Дети часто обращаются к нам с вопросами. Вопросов много, они долго и старательно их формулируют, наверное, это для них достаточно важно. А разве недостаточно важно, что в этот момент мы пишем бизнес-план, резюме проекта, статью, отвечаем важному человеку по важному делу и еще – очень хотим спать… ну или просто – хотим тишины. Говори быстро! – так мы говорим в ответ. Но у детей и подростков свой язык, он не быстрый. Он въедливый и тщательный. Но при этом, завалив нас вопросами от: может ли правда бегемот кого-то съесть - до : почему все-таки ты думаешь, что Витьке нравится эта Наташка – они совсем не умеют говорить быстро. Пока. Они только пытаются научиться говорить. У них только формируется свой, неповторимый, язык.
Как-то присутствовала при собеседовании одного ученика восьмого класса. Мальчик явно был одаренный и любил читать. Его спросили: какие твои любимые книги из того, что читали в школе? Он сказал, Демон Лермонтова и Шинель Гоголя. Ну перескажи, - попросила строгая учительница. Парень явно настроился на доверительный лад. В Демоне – сказал он, - все очень просто. Самого Демона очень жалко. Но я с самого начала понял, что с Тамарой у них ничего не получится. Совсем ничего. – Учительница поджала губы. А Шинель? – Ой, Шинель мне очень понравилась, - парень уже явно нервничал, потому что видел, что первый раз ответил неправильно. – Там этот бедненький Акакий Акакиевич, он такой бедненький, он так любил свою шинель, и у него кроме нее ничего не было, потому что он был лузер, стопроцентный лузер… я в конце над ним прямо плакал!.. -- Честное слово, я лучше оба произведения не могла бы пересказать. Но учительница осталась очень недовольна. Ее не тронуло личное отношение ребенка к этим непростым произведениям.
Учительница знала, как говорить о произведении правильно. Но у мальчика был свой, очень свой язык.
Говори правильно и быстро. Говори правильно и по программе. Молчалин очень плохой. Чацкий очень хороший. А моему младшему понравился Молчалин, он показался ему вежливым. Нет, неправильно. Правильно – что хороший Чацкий. В нем думы и чаяния… Мы знаем, как правильно. А они нет.
К тому же прежде, чем что-то рассказать, ты должен убрать комнату! Ты видел, что творится у тебя в комнате?
Почему прежде, чем поделиться самым главным, надо убрать комнату? Что изменится в главном, если в комнате будет чисто? Или грязно?
Я поменяла сто пятьдесят восемь школ, чтобы найти одну, где моему сыну позволено считать, что Чацкий грубиян, потому что сын и правда так считает!
А еще недавно я получила прекрасный урок того, что говорят дети, когда им позволено говорить все. Моя дочь включила мне монологи подростков на одном американском сайте. Они там просто выходят к камере – и говорят то, чего им не дают говорить в жизни. На первом же монологе американской девочки о том, как она видит свою депрессию, я начала рыдать. Девочка так хлестко, так больно и так точно описывала свое состояние невысказанности, непонимания ее мамой – на своем языке! Ничего больнее и точнее я никогда не слышала! Я слушала подростковые монологи на разные темы и сквозь слезы пронзительного прозрения думала: Самая неправильная фраза: Говори быстро. И самая неправильная установка: я знаю, как правильно! Счастливые дети, которым удается сказать то, что они хотят! Не быстро и не правильно, а так, чтобы мы их услышали!! А мы-то! Как мы много узнаем, если дадим им говорить – не быстро и не правильно!
Колокольня для храма Архангела Михаила
Священник Антоний живёт в селе Малые Ясырки Воронежской области и служит в местной деревянной церкви Архангела Михаила. Её построили 158 лет назад. Внутри сохранились убранство и особая роспись. Такую часто можно увидеть в храмах Русского Севера — в Архангельской области, и в Карелии. А здесь, в Воронежских краях, это удивительная редкость! Само церковное здание за много лет сильно обветшало. И батюшка всеми силами старается его спасти. Несмотря на пожилой возраст, он всё время что-то строит, чинит и мастерит.
На молитву сюда стекаются жители села и окрестных деревень. Михайловский храм для них — это очаг, который согревает и объединяет, не только в духовном плане. Сообща людям приходится решать и разные хозяйственные вопросы, связанные с храмом.
Недавно на его территории испортился колодец, откуда люди брали питьевую воду. В него попала земля. Это был единственный добротный колодец в Малых Ясырках. Священник Антоний и прихожане срочно взялись за его восстановление. На помощь им пришёл фонд Архангела Михаила. На собранные средства удалось приобрести оборудование для новой скважины и перестроить обветшавшую часовню над колодцем.
Сейчас отец Антоний и прихожане занимаются возрождением старой колокольни. Когда-то колокола в Малых Ясырках звучали очень красиво, но до наших дней сохранились не все. А те, что есть — в плохом состоянии. Часть колоколов нужно отремонтировать, другие отлить заново.
Фонд Архангела Михаила вновь открыл сбор для сельского прихода в Воронежской области. И если вы хотите ему помочь, переходите на сайт фонда: https://fond-am.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Школа заботы» для людей, столкнувшихся с деменцией и их близких
21 сентября в Москве пройдёт большой семинар «Школа заботы». Это событие для тех, кто столкнулся с тяжёлым диагнозом — деменция — в своей семье. Проводит семинар фонд «Альцрус». Его специалисты регулярно организуют подобные встречи в столице и других городах.
Валентина из Москвы тоже стала участницей «Школы заботы». «Впервые я услышала слово „деменция“ от врача, — рассказывает женщина. — Он так и сказал: у вашего папы деменция. И отправил домой, ничего не объяснив, только добавил: будет очень тяжело. Я не поняла, что это значит, и стала искать информацию в интернете. Но её так много, что разобраться в этом в одиночку сложно. Как-то от знакомых я узнала о школе для тех, кто столкнулся с деменцией, и записалась. В итоге 6 часов я сидела с другими участниками и слушали врача, специалиста по уходу и задавала вопросы. Мне как будто открылся новый мир, я поняла, с чем придётся столкнуться. Школа подарила мне ценные знания и поддержку. Теперь я знаю, что есть место, куда я могу обратиться за помощью и советом. А ещё есть специалисты, которым такие как я и мой папа — небезразличны», — говорит Валентина.
Деменция — это тяжёлое состояние, когда человек теряет способность мыслить, запоминать, считать и распознавать предметы, он не узнаёт родных и часто вообще не понимает, где он находится. С прогрессией болезни человек нуждается в постоянной заботе. Но как всё сделать правильно? Об этом и многом другом специалисты Фонда «Альцрус» расскажут 21 сентября на семинаре «Школы заботы» в Москве. Все участники получат краткий справочник по деменции, который поможет им в дальнейшем.
Узнать подробнее о семинаре и записаться на него можно на сайте фонда «Альцрус» или вот тут: https://ano-altsrus.timepad.ru/event/3018875/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
Гостем программы был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о личности и удивительной судьбе митрополита Антония (Храповицкого), а также о его служении в России и в эмиграции после революции 1917 года.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
- «Живые былины». Арсений Миронов
- «История Ярославля». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов