Выражение «Хлеб насущный» знают, наверное, если не все, то многие. Но все ли правильно его употребляют, в том значении, каким оно обладает? Давайте выяснять. Обратимся к первоисточнику выражения – к Библии.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» – говорится в молитве «Отче наш», которую Иисус Христос дал нам в Нагорной проповеди.
Церковнославянский вариант этих слов дословно переводится как «хлеб наш насущный дай нам на сей день», то есть – на сегодня.
В Священном Писании слово «хлеб» чаще употребляется в собственном смысле, но также означает и всякую пищу. И не только телесную, но и духовную. Толкование поясняет, что под «хлебом» понимаются вообще условия для жизни, благосостояние и пропитание.
Слово «насущный» объясняется различно и принадлежит к числу труднейших к толкованию. По мнению большинства, его следует понимать, как «нужный для нашего существования, необходимый для жизни».
В пользу этого варианта говорит и Книга притчей Соломоновых. Там тоже сказано об умеренном достатке насущного хлеба:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
Выражение «хлеб насущный» в современной русской речи имеет два близких значения. В первом «хлеб насущный» – это средства, необходимые для жизни, для существования. Этот вариант отвечает значению от первоисточника.
Как например, в письме Антона Чехова Николаю Лейкину, издателю и редактору журнала «Осколки»:
«Я крайне утомлен. Утомили меня мои науки и насущный хлеб, который в последний месяц я должен был заработать в удвоенной против обыкновения порции, так как брат-художник воротился из солдатчины только вчера».
Второе значение словосочетания «хлеб насущный» – это что-либо самое важное, существенное, жизненно необходимое. Примером употребления выражения в этом значении могут служить слова драматурга Александра Островского по поводу одного спектакля: «Такие пьесы составляют насущный хлеб театра, влекут публику и закрепляют её за театром».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.