
Недавно я попала в большую беду. Еле справилась. А случилось вот что.
Шла у меня стройка, дом мы в деревне обновляли. Работала команда — двое рабочих и прораб. Трудились мы все вместе, жили дружно, весело. То прораб к чаю варенья принесёт, то я всем супа наварю. И работали и отдыхали бок о бок, как родные.
Одно плохо: осень выдалась дождливая. А стройку закончить надо, вот и возимся в ледяной грязи. Я по распутице за материалами езжу, рабочие на лесах стараются, а дождь всё хлещет. Глину по участку развезло, так доски вместе укладывали, чтобы ходить нормально. Устали, но держимся.
И тут начал мой прораб меняться. Разброд на площадке пошёл, инструменты брошены. Мат в разговоре проскочил, потом уж зачастила речь матерная. Двое рабочих — всё молчат, терпеливые... А прораб лютует! Потом и до саботажа дело дошло.
Нужно на второй этаж подняться, замерить проём под окно.
— Ну что ж, полезли, — говорю.
— Вот сама и лезь, — отвечает прораб. — Что я тебе, мальчишка? Я туда уж налазился. Хватит.
Я терялась, недоумевала...
Приезжаем за материалами, грузим на мой багажник доски тяжеленные. Я достаю верёвку.
— Давай привязывать!
— Вот сама и привязывай. А я не умею.
Под дождём, мучилась я одна, скрюченными от холода пальцами вязала узлы. А он сидел в машине. И вот тогда поняла: этот человек исчезает на глазах. А вместо него уже появляется вот это, страшное... И всё же, ужаса, который впереди, я не представляла.
За неделю до конца работ потребовал он с меня сумму, вдвое большую назначенной, а когда я взмолилась...
— А я вот сейчас возьму бензопилу, — сказал прораб, — и углы у твоей избы пообпиливаю, для острастки.
Ну что ж... Пришлось мне распрямиться. Пригрозила милицией, рассчитала, уволила. Смущённые рабочие, собирая инструмент, тихо извинялись за начальника. Подарила им книжки для детишек. Простились.
Осталась я на брошенной стройке одна. Стою в избе у открытой форточки, гляжу на холодный закат и чувствую, будто почва из под ног уходит. Будто гравитация нарушилась. И вот если сейчас тот дуб вырвется с корнями и улетит в небо — не удивлюсь даже... А с чего началось? А вот с чего. В эту самую форточку выглянула я в тот дождливый день, чтобы позвать Юрия. И вижу: идёт он по участку, в горсти гвозди несёт. И обронил их, прямо в мокрую траву. Сперва нагнулся было, подобрать... А потом махнул рукой, ещё и в землю их втоптал. Дальше пошёл. С того дня всё и покатилось.
Не могу я судить другого, но понять бы: для чего это испытание мне послано? В чём тут мой урок? И я поняла, в чём.
Я думаю, что каждый из нас, людей, держит равновесие этой земли. Держит, сохраняя в себе человеческое, то есть, данное Богом. А потерять это просто. Можно начать с гвоздей, брошенных траве, Но, если сберегать в себе Божий замысел — тогда и сам спасёшься, и люди вокруг тебя спасутся.
На следующее утро вышла я за дровами. Гляжу, а один из рабочих по участку идёт, видать забыл инструмент, вот и вернулся. Улыбнулся мне, подхватил свой кофр, забросил на плечо и — к калитке. Вдруг замешкался, в траве что-то заметил... Нагнулся, собрал, ссыпал в карман.
А там как раз и были рассыпаны те самые гвозди. И этот тихий улыбчивый парень, таким простым движением вернул мне мир в душу. Отлетели куда-то страх и растерянность. Вот вам и доказательство — как много мы, люди, можем.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер