездил, еще не было колокольни, потом восстановили колокольню. Потом вернули колокола из университета из Гарварда, да?
Георгий Сафонов:
— Да.
Алексей Пичугин:
— Из Гарварда вернули колокола, это тоже я помню, как их поднимали. И постепенно-постепенно Данилов монастырь... Но хор, ваш хор появился, опять же я прочитал у вас на сайте danilovhor.ru, в 89-м году.
Георгий Сафонов:
— Да, в 89-м году.
Алексей Пичугин:
— Но давайте, мы об этом чуть-чуть попозже подробнее поговорим. А сейчас послушаем хор Данилова монастыря, напомним, что 25 февраля, совсем скоро в Государственном Кремлевском Дворце пройдет замечательный концерт с участием хора Данилова монастыря, праздничного хора. Это целое музыкально-поэтическое действо «Любви Небесный образ». Ну а мы послушаем песнопение, которое называется «Воскресни, Боже». Буквально два слова о песнопении?
Георгий Сафонов:
— Это песнопение Болгарского распева, притом оригинального Болгарского распева. Это не тот распев Болгарский, который московского происхождения уже позже, а это действительно в традициях Болгарской церкви. Этот распев поется по системе, так называемой, монодия с исоном, когда существует выдержанный звук у хора, а солист или часть хора поют мелодию, а потом соединяются вместе. Это такая интересная система, пришедшая к нам из Греции, и существовавшая у нас определенное время до появления многоголосья.
Алексей Пичугин:
— «Воскресни, Боже» в исполнении праздничного хора Данилова монастыря.
Звучит песнопение «Воскресни, Боже»
Алексей Пичугин:
— Напомню, друзья, что в программе «Светлый вечер» сегодня Георгий Сафонов, художественный руководитель и главный регент праздничного хора Московского Данилова монастыря, и мы представляем концерт музыкально-поэтическое действо, которое состоится 25 февраля в Кремле, называется «Любви Небесный образ». Если вы придете, вы услышите не только хор Московского Данилова монастыря, но и замечательную Светлану Крючкову, народную артистку России, которая отвечает за литературную часть в этом действе. Также сможете послушать Большой детский хор имени Попова. Итак, 89 год, когда создается хор Данилова монастыря.
Георгий Сафонов:
— Да, это чудесным образом совершилось после проведения на территории монастыря празднований 1000-летия Крещения Руси. На этом праздновании пел большой лаврский хор под управлением замечательного регента, ныне покойного, архимандрита Матфея (Мормыля). И этот хор был в представительном большом составе и составил действительно торжество православия, как об этом говорят многие. И после такого хора в резиденции святейшего патриарха, уже восстановленной, решено было организовать тоже монастырский праздничный хор, который обеспечивал бы праздничное богослужение и служение по субботним, воскресным дням, по праздникам престольным и чтимых святых, чтимых икон. Такой хор был создан. У руководства его стоял ныне здравствующий архимандрит Товия (Глазырин), тогда он был иеромонахом, сейчас он в звании архимандрита. И под его руководством хор достиг очень хороших результатов, так что буквально к 91-му году стал лауреатом международных конкурсов на международном фестивале в Будапеште. Фестиваль церковной музыки.
Алексей Пичугин:
— Совсем молодой отец Товия тогда был. Ему еще 30-ти лет не было.
Георгий Сафонов:
— Да, да, именно. Он как раз один из учеников архимандрита Матфея, он перенял хорошую регентскую школу, традиции лаврские, он перенес это все в Данилов монастырь, и хор на этом был воспитан. Ну, а потом хор начал повторять историю монастыря, когда приходил в забвение, потом опять возрождался, потом опять было сокращение и какие-то перестановки, потом опять он возрождался. И на данный момент, постпандемийный момент хор насчитывает в себе 22 голоса профессиональных. Слава Богу, что это хотя бы так, потому что было и сокращение хора достаточно сильное. Но теперь он постепенно восстанавливается, этот процесс будет достаточно долгим. Но хор Данилова монастыря старается поддерживать свой уровень, давая концерты в различных местах и в том числе на крупных площадках Москвы, таких как Государственный Кремлевский Дворец, зал Зарядье, международный Дом музыки и так далее. А также у нас появилась возможность давать каждый месяц один концерт в нашей обители. Мы делаем это прямо в Троицком соборе и представляем для нашей публики замечательное духовное наследие. Очень интересно, публика в концертных залах не раз высказывала свое мнение, что монастырский хор должен петь духовную музыку, монастырскую музыку, и почему-то не все хоры поют или поют очень мало, в основном русские народные песни и песни советских композиторов, какие-то военные, романсы. Мы прислушались к мнению нашей публики, и вот на этих концертах в монастыре, на которые собирается порядка 250-300 человек слушателей, мы исполняем как раз богатое наследие мировое, будем говорить. Потому что исполняем не только чисто русскую музыку, но и греческую, и сербскую, и болгарскую и другую музыку поместных православных Церквей, и стараемся исполнять произведения, которые сочиняли и продолжают сочинять священнослужители и монашествующие.
Алексей Пичугин:
— В вашей жизни как появился хор, и как вы появились в жизни хора?
Георгий Сафонов:
— В моей жизни хор появился по предложению моих коллег, с которыми я пел в хоре любительском, это камерный хор Виват музыкального общества Московского области и на клиросе Новодевичьего монастыря. Там ребята, с которыми я пел в партии теноров, однажды предложили мне приехать в Данилов монастырь попробовать прослушаться и постоять попеть в хоре. Я согласился, мне всегда интересно было что-то новое. Я поехал на службу, меня прослушал регент, мы сошлись во вкусах. Постоял на службе, естественно мало чего сообразил, хотя уже имел какой-то опыт пения на клиросе. Я вообще в церковь пришел 1988 году, мое крещение произошло в 24 года, как раз в год празднования 1000-летия Крещения Руси. А монастырь, получается, это третий год вообще моего пребывания на клиросах на различных, мой опыт был очень скудным, я мало чего смог. Тем более, это монастырское служение и это особый репертуар и Устав, по которому служили и продолжают служить в Даниловом монастыре. Потом постепенно, естественно, я в это вошел во все, но мне понравилось. Меня спросили: хотел бы я дальше продолжить мое сотрудничество с хором Данилова монастыря. Я сказал, что я попробую решить этот вопрос в Новодевичьем монастыре с регентом. Если меня отпустят, я попробую совмещать. А как только станет невозможно совмещать, я наверное, выберу что-то для себя. Я выбрал Данилов монастырь. Ну, а хор для меня стал всем, или может быть, я стал для хора чем-то таким значимым, только в 94-м году, когда три года прошло моей практики на клиросе и монастырское начальство предложило мне сначала должность регента левой части хора, или левого хора. А в 95-м году уже и всего хора. С 94-го года начинается отсчет времени для концертного хора, то есть богослужебный хор становится еще и параллельно хором концертным, и вот уже почти 30 лет.
Алексей Пичугин:
— Да, без малого. 28 лет.
Георгий Сафонов:
— 28 лет, в 2024 году исполнится 30 лет концертному хору. А вообще хору Данилова монастыря вот уже 33 года в этом году, из них мои 31, как я пришел в монастырь.
Алексей Пичугин:
— Да, очень серьезно. Давайте, продолжим говорить после небольшого перерыва. Мы снова обращаемся к хору Данилова монастыря и будем его слушать, песнопение известное всем нам «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова, если я правильно понимаю, мы сейчас послушаем.
Георгий Сафонов:
— Да, это одна из частей как раз предстоящего концерта.
Алексей Пичугин:
— Я напомню, что в гостях у «Светлого радио» сегодня регент праздничного хора Московского Данилова монастыря Георгий Сафонов. 25 февраля пройдет концерт, музыкально-поэтическое действо в Кремле «Любви Небесный образ». Мы обязательно про это еще поговорим. А пока слушаем песнопение.
Звучит песнопение «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова
Алексей Пичугин:
— И мы возвращаемся к нашей программе. Напомню, друзья, что сегодня у нас в гостях главный регент и художественный руководитель праздничного хора Московского Данилова монастыря Георгий Сафонов. 25 февраля в Кремле пройдет музыкально-поэтическое действо «Любви Небесный образ». В котором примут участие и хор Данилова монастыря, и народная артистка России Светлана Крючкова, и Большой детский хор имени Попова. Если есть праздничный хор, по всей видимости, есть будничный хор? Или как его правильно называют?
Георгий Сафонов:
— Раньше он назывался братский хор. Он обеспечивал пение за богослужениями по будним дням. Сейчас, конечно, уже прошла такая ротация и братии в хоре практически нет, теперь и в братском хоре поют певцы, светские ребята с музыкальным образованием. Поэтому точнее его действительно называть будничный.
Алексей Пичугин:
— Богослужения каждый день проходят, братья монастыря за богослужением не поют практически.
Георгий Сафонов:
— Сейчас уже практически нет, только в качестве предстоятелей.
Алексей Пичугин:
— А как же так?
Георгий Сафонов:
— Дело в том, что количество братии в нашем монастыре в разы уменьшилось. Это произошло из-за того, что открылось большое количество подворий. Вот у нас четыре подворья, на которые тоже требуются служащие и поющие, поэтому братия рассеялась немножко по подворьям. Но так как есть праздничный хор и певцы праздничного хора, и есть другие певчие, которые всегда приходили в монастырь, за счет этого решается вопрос обеспечения пения за богослужением.
Алексей Пичугин:
— Есть такое, видимо достаточно распространенное даже не заблуждение, а представление о том, что монастырский хор, даже если этот хор ездит с концертами, то там поют монахи. Хотя мы знаем, что это далеко уже и давно не так. И в Сретенском хоре тоже несколько составов и это поют люди в основном преимущественно светские. Так же и с хором Данилова монастыря, так же и с другими известными во всем мире хорами. Я совершенно уверен, что нашу музыку сейчас наравне со знаменитыми классическими музыкантами за рубежом представляют и хоры православные. Я думаю, что ваш хор уже весь мир объездил?
Георгий Сафонов:
— Весь мир это громко, но побывали во многих местах, Россию проехали практически всю, это точно.
Алексей Пичугин:
— А за пределами?
Георгий Сафонов:
— А за пределами, будем говорить, процентов , наверное, 80 европейских стран, Америка Австралия. Проще сказать, где мы не были: Юго-Восточная Азия, но в Китае были, Африка, Южная Америка. А так практически везде.
Алексей Пичугин:
— Как принимают за рубежом русскую духовную музыку? И кто обычно приходит, это наши бывшие соотечественники преимущественно или же местные жители, в случае Америки американцы, которым просто интересно, поскольку это совершенно другая культура.
Георгий Сафонов:
— Вот именно так. Наши соотечественники достаточно редкие гости на таких концертах. А вот люди, которые вышли из другой культуры, имеют любопытство или любознательность, будем говорить точнее, чтобы услышать, как живут люди, поющие такую культуру, как у нас. Вообще Россия, Русь сначала, потом Россия, потом Советский Союз, потом опять Российская Федерация, всегда интересовала иностранцев с точки зрения того, а кто мы такие. Как раз музыкальная культура, которая идет из глубин нашего времени, наследия, которое оставили нам наши предки, полностью отражает наш внутренний мир, то есть русскую душу. Ее всегда хотели понять, поэтому шли и старались через русскую музыку узнать нас. Ну а мы с удовольствием радовали и радуем их слух, их душу, их сердце, они всегда очень тепло принимают. Хотя надо сказать, они практически ничего не понимают то, что мы произносим. А русская музыка богата, конечно, своими текстами.
Алексей Пичугин:
— О, да, это правда, мы слушаем зарубежную музыку, где важен текст, иногда и не очень важен, но это культура другая. И мы слушаем, если это речь идет о песенном жанре, не важно, какого направления, мы же тоже не всегда понимаем, о чем речь, но тем не менее, нам нравится.
Георгий Сафонов:
— Да, но русские более предвзято относятся. Я бы сказал даже не предвзято, а строже, если можно так сказать. Когда меня спрашивали про нашу публику, я всегда говорил, нужно завоевать признание русской публики, наших соотечественников, живущих здесь, в России. Если вы завоюете здесь определенное место, завоюете признание, дальше вам будет легче двигаться по этой культурной лестнице в любой стране мира. Легче всего завоевать признание там за рубежом, потом приехать оттуда и сказать: вот мы объездили весь мир, а теперь мы приехали к вам и показываем вам нашу культуру. Русские всегда очень строго относились, и эта строгость давала возможность расти коллективу творчески. Всегда, когда мы ездим по России, это нам всегда помогает находить какие-то новые течения в нашем творчестве, обновлять репертуар, придумывать какие-то новые программы. Потому что после концерта сыпется огромное количество предложений, критики. Я всегда говорю на концертах: мы любим критику, присылайте. И они просто за чистую монету принимают это и присылают. И я с удовольствием читаю, как нас разносят «в пух и прах».
Алексей Пичугин:
— А почему?
Георгий Сафонов:
— Ну, потому что у каждого свой вкус, у каждого свое мироощущение. И нет одинаковых людей, рядом сидящих, которые будут воспринимать то или иное песнопение одинаково. Нет, они будут воспринимать его по-разному, благодаря или, может быть, вопреки своему образованию, воспитанию. Но доказывать им своим творчеством, объяснить, рассказать, что это такое и почему мы это делаем, вот это мы делаем на наших концертах. Мы включаем в наши концерты не только объявления диктора, что мы поем. Мы иногда объясняем. Я сам ведущий наших концертов, я объясняю публике, почему мы поем это песнопение, откуда оно пришло. А иногда окружаем песнопение различными литературными произведениями.
Алексей Пичугин:
— Как это будет в Кремле?
Георгий Сафонов:
— Да. Собственно говоря, этот опыт для нас уже очень давно длится. И то, что с нами будет Светлана Николаевна Крючкова, это вообще шедевр. Потому что она великолепно читает литературные произведения, поэзию, и для нас это будет богатый опыт общения с совершенно великолепной актрисой и человеком, который еще и великолепно рассказывает и декламирует. Хотя мы на своих концертах это делаем сами. Я читаю стихотворения, мои участники хора выходят читают прозу, стихотворения, мы включаем какие-то фонограммы интересные, которые сопровождают чтение, которые соединяют одну часть программы с другой, колокольные звоны включаем наши знаменитые. Это разнообразие мы давно начали вводить в наше творчество. И для публики это, как оказалось, очень интересно. Вот эта традиция, когда выходит диктор объявляет, хор поет, потом опять диктор объявляет, хор опять поет — это уходит уже в небытие, становится неинтересно слушать. Люди уже хотят чего-то такого безостановочного, может быть, даже без аплодисментов, какого-то интересного действа.
Алексей Пичугин:
— А кто подбирает репертуар?
Георгий Сафонов:
— Я.
Алексей Пичугин:
— Вы всегда сами?
Георгий Сафонов:
— Да.
Алексей Пичугин:
— А на чем вы основываетесь? Вы представляете себе концерт, аудиторию и под это формируете репертуар, или у вас есть какая-то задумка, как это должно быть, и уже таким образом он собирается?
Георгий Сафонов:
— Конечно, у каждого творческого человека есть свои определенные мысли. У нас сложилась такая традиция — наша публика знает наш хор не только по звучанию, не только по внешнему виду, но и по такому моменту, что все наши программы имеют какое-то название, то есть несут какую-то смысловую нагрузку. «Музыка, исцеляющая душу». «Музыка души и сердца». «Любви Небесный образ». «Музыка, овеянная славой». «Песни нашей памяти». «Сказание о русской земле». «Русь называют святою». Эти наши программы, это часть небольшая наших программ, их уже больше пятидесяти, и каждый раз подходя к какому-то определенному периоду, то есть концертному сезону, подходя к сентябрю месяцу, мы задумываем программу этого сезона и составляем ее, исходя из названия этой программы. Неважно, какая публика будет, неважно, какие залы будут, мы в основном рассчитываем на свои силы и на наш репертуар. Репертуар хора огромен, это более двух тысяч произведений, включая богослужебные и многие другие. Выбирать есть из чего. И каждый раз возникает счастливая возможность, когда в программу, уже составленную из произведений, нужно вставить что-то новенькое, и находится что-то новенькое, которое нужно обработать и сделать. Это еще обогащает дополнительно программу и получается, что... Нам в этом отношении Дом музыки помог, который предложил нам в свое время абонемент хора, состоящий из четырех концертов. Представьте себе, что каждый раз, когда еще почти за год готовится этот абонемент, они спрашивают меня, какое название абонемента будет. Если у других хоров этого нет, у них просто Абонемент хора Сретенского монастыря или Абонемент монастырские хоры, предположим, и так далее. Они не утруждают себя названием. А вот наша публика уже даже требует, чтобы было название. И я придумываю название абонемента, а потом придумываю название каждого из четырех концертов. И каждый из четырех концертов посвящен раскрытию общей темы абонемента. А потом из этого абонемента мы делаем нарезку для гастрольной концертной программы по регионам России. Вот таким образом происходит у нас работа над концертными программами. Работа безумно сложная, каждый раз требующая определенных интеллектуальных возможностей, но тем не менее, мы почти ни разу не повторились.
Алексей Пичугин:
— Во как! Ничего себе. Но это, конечно, действительно, колоссальная работа. «Мати Божия» — так называется песнопение, которое мы сейчас послушаем в исполнении праздничного хора Данилова монастыря. А это что за обработка, кто автор.
Георгий Сафонов:
— Это не обработка, это родное сочинение, оригинальное, для мужского хора Павла Григорьевича Чеснокова.
Звучит песнопение «Мати Божия»
Алексей Пичугин:
— Я напомню, друзья, что в гостях у «Светлого радио» сегодня Георгий Сафонов, художественный руководитель и регент праздничного хора Московского Данилова монастыря. Я правильно понимаю, что на воскресных и праздничных богослужениях в Даниловом монастыре всегда поет ваш хор?
Георгий Сафонов:
— Да, всегда.
Алексей Пичугин:
— Но это не значит, что вы всегда регентуете?
Георгий Сафонов:
— Всегда.
Алексей Пичугин:
— Всегда? Каждое воскресенье и субботу вечером?
Георгий Сафонов:
— Субботу вечер, воскресенье утро. Да, у нас бывает достаточно большое количество служб. Начиная с субботы вечера у нас еще бывает ранняя литургия, поздняя литургия, то есть две литургии за воскресенье, бывает акафист вечером в воскресенье, акафист вечером в пятницу. А в период Великого поста у нас добавляется и субботние службы утром поминовение усопших, это тоже и ранняя и поздняя литургия с панихидами.
Алексей Пичугин:
— Это всегда вы?
Георгий Сафонов:
— Да, я на службах всегда, пока есть здоровье.
Алексей Пичугин:
— А если вы на гастролях, например?
Георгий Сафонов:
— Это другой вопрос. На гастроли уезжает часть хора, и остается мой замечательный добрый помощник, который вырос в недрах хора Данилова монастыря, Александр Безденежных. Он второй регент нашего хора. Мы на клиросе делимся на две половины. Раньше мы стояли внизу Троицкого собора, и там было очень интересное деление антифонное, которое создавало у прихожан стерео звучание, потом нас подняли наверх на балкон, откуда начинал собственно говоря, концертный хор. И на балконе мы объединяемся в общую массу хора, но тем не менее, не забываем традицию антифонного пения и делимся на две части. Левой частью руководит Александр Безденежных, правой частью я. Но когда хор объединяется, тогда я беру руководство в свои руки.
Алексей Пичугин:
— А большой состав?
Георгий Сафонов:
— Сейчас на клиросе поет шестнадцать человек, сейчас. А было до пандемии, еще в 2019 году тридцать шесть.
Алексей Пичугин:
— То есть больше, чем в два раза сократилось. А почему?
Георгий Сафонов:
— Ну, пандемия, финансы. Это беда многих коллективов.
Алексей Пичугин:
— Понятно. В пору всегда спрашивать теперь, как повлияла пандемия.
Георгий Сафонов:
— В общем, да. Мы вообще были сокращены до четырех человек.
Алексей Пичугин:
— Ого!
Георгий Сафонов:
— Мы вчетвером пели: я, Саша и еще два человека. Мы почти полгода так работали. Потом стало восемь, теперь шестнадцать. Есть надежда на то, что мы все-таки до двадцати четырех вырастем. Но это все будет зависеть от материального состояния монастыря и от нашей концертной деятельности. Если она возродится, потому что она была нашим основным источником дохода.
Алексей Пичугин:
— Я очень надеюсь и поэтому еще раз с удовольствием напоминаю, что 25 февраля в Кремле пройдет концерт музыкально-поэтическое действо «Любви Небесный образ». Это хор праздничный хор Московского Данилова монастыря, а также Большой детский хор имени Попова и народная артистка России Светлана Крючкова, которая будет отвечать за литературную часть. Давайте, чуть подробней про концерт. Как он будет построен? Мы представляем вас, говорим, что будет участвовать хор имени Попова и Светлана Крючкова. Что будет происходить на сцене?
Георгий Сафонов:
— На сцене будет происходить следующее. Режиссер задумал действо, основанное на световом контрасте, когда из концерта без движения на сцене исключаются какие-то определенные области. То есть если один хор поет, то второй хор находится в тени. Если поет солист, хор уходит в тень и так далее. Светлана Николаевна будет находиться впереди всех, у нее будет стоять два стола, которые будет символизировать две части этого концерта. Первая часть посвящена маме, как Светлана Николаевна ласково называет, или матери, то есть теме материнской. Это будут песнопения, посвященные и Богородице и просто маме. Большой детский хор здесь поет несколько песен известных у нас в стране. Светлана Николаевна будет читать замечательные стихотворения русских и советских поэтов, посвященные тоже маме, притом, не только маме, как растящей своих детей, но и маме, которая совершает подвиг определенный в жизни, маме-молитвеннице, разные будут образы. А потом Светлана Николаевна должна будет перейти от одного стола к другому во время пения хора, как бы символизируя, что начинается вторая часть. Естественно, другой свет, другая атмосфера. Это атмосфера будет символизировать, и вторая часть посвящена Родине — России, Руси, Отчизне, как бы мы не называли, нашей любимой Родине. И соответственно здесь будут звучать шедевры русской поэзии, посвященные нашему Отечеству. Соответственно наш хор будет петь, как хор, известный своим патриотическим репертуаром. Мы как раз и выходили за счет патриотического репертуара в 90-е годы.
Алексей Пичугин:
— Когда мало вообще, кто использовал эту тему.
Георгий Сафонов:
— Да, вот святейший патриарх Алексей II как раз благословил нас на пение песнопений про царя, веру, Отечество. То есть мы пели «Боже, царя храни», пели «Так за царя, за Родину, за веру», пели «Боже, люби царя», царские гимны, гимн Российской империи. Восстанавливали песни гражданской войны, которые были переделаны в советское время, приводили их к оригинальному тексту.
Алексей Пичугин:
— Например?
Георгий Сафонов:
— «Смело мы в бой пойдем за Русь Святую» или «Верь и надейся, Русь, безопасно, сил крестоносных мышца крепка, Господу слава, царству спасения», — это Донцы-молодцы.
Алексей Пичугин:
— Большое количество песен, действительно, в годы гражданской войны были переделаны под нужды новой армии.
Георгий Сафонов:
— Да, да, да, именно.
Алексей Пичугин:
— Все потому, что люди привыкли их петь, а вроде бы уже наполнение другое требовалось.
Георгий Сафонов:
— В том-то и дело. Музыка шедевральная была, музыка, которая ложилась на слух и сознание очень легко. Осталось только добавить патриотики немножко и все, вот вам советская песня пошла. А все забывали, что это песня казачья какая-то старинная, или белой гвардии, например песня. «По долинам и по взгорьям» известнейшая считается и маршем Дроздовского полка, и чем только ее не считали, там пять или шесть вариантов. А на самом деле «Марш сибирских стрелков».
Алексей Пичугин:
— То есть приходилось искать истории всех этих песен, потому что одно дело ноты и сам текст, другое дело истории их написания, появления.
Георгий Сафонов:
— Да, обязательно, чтобы публике объяснить. Потому что в зале сидели люди, как я говорю, произведенные в СССР, с сединой мужчины, которые прошли и армию, и наверное, работу в каких-то организациях партийно-комсомольских, и вдруг им хор подает песню «Орленок, орленок» с казачьим текстом. А он знает ее, как песню совершенно другую. Или то же «Прощание славянки»: «Встань за веру русская земля» — начало, а почему, если там существует еще несколько текстов, которые отражают и советскую действительность, и действительность гражданской войны и первой мировой войны, очень много вариантов. Поэтому здесь мы с патриотикой выходили весьма тяжело, но благословение святейшего Алексия II сыграло большую роль. Мы это сделали на радио Орфей, и он на радио Орфей на всю многомиллионную аудиторию сказал: я благословляю — это 97 год был — я благословляю вас на этот путь. И мы с этим поехали. Эту патриотику мы будем как раз в Кремле выносить по теме Россия, Русь. Конечно, будут и какие-то духовные стихи, посвященные Руси, и романсы, но и в общем программа построена на шедеврах, достаточно узнаваемых. Думаю, что всем будет очень интересно.
Алексей Пичугин:
— Давайте, напомним, что 25 февраля в Большом Кремлевском Дворце будет концерт музыкальное действо «Любви Небесный образ». Праздничный хор Московского Данилова монастыря, Большой детский хор имени Попова и Светлана Крючкова будут ждать вас, приходите. Я думаю, что это будет необычайно торжественно, красиво. Мы с вами сегодня слушали православные песнопения, а закончим программу композицией, которую, думаю, тоже все прекрасно знают «Ах, вы сени». Это народная же?
Георгий Сафонов:
— Я предложил эту композицию только лишь потому, что она соответствует русскому духу, она отражает радость русского человека. И совмещает в себе несколько стилей. Она является лирической, шуточной, хороводной, застольной и так далее, перечислять можно очень много стилей русских народных песен. Хотелось бы, чтобы наша публика еще раз вспомнила эту веселую песню и получила удовольствие от нашего творчества.
Алексей Пичугин:
— Георгий Сафонов, художественный руководитель и регент праздничного хора Данилова монастыря был у нас в гостях. Я Алексей Пичугин. Прощаемся. До новых встреч. До свидания.
Георгий Сафонов:
— До свидания.
Звучит народная песня «Ах вы, сени, мои сени»
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
![епископ Феоктист Игумнов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Feoktist-Igumnov-1024x697-240x240.jpg)
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения православного христианского вероучения, грехопадение первых людей изменило не только их самих, но и весь тварный мир, именно по этой причине смертными стали как люди, так абсолютно все иные живые существа, населяющие землю. Этот факт говорит о глубокой внутренней связи человека со всем творением. Мы не можем не чувствовать этой связи, и, надо полагать, потому то наиболее духовно чуткие из нас и переживают некоторую степень вины тогда, когда видят страдания животных и различные природные катаклизмы. Священное Писание не спешит освобождать от этой вины, но оно указывает путь, по которому человечество в конечном итоге пройдёт ради возвращения сотворённого Богом мира к первоначальной гармонии. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, этот отрывок содержит прекрасные слова о взаимоотношениях человека и всего прочего творения Божия.
Глава 8.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Основный посыл только что прозвучавшего отрывка апостольского послания прост, он заключён в трёх словах: «мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Далее апостол Павел перешёл к следствиям из этого факта, самое значимое из которых состоит в том, что детям принадлежит наследство, следовательно, Божие наследство принадлежит и нам. Конечно, речь здесь не может идти ни о чём материальном, под «наследством» в словах апостола Церковь понимает вечную жизнь и блага будущего мира. К примеру, святитель Кирилл Александрийский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Не без труда совершается благо, однако у святых труд не лишён и великих надежд, ведь ничто земное им не обещано, но бесконечная слава и участие в том, что выше ума и слова». Конечно, апостол Павел не мог не сделать оговорку: наследство принадлежит тем, кто уподобится Единородному Сыну Божию Господу Иисусу Христу и не станет избегать страданий в том случае, если они будут попущены Богом.
На наследстве как следствии усыновления нас Богом апостол Павел не остановился, далее он написал крайне интересные и несколько загадочные слова: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8:19). В истории были те люди, которые из этих слов делали вывод о разумности творения как такового, то есть о разумности животных, растений и всего прочего тварного мира. Впрочем, для христиан кажется совершенно очевидным, что апостол Павел использовал словосочетание «тварь с надеждою ожидает» лишь для выразительности речи, и относиться к этой фразе стоит так, как мы относимся к поэтическим сравнениям. Но, конечно, ожидающее творение — это не самое важное и интересное в апостольской фразе, значительно интереснее понять, чего же именно оно ожидает и что подразумевал апостол под «откровением сынов Божиих». Здесь нам на помощь приходит комментарий преподобного Симеона Нового Богослова, который звучит так: «Чаянием называет он сильное желание твари, чтоб поскорее сбылось откровение, или явление во славе сынов Божиих, какое имеет совершиться во всеобщее воскресение. Ибо тогда, во всеобщее воскресение, с пришествием Сына Божия, обнаружатся сыны Божии, проявится красота их и слава, и они всецело, то есть и душою, и телом сделаются светлосиянными и препрославленными». Другие авторитетные толкователи подхватывают мысль преподобного Симеона и говорят о том, что после всеобщего воскресения упомянутые преподобным Симеоном сыны Божии получат от Бога прежнюю власть над творением, вместе с этим Богом во всём творении будет уничтожено тление, и таким образом воссоздастся заложенная Богом в мир гармония.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
И работа, и забота
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/nature-snow-winter-people-road-white-1214916-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Зима 2022 года выдалась в Москве на редкость снежной. Чтобы не опоздать на работу, я выходила из дома раньше обычного и сметала снег со своего автомобиля. Нередко приходилось доставать из багажника лопату и чистить выезд на дорогу. В один из дней я села в машину, включила радио и услышала рассказ о необычном дворнике из города Красноярска.
Боиржон Жураев родился и вырос в живописном селе Самгар, которое местные жители называют «райской улицей Таджикистана». А в 25 лет в поисках работы отправился в Сибирь. Некоторое время провёл в Кемеровской области, затем в 2010 году переехал в Красноярск. За это время он женился, стал отцом пятерых детей: трёх сыновей и двух дочек; получил российское гражданство.
Несмотря на высшее образование (Боиржон по профессии агроном), он выбрал работу дворника — из-за гибкого графика, позволяющего в свободное время подрабатывать в такси. И добился успехов! Жураев не раз побеждал в профессиональных конкурсах, в 2021 году был удостоен звания «Лучший дворник Красноярска», а в 2022-м «фирменная» уборка территории сделала его известным по всей России!
Вот как это случилось. Морозным январским утром дворник Боря — так зовут Боиржона красноярцы — трудился на своём участке в микрорайоне Покровский. Всё шло как обычно, но в тот день соседи сняли его на видео, которое быстро распространилось по соцсетям. На кадрах мужчина с помощью специальной воздушной пушки, или воздуходувки, бесконтактно сметает снег с автомобилей, припаркованных во дворе, и только после этого чистит лопатой тротуары.
Горожан поразил поступок Боиржона Жураева, ведь все знают, сколько сил и времени требует от автомобилистов ежедневная расчистка машин. «Вот это человечище!», «Мир полон хороших людей», — так интернет-пользователикомментируют видеоролик. Благодарные местные жители дарят Боре конфеты и шоколадки, руководство управляющей компании выписало ему денежную премию, а мэр Красноярска вручил сувениры к 23 февраля.
Сам Боиржон скромно говорит: «Я просто делаю свою работу». На вопросы журналистов, почему он чистит не только дороги, но и машины, отвечает, что, помогая жителям, одновременно экономит своё время. «Я привожу в порядок двор рано утром. После этого людям уже не надо чистить свои авто, сбрасывая снег на дорогу. Да и мне не приходится мести двор дважды», — объясняет лучший дворник Красноярска. А ещё он рассказал, что учит своих детей не бояться никакой работы и помогать окружающим, — так когда-то воспитывали его самого. Семейное правило Жураевых: если делаешь — делай на совесть и с душой.
Как же вовремя я включила радио тем зимним утром! Передача о заботливом дворнике закончилась, а я ехала в машине по заснеженной Москве и улыбалась. На сердце у меня было по-летнему тепло оттого, что в далёком Красноярске живёт и работает такой человек — Боиржон Жураев!
Все выпуски программы Живут такие люди
Отроки Вавилонские
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/wood-smoke-flame-fire-fireplace-campfire-861317-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В Древней Руси существовала поговорка: «Ввержен в пещь огненную, яко три отрока». И все понимали, что речь идёт о смертельной опасности, от которой может спасти только чудо, и, конечно, знали, кто были эти три отрока.
Сегодня мы говорим о святых отроках Вавилонских Анании, Мисаиле и Азарии и стихотворении Лиодора Пальмина «Три отрока».
Место действия — древний город Вавилон (на территории современного Ирака).
Время действия — VI век до Рождества Христова.
В 586 году.до Рождества Христова после завоевания Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором, многие еврейские семьи были уведены в плен.
В Вавилоне еврейских мальчиков, как говорится в Библии, «красивых видом, и понятливых для всякой науки», делали царскими слугами. Среди них оказались отроки АнАния, МисаИл и АзАрия.
Однажды царь Навуходоносор велел изготовить огромного золотого языческого идола и собрал на праздник в честь его освящения всех своих приближённых.
Глашатай вышел на площадь и громко объявил, что, как только зазвучит музыка, все должны упасть ниц и поклониться золотому идолу. А кто ослушается — того по велению царя бросят в пылающую печь.
Анания, Мисаил и Азария, хранящие в душе веру предков в Единого и Всемогущего Бога, не стали поклоняться языческому божеству, и были брошены в огонь.
«Отроки благочестивые в пещи», — излюбленный библейский сюжет в литературе и искусстве. Этой теме посвящено и стихотворение поэта XIX века Лиодора Пальмина «Три отрока».
Царь всем в поклоненье кумир золотой
Воздвиг пред своим Вавилоном.
Три отрока, полные веры святой,
Его не почтили поклоном.
«За это израильских отроков сжечь! —
Царь вымолвил в гневе сурово,
И ввергнули их в раскалённую печь,
Исполнивши грозное слово.
Но отроки живы: под жгучим огнём
Их ангел обвеял росою,
И Бога они величали втроём
Согласной, хвалебной мольбою...
Русский поэт и переводчик второй половины XIX века Илиодор Иванович Пальмин был известен, прежде всего, своими стихами на злобу дня.
В стихотворении на библейский сюжет «Три отрока», когда юноши в огненной печи поют хвалебную песнь Богу, Пальмин в полной мере явил и своё лирическое дарование.
Создателя славьте, и туча, и гром,
И бурные недра морские,
И звёзды на своде небес голубом,
И солнца лучи золотые!
Пернатые хоры под сенью лесов,
Сверкающих ранней росою,
В час утра хвалите Владыку миров,
Ликуя с зарёй золотою!
Всё славе Господней — немолкнущий клир,
Блеск царств и кровавая битва,
И голос пророка, гремящий на мир,
И трепетной девы молитва!
«Связали их и бросили прямо в пылающую печь, в чем они были, в шароварах, рубашках и шапках», — с поистине репортажными подробностями рассказывается эта история в «Книге пророка Даниила». Анания, Мисаил и Азария были друзьями Даниила, и пророк описывал то, что видел собственными глазами.
Велико же было изумление царя Навуходоносора, когда он заглянул в пылающую печь и увидел, как юноши, целые и невредимые, славят Господа.
«В гирляндах полночных светил в вышине
Хвалите Его, херувимы!» -
Так отроки пели в палящем огне,
Господнею силой хранимы.
Был чуден согласный и стройный их клир,
Язычники в страхе внимали,
И был посрамлён их бездушный кумир
На пышном своём пьедестале.
По преданию, пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в вавилонском плену. Это было две с половиной тысячи лет назад, но сила их веры в Бога до сих пор вдохновляет человечество.
Все выпуски программы Прообразы