Дети часто обращаются к нам с вопросами. Вопросов много, они долго и старательно их формулируют, наверное, это для них достаточно важно. А разве недостаточно важно, что в этот момент мы пишем бизнес-план, резюме проекта, статью, отвечаем важному человеку по важному делу и еще – очень хотим спать… ну или просто – хотим тишины. Говори быстро! – так мы говорим в ответ. Но у детей и подростков свой язык, он не быстрый. Он въедливый и тщательный. Но при этом, завалив нас вопросами от: может ли правда бегемот кого-то съесть - до : почему все-таки ты думаешь, что Витьке нравится эта Наташка – они совсем не умеют говорить быстро. Пока. Они только пытаются научиться говорить. У них только формируется свой, неповторимый, язык.
Как-то присутствовала при собеседовании одного ученика восьмого класса. Мальчик явно был одаренный и любил читать. Его спросили: какие твои любимые книги из того, что читали в школе? Он сказал, Демон Лермонтова и Шинель Гоголя. Ну перескажи, - попросила строгая учительница. Парень явно настроился на доверительный лад. В Демоне – сказал он, - все очень просто. Самого Демона очень жалко. Но я с самого начала понял, что с Тамарой у них ничего не получится. Совсем ничего. – Учительница поджала губы. А Шинель? – Ой, Шинель мне очень понравилась, - парень уже явно нервничал, потому что видел, что первый раз ответил неправильно. – Там этот бедненький Акакий Акакиевич, он такой бедненький, он так любил свою шинель, и у него кроме нее ничего не было, потому что он был лузер, стопроцентный лузер… я в конце над ним прямо плакал!.. -- Честное слово, я лучше оба произведения не могла бы пересказать. Но учительница осталась очень недовольна. Ее не тронуло личное отношение ребенка к этим непростым произведениям.
Учительница знала, как говорить о произведении правильно. Но у мальчика был свой, очень свой язык.
Говори правильно и быстро. Говори правильно и по программе. Молчалин очень плохой. Чацкий очень хороший. А моему младшему понравился Молчалин, он показался ему вежливым. Нет, неправильно. Правильно – что хороший Чацкий. В нем думы и чаяния… Мы знаем, как правильно. А они нет.
К тому же прежде, чем что-то рассказать, ты должен убрать комнату! Ты видел, что творится у тебя в комнате?
Почему прежде, чем поделиться самым главным, надо убрать комнату? Что изменится в главном, если в комнате будет чисто? Или грязно?
Я поменяла сто пятьдесят восемь школ, чтобы найти одну, где моему сыну позволено считать, что Чацкий грубиян, потому что сын и правда так считает!
А еще недавно я получила прекрасный урок того, что говорят дети, когда им позволено говорить все. Моя дочь включила мне монологи подростков на одном американском сайте. Они там просто выходят к камере – и говорят то, чего им не дают говорить в жизни. На первом же монологе американской девочки о том, как она видит свою депрессию, я начала рыдать. Девочка так хлестко, так больно и так точно описывала свое состояние невысказанности, непонимания ее мамой – на своем языке! Ничего больнее и точнее я никогда не слышала! Я слушала подростковые монологи на разные темы и сквозь слезы пронзительного прозрения думала: Самая неправильная фраза: Говори быстро. И самая неправильная установка: я знаю, как правильно! Счастливые дети, которым удается сказать то, что они хотят! Не быстро и не правильно, а так, чтобы мы их услышали!! А мы-то! Как мы много узнаем, если дадим им говорить – не быстро и не правильно!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер