
На Афоне согласно его уставу могут существовать только двадцать монастырей. По большей части, они населены греческими монахами. Но есть и исключения. Исторически на Святой горе, как еще называют Афон, присутствуют русские монахи. Они живут в Пантелеимоновом монастыре. Есть на Афоне монахи-болгары, которые обосновались в монастыре Зограф. Проживают на Святой горе и сербские монахи. Их обителью на протяжении веков является Хиландар.
Сербы появились на Афоне и основали там свой монастырь еще в первом тысячелетии. Но к 12 веку их обитель опустела и превратилась в руины. Восстановить былую славу Хиландара удалось великому сербскому святому Савве Сербскому и его отцу Симеону Мироточивому, который отказался от царской короны и поселился в Хиландаре в качестве простого монаха.
С тех пор Хиландарский монастырь стал духовной опорой Сербской Православной Церкви. Из его стен вышли многие сербские патриархи и великие подвижники благочестия. С Хиландаром также связана крайне интересная традиция.
Среди многочисленных святынь монастыря находится знаменитая икона Божией Матери «Троеручица». По преданию она когда-то принадлежала святому Иоанну Дамаскину и впоследствии оказалась у святого Саввы Сербского. Первоначально она хранилась в Белграде, а после нашествия турок была переправлена на Афон.
Когда икона появилась в Хиландаре, на тот момент у монастыря не было игумена, то есть начальника. Престарелый игумен Иоанн скончался, и монахи собирались по давнему обычаю избрать нового игумена. Но выборы не состоялись. Чудесным образом монахам явилась Богоматерь и сказала, что теперь Она будет игуменом Хиландарского монастыря. С тех пор на протяжении веков в Хиландаре избирался старший монах, но игуменом он не именовался. А в храме и в трапезной на игуменском месте до сих пор поставляется та самая икона «Троеручица».
Пресвятая Богородица неоднократно спасала Хиландарский монастырь от различных бедствий. Хиландар ближе всех афонских монастырей находится к границе между Святой горой и континентальной Грецией. Потому во время нашествия турок он больше всех афонских обителей подвергался опасности быть разграбленным захватчиками. Но этого не произошло. Как рассказывают монахи Хиландара, каждый раз, когда к монастырю приближались грабители, они видели в небе над обителью грозную Деву и в страхе разбегались.
В конце 90-х годов прошлого века Хиландарский монастырь под внешним давлением политики Евросоюза изменил свой устав и стал избирать себе игумена. В 2004 году в обители произошел страшный пожар. И как говорят монахи, это бедствие стало наказанием за отступление от древней традиции считать игуменом обители Богоматерь. Хиландар решил вернуться к своему древнему уставу. Поэтому сегодня избираемый в монастыре игумен таковым себя не называет, а все монахи всячески подчеркивают, что обителью по-прежнему управляет Сама Пресвятая Богородица.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер