
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Псалтырь довольно часто упоминает различного рода беззаконников. Под этим термином Священное Писание понимает тех, кто живёт без оглядки на Бога и на установленный Им закон. В Псалтыри беззаконники всегда противопоставляются праведникам, то есть тем, кто хотя и имеет в себе некоторое несовершенство, но, несмотря на это, чтит Бога и о Нём не забывает. В таких размышлениях Псалтыри интересно то, каким образом она характеризует два упомянутых нами вида людей, и то, какую тональность Псалтырь использует, когда о них говорит. Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 35-й псалом, он повествует об угрозе автору псалма со стороны пренебрегающих Богом грешников.
Псалом 35.
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида.
2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моём: нет страха Божия пред глазами его,
3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие своё, чтобы возненавидеть его;
4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;
5 на ложе своём замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!
7 Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!
8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,
10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет.
11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,
12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:
13 там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
О беззаконниках только что прозвучавший псалом сказал очень ярко: «нет страха Божия перед глазами их», следствием же отсутствия страха Божия становятся их слова, которые исполнены неправды и лукавства. Все прочие упомянутые псалмом греховные действия — тоже следствие отсутствия страха Божия.
Вообще, о страхе Божием Библия говорит довольно часто, при этом она не даёт ему чёткого определения, а потому нам приходится догадываться из контекста Писания о том, что же именно подразумевает это словосочетание.
Кажется вполне очевидным, что страх Божий — это вовсе не боязнь Бога. Если бы дело обстояло иначе, то Христос не призывал бы Своих учеников не бояться, а именно такой призыв мы можем неоднократно найти на страницах Евангелия. Страх Божий, если о говорить о нём как о собственно страхе, — это, скорее, боязнь самого себя, того, что я могу совершить нечто такое, что станет нарушением заповеди Божией, что оскорбит Бога, страх Божий — это боязнь моего собственного неблагоговения. Иными словами, можно сказать, что те люди, о которых упомянул прозвучавший сегодня псалом, слишком сильно верят самим себе, никак себя при этом не соотнося с Богом, они попросту не знают или не понимают, что такое отделение себя от Бога в конечном итоге погубит их самих, ведь любой человек живёт Богом, как о том и сказал в своё время в афинском ареопаге святой апостол Павел: «Мы Им (то есть Богом — е. Ф.) живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28).
Проблемы у человека начинаются тогда, когда человек забывает о собственной ограниченности и начинает мыслить о себе как о существе вполне самодостаточном. Финал таких людей печален, и об этом предупреждает нас 35-й псалом, устами праведника произнося свои пророческие слова: «Да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать» (Пс. 35:12–13).
Псалом 35. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 35. (Церковно-славянский перевод)
«Христос воскресе из мертвых»

Фото: Steve Harrris / Unsplash
Однажды накануне Светлого Христова Воскресения со мной произошла такая история. Я ехала домой за рулём и очень торопилась. Хотелось успеть убраться в доме перед ночной службой и что-то приготовить к праздничному столу. А погода в тот вечер была по-настоящему весенняя: по дорогам текли ручьи талого снега, превращающиеся в настоящие реки, из-под колёс других машин летели потоки брызг. Всё это бликами отражалось в свете фонарей. Ехать было трудно. В какой-то момент я не справилась с дорожной обстановкой и нечаянно подрезала автомобиль, ехавший в соседнем ряду. Хорошо, что обошлось без столкновения! А через пару секунд увидела, как машина эта довольно резко обошла меня слева. Я заметила на ней символику дорожной полиции и сине-красный маячок сверху. «Я подрезала автомобиль ДПС. И мне придётся за это отвечать...» — успела подумать я, и на душе стало как-то не по себе. Перед светофором полицейская машина и моя поравнялись, сотрудник полиции жестом попросил открыть окно. Из соседней машины на меня смотрело улыбающееся доброе лицо полицейского. «Поаккуратнее, гражданка. Христос воскресе!» — радостно крикнул он мне и поехал дальше — как раз загорелся зелёный сигнал светофора. «Воистину воскресе» — ответила я, улыбаясь. И продолжила путь уже более осторожно. За несколько секунд я успела пережить и страх, и тревогу, и облегчение... И радость: от того, как по-человечески, по-доброму отреагировал человек на ситуацию, в которой в лучшем случае выражают негодование.
Словами «Христос воскресе» начинается тропарь Пасхи — одно из главных песнопений праздника Воскресения Христова, гимн, раскрывающий суть праздника. На русском языке песнопение звучит так: «Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть победив и пребывающим во гробах жизнь даровав!» По-церковнославянски пасхальный тропарь звучит так: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в!»
Пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых» поётся несколько раз в течение всей ночной Пасхальной службы, а затем ещё сорок дней после неё до праздника Вознесения Господня. В тексте этого песнопения содержится суть христианской веры, провозглашается мысль о том, что Христос своей крестной смертью открыл для всех людей путь в Царствие Небесное. «Христос воскрес!» — говорила святая Мария Магдалина, ученица Спасителя, узнавшая первой о Его воскресении и сообщившая об этом великом чуде другим ученикам Господа. И эта короткая фраза вот уже две тысячи лет наполняет наши сердца добротой и радостью о воскресшем Христе и вселяет надежду на то, что жизнь наша продолжится в вечности.
Давайте ещё раз послушаем пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Мелитополь (Запорожская область). Путешествие по городу

Фото: Rodion Kutsaiev / Unsplash
Мелитополь — один из городов Северного Приазовья. Он расположен примерно в ста двадцати километрах к югу от Запорожья. С пятнадцатого века эти земли принадлежали Крымскому ханству, а в 1783 году были присоединены к Российской империи. Екатерина Вторая учредила здесь Таврическую губернию. Центром одного из её уездов стало военное укрепление в урочище Кизияр. В крепости несли службу запорожские казаки. Они построили храм во имя благоверного князя Александра Невского, и поселение стало называться Новоалександровка. По распоряжению императрицы Екатерины сюда переселялись крестьяне из центральных губерний Российской империи. Также в русском Приазовье нашли приют православные греки, бежавшие от притеснений из Османской империи. В 1838 году Новоалександровку переименовали на греческий манер в Мелитополь, что в переводе означает Медовый город. К началу двадцатого столетия в нём проживало пятнадцать тысяч человек, работало тридцать фабрик. В Мелитополе и его окрестностях действовало шесть православных храмов. При советской власти не уцелел ни один из них. Но когда настало время возрождения православия, в городе началось активное церковное строительство. Сегодня в Мелитополе открыто десять храмов и монастырь Саввы Освященного. Медовый город как встарь сияет куполами!
Радио ВЕРА в Мелитополе можно слушать на частоте 100,1 FM
Псалом 77. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Современные люди нередко говорят, что ребёнок должен выбирать, во что ему верить, когда вырастет. А как подобные рассуждения можно оценить с библейской точки зрения? Ответ на этот вопрос звучит в семьдесят седьмом псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем избранные стихи из него.
Псалом 77.
Учение Асафа.
1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в своё время возвещали своим детям, —
7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
9 Сыны Ефремовы, вооружённые, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:
13 разделил море, и провёл их чрез него, и поставил воды стеною;
14 и днём вёл их облаком, а во всю ночь светом огня;
15 рассёк камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;
16 из скалы извёл потоки, и воды потекли, как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:
18 искушали Бога в сердце своём, требуя пищи по душе своей,
19 и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»
21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,
24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
26 Он возбудил на небе восточный ветер и навёл южный силою Своею
27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
28 поверг их среди стана их, около жилищ их, —
29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но ещё не прошла прихоть их, ещё пища была в устах их,
31 гнев Божий пришёл на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
32 При всём этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
35 и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их,
36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!
41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святого Израилева,
42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;
45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;
46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче;
47 виноград их побил градом и сикоморы их — льдом;
48 скот их предал граду и стада их — молниям;
49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость, и бедствие, посольство злых ангелов;
50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;
51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
52 и повёл народ Свой, как овец, и вёл их, как стадо, пустынею;
53 вёл их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
54 и привёл их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;
55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они ещё искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;
57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;
58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;
60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Своё.
63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побеждённый вином,
66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
67 и отверг шатёр Иосифов и колена Ефремова не избрал,
68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
69 И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его навек,
70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
71 и от доящих привёл его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Своё, Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
Можем ли мы представить себе ситуацию, в которой мать кормит детей мало и однообразно, для того чтобы они не привыкли к той или иной кухне, обосновывая это тем, что дети вырастут и сами выберут ту, что им понравится. Или представим себе родителей, которые не учат ребенка языку, говоря, что он вырастет и выберет сам, какой ему окажется ближе. Они говорят: «Будем растить его, как чистый лист, не прививая никакой культуры, никакого мировоззрения, мало ли вырастет, а в его время то, что мы сейчас считаем хорошим, будет плохим или наоборот». Конечно, подобные вещи звучат для нас сегодня абсурдно.
Псалом, который мы только что услышали, начинается с того, что его автор, древний певец Асаф призывает открыть детям историю израильского народа, чтобы они помнили завет, который заключили с Богом их отцы. И, конечно, в первую очередь их история — это история исхода из Египта и спасения иудеев. История человеческой слабости и даже неверности и в то же время заботы и верности Божией. Учитывая поведение людей, верность Господня порой выражалась для неблагодарного народа в форме наказания, порой в форме милостивой поддержки, но цель всегда была одна: воспитать в народе веру в единого и истинного Бога, сотворившего небо и землю, кроме Которого нет никаких иных богов.
Человек, который говорит: «Я не буду давать своему ребёнку никакого мировоззрения, вырастет и выберет», судя по всему, сам в этой сфере не имеет определённости. Ведь если мы действительно верим, что спасение возможно только через Христа, очевидно, мы никак не стали бы своего ребёнка этого спасения лишать. И если мы прививаем своим детям навыки, которые им пригодятся в жизни временной, как же не передать им веры, которая приведёт их к жизни вечной?