
Среди богослужебных песнопений немало необычных. Которые, например, сотканы из текстов, написанных с разницей в несколько веков. Одно из таких песнопений называется «Господи сил, с нами буди». Оно исполняется по будним дням во время вечерних богослужений Великого поста. В основе текста этого песнопения лежат строки из ветхозаветной книги Псалтыри, созданной за много веков до Рождества Христова, а припевом ему служит молитва, написанная уже в христианские времена в Византии. Давайте поразмышляем над текстом песнопения и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Начинается молитва с припева, который в переводе на русский язык звучит так: «Господи сил ангельских, с нами пребудь, / ибо мы иного, кроме Тебя, / помощника в скорбях не имеем; / Господи сил, помилуй нас». А вот как эта строчка звучит на церковнославянском языке: «Го́споди сил, с на́ми бу́ди, / ино́го бо ра́зве Тебе́ / помо́щника в ско́рбех не и́мамы: / Го́споди сил, поми́луй нас».
Припев песнопения чередуется со стихами из 150-го псалма пророка Давида. Их читает канонарх — то есть церковный служитель, возглашающий во время богослужений стихи из Священного Писания. Первый стих на церковнославянском языке вполне понятен и почти не требует перевода. Звучит он так: «Хвали́те Бо́га во святых Его, / хвалите Его во утверже́нии силы Его (то есть на тверди силы Его)».
Второй стих в переводе на русский язык звучит так: «Хвалите Его за могущество Его, / хвалите Его по множеству величия Его». Или по-церковнославянски «Хвалите Его на силах Его, / хвалите Его по множеству вели́чествия Его».
Третий, четвёртый и пятый стихи песнопения призывают восхвалять Господа пением и игрой на разных музыкальных инструментах. Вот как звучит в переводе на русский язык 3-й стих: «Хвалите Его со звуком трубным, / хвалите Его на псалтири и гуслях». На церковнославянском языке строчка звучит так: «Хвалите Его во гласе трубнем, / хвалите Его во псалтири и гуслех».
Четвёртый стих по-церковнославянски звучит так: «Хвалите Его в тимпа́не и ли́це, / хвалите Его во струнах и орга́не». Хвалить в лице — значит воспевать хоровым, то есть всенародным пением (от церковнославянского слова «лик», что означает «хор»). А тимпан — это древний музыкальный ударный инструмент, который представляет собой широкий металлический или деревянный круг с натянутой на нём кожей. По ней ударяли ладонями и тем самым издавали звуки.
В пятом стихе упоминаются кимвалы — музыкальный инструмент, состоящий из двух бронзовых тарелок. Их соединяли с помощью шнурка и ударяли одну о другую, вызывая выразительный звон. По-церковнославянски пятый стих звучит так: «Хвалите Его в кимвалех доброгласных (то есть благозвучных), хвалите Его в кимва́лех восклицания: (то есть звонких) / всякое дыхание да хвалит Господа».
Яркой живой иллюстрацией к песнопению «Господи сил, с нами буди» для меня является момент, когда за несколько часов до Светлого Христова Воскресения в Иерусалимском храме Гроба Господня сходит Благодатный огонь. Тогда все собравшиеся и томившиеся долго в ожидании люди, представители разных народов, мужчины и женщины вдруг радостно вскрикивают звонкими голосами, поют, бьют в барабаны и бубны, танцуют, обнимают друг друга... И эта радость объединяет все народы земли, людей разных национальностей, традиций, культур, всех, верующих во Христа, людей разных эпох и поколений, прошлых, настоящих и будущих.
Именно об этом песнопение «Господи сил, с нами буди». Давайте послушаем его полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
3 августа. О жалости Христа к людям

В 14-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их».
О жалости Христа к людям — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 августа. О разнице между разногласиями и разделениями

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений».
О разнице между разногласиями и разделениями — священник Николай Конюхов.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 августа. О значении слов пророка Иезекииля

Сегодня 3 августа. День памяти Пророка Иезекииля, жившего в VI (шестом) веке до Р. Х. В 3-й главе его книги есть слова: «Если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего..., то он умрет в беззаконии своём, а ты спас душу твою».
О значении слов пророка — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема