
На Афоне согласно его уставу могут существовать только двадцать монастырей. По большей части, они населены греческими монахами. Но есть и исключения. Исторически на Святой горе, как еще называют Афон, присутствуют русские монахи. Они живут в Пантелеимоновом монастыре. Есть на Афоне монахи-болгары, которые обосновались в монастыре Зограф. Проживают на Святой горе и сербские монахи. Их обителью на протяжении веков является Хиландар.
Сербы появились на Афоне и основали там свой монастырь еще в первом тысячелетии. Но к 12 веку их обитель опустела и превратилась в руины. Восстановить былую славу Хиландара удалось великому сербскому святому Савве Сербскому и его отцу Симеону Мироточивому, который отказался от царской короны и поселился в Хиландаре в качестве простого монаха.
С тех пор Хиландарский монастырь стал духовной опорой Сербской Православной Церкви. Из его стен вышли многие сербские патриархи и великие подвижники благочестия. С Хиландаром также связана крайне интересная традиция.
Среди многочисленных святынь монастыря находится знаменитая икона Божией Матери «Троеручица». По преданию она когда-то принадлежала святому Иоанну Дамаскину и впоследствии оказалась у святого Саввы Сербского. Первоначально она хранилась в Белграде, а после нашествия турок была переправлена на Афон.
Когда икона появилась в Хиландаре, на тот момент у монастыря не было игумена, то есть начальника. Престарелый игумен Иоанн скончался, и монахи собирались по давнему обычаю избрать нового игумена. Но выборы не состоялись. Чудесным образом монахам явилась Богоматерь и сказала, что теперь Она будет игуменом Хиландарского монастыря. С тех пор на протяжении веков в Хиландаре избирался старший монах, но игуменом он не именовался. А в храме и в трапезной на игуменском месте до сих пор поставляется та самая икона «Троеручица».
Пресвятая Богородица неоднократно спасала Хиландарский монастырь от различных бедствий. Хиландар ближе всех афонских монастырей находится к границе между Святой горой и континентальной Грецией. Потому во время нашествия турок он больше всех афонских обителей подвергался опасности быть разграбленным захватчиками. Но этого не произошло. Как рассказывают монахи Хиландара, каждый раз, когда к монастырю приближались грабители, они видели в небе над обителью грозную Деву и в страхе разбегались.
В конце 90-х годов прошлого века Хиландарский монастырь под внешним давлением политики Евросоюза изменил свой устав и стал избирать себе игумена. В 2004 году в обители произошел страшный пожар. И как говорят монахи, это бедствие стало наказанием за отступление от древней традиции считать игуменом обители Богоматерь. Хиландар решил вернуться к своему древнему уставу. Поэтому сегодня избираемый в монастыре игумен таковым себя не называет, а все монахи всячески подчеркивают, что обителью по-прежнему управляет Сама Пресвятая Богородица.
Все выпуски программы Вселенная православия
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема