Наступил Великий пост. Многие из нас начали свой подвиг воздержания. Тот, кто самоотверженно и ревностно идёт по этому пути, уже через некоторое время может заметить, что его чувства словно обострились. То, что раньше не цепляло, теперь тревожит душу. В ней начинают шевелиться обида, неприязнь, раздражение. Как же оградить себя от этих эмоций? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 1-й главы книги Бытия, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Рассказ о творении мира, который находится в самой первой главе книги Бытия, имеет весьма продуманную и прекрасно организованную структуру. Поэтому учёные-библеисты утверждают, что это не просто историческое повествование. Вероятней всего это поэзия. Великолепный образчик древневосточной религиозной гимнографии. И если мы приглядимся к только что прозвучавшему отрывку, то мы увидим яркое подтверждение этому.
Один из признаков поэтического текста — это чёткий ритм и строгая симметрия. Обратите внимание на ряд повторяющихся выражений. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И сказал Бог: да будет твердь, и стала твердь. И сказал Бог: да соберётся вода, и собралась вода. И сказал Бог: да произрастит земля, и произрастила земля. При этом каждый фрагмент заканчивается фразой: «и увидел Бог, что это хорошо».
Такая организация — это не просто желание автора привлечь внимание слушателей к форме текста. При её помощи он стремится подчеркнуть важные богословские идеи. В первую очередь — это идея о том, что тот мир, который творит Господь, в высшей степени упорядочен. Каждый элемент находится в нём на своём месте, каждый выполняет свою функцию, связан с другими элементами, и все вместе они составляют единое прекрасное целое.
И ещё одну мысль хочет донести до нас автор. Бог творит этот мир словом. Именно поэтому так настойчиво повторяется выражение «и сказал Бог». И это слово не повисает в воздухе. Бог ничего не говорит напрасно. Слово моментально становится делом. И не просто делом, а делом, которое наполнено жизнью и любовью к своему творению.
Для нас это может стать практической рекомендацией. Писание намекает на то, что и наши слова не должны быть впустую. Особенно это касается духовной жизни. Мы много о ней читаем. Много слушаем. Мы много о ней разговариваем и даже спорим. Мы выясняем, чьё представление о Боге правильное. Неверующему мы доказываем, что лучше верить в Бога, чем не верить. Иноверцу, что самая лучшая вера — это вера христианская. Протестантам и католикам, что нет ничего лучше Православия. А православному собрату объясняем, почему мои представления о Христе более правильные, чем его. Возможно, когда-то и где-то такие разговоры жизненно необходимы. Но зачастую они рождают много неприязни, раздражения и обиды. Почему? А всё потому, что это слова, которые не поддерживаются делом любви.
А потому и говорит преподобный Марк Подвижник: «Знание без дел ещё не твёрдо, хотя бы было и истинно. Всему утверждением служит дело». То знание, которое не поддерживается действиями, стирается из памяти. И смотришь на человека: вроде только вчера всем о Боге говорил, а сегодня пустился во все тяжкие. А потому для начала свою веру необходимо отработать на практике. Молча, на деле продемонстрировать, как я доверяю Богу и исполняю Его волю. Приобрести навык ежедневного исполнения евангельских заповедей по отношению к окружающим. За это Господь и даёт нам Свой Дух. А Он уже подсказывает, что, когда, как и кому я должен сказать. И всякое моё слово Он наполняет милостью и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЧтение, которое мы сейчас услышали по-своему уникально. Дело в том, что в первый день Великого поста мы уже говорили о сотворении мира, так как читался тот же отрывок, что и сегодня. Конечно, за пятьдесят дней, которые прошли с начала поста можно забыть какие-то подробности, которые человек открыл для себя, но неужели это настолько важный текст, что его стоит услышать дважды на пути к Пасхе?
На же самом деле, в древности никакого повторения не ощущалось, потому что эти чтения предназначались для разных аудиторий.
В начале поста первые стихи книги Бытия читались для оглашенных. Бывшие язычники узнавали, что мир возник не в результате войны богов, но в результате творческого действия Бога. Они узнавали, что небо и земля — это просто материальные объекты, которые не только не являются богами, они не населены духами лесов или рек. Наконец, им открывалось, что Бог одинаково свободно действует на небе и на земле, нигде не встречая сопротивления своей воле.
Однако в страстную субботу оглашенных крестили и происходило это как раз во время чтения пятнадцати паремий, которые начинались первыми стихами книги Бытия. Иными словами, пока клирики крестили, верные слушали отрывки из Писания, которые были призваны напомнить им о тайне воскресения, а значит и об их собственном крещении тоже, ведь когда-то и они выходили из крещальной купели, намереваясь начать новую жизнь.
Конечно, они слышали те же самые слова, что и оглашенные в начале поста. Все, что узнавали вновь пришедшие, они уже знали. Пусть и в разной мере, но для них это не было связано с какими-то радикальными решениями. Они уже верили во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца Неба и Земли, всего видимого и невидимого... И все же, этот отрывок были очень актуален, так как призывал их задуматься над тем, научились ли они жить в соответствии с тем, как верят. Когда-то они узнали, что Бог свободно действует на земле, так как все послушно Его благой воле... Небо и земля, материки и океаны... Но сегодня им предлагалось задуматься над тем, оказались ли послушны Богу они сами! Услышав сегодняшнее чтение, задумаемся и мы о величии и ценности той свободы, которой не обладают ни небо, ни земля, но обладает каждый из нас.
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Роль культа, как внешнего устройства религии, огромна. Но опасность переоценить эту роль не меньше... Что же делать верующему человеку, чтобы всему в мире веры было отведено своё место: и идеям, и культу и нравственной жизни? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:
Многие из нас застали времена, в которые священников называли не иначе как «работник религиозного культа». Акцент идеологов атеизма на культ был совершенно не случаен, потому что культ без правильной веры и нравственной жизни, оказывается, подобен магии и практически не влияет на решения человека, на его представления о добре и зле. Они так и говорили: разрешили вам кадить и кропить святой водой, вот и занимайтесь этим, а идейным содержанием жизни людей предоставьте заниматься нам. Впрочем, стоит признать, что люди и сами часто делают выбор в пользу культа, потому что культ, при всей его внешней сложности, нравственно и духовно проще.
Но в чём же смысл культа? Есть ли в нём какая-то положительная идея?
Из Священного Писания очевидно, что культ дан людям самим Богом. Особенно явно это из повелений, которые получил народ при заключении Завета у горы Синай, их много в книге Левит, они содержат указания на виды жертв и правила богослужения. Более того, если судить о повелении Бога возделывать, то есть культивировать и хранить рай, в определённом смысле можно сказать, что культ существовал уже в раю и смысл его должен был быть в том, чтобы через взаимодействие с материальным миром человек учился исполнять волю Божию, благодаря чему возрастал бы духовно. То есть внешний культ оказывается нужен лишь как часть воспитания внутренней культуры, внутреннего человека. И если этого воспитания не происходит он становится не просто бессмысленным, но вырождается в нечто противоположное себе, совершенно богопротивное. Причём из-за сохранения внешней формы, человек, порой, не чувствует, что внутренне и нравственно деградирует. Призванный помочь человеку возрасти духовно, культ становится ширмой, за которой оказывается пустота. Её не видят окружающие люди, порой не видит сам человек, но всё это видит Бог. Видит и стремится спасти человека от подобного самообмана.
В сегодняшнем чтении Господь обращается к нам через пророка для того, чтобы пробудить жажду настоящей религиозной жизни, настоящего общения с Ним. Слова, которые говорит пророк, не могут оставить спокойным ни одно искреннее сердце. Легко читать их как обращённые к иудеям, ведь мы другие. Однако Церковь обращает их к нам в первый день поста не как иллюстрацию, но как текст невероятной силы, показывающий, что подобная подмена может произойти в жизни каждого... И значит каждый призван задуматься над собственной жизнью. Не позволил ли он себе злые дела, научился ли творить добро? Не усыпил ли он свою совесть прекрасными формами культа, забыв про живущих рядом людей, сирот, вдов... Хорошо, если не забыл, но, если это произошло, не всё потеряно, ведь Бог не хочет карать грешника, он ожидает нашего возвращения к Нему и желает очистить наши грехи.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, кто бывал в горах на восхождении, знает одно простое правило — которое, однако, новичкам кажется странным: в горах не кричат. Если надо подать какой-то сигнал, используют иные способы — свет фонаря, зеркало — или что-то иное — но только не крик. Человеческий голос, оказывается, достаточно сильный для того, чтобы в полной тишине гор спровоцировать резонанс и стать причиной схода снежной лавины или камнепад.
Сегодня, в первый день Великого поста, в храмах читается отрывок из первой главы книги Исаии пророка — самой лучшей иллюстраций к которому и стала бы нависшая огромной лавиной гнева Божия, которая готова вот-вот сорваться на неутомимо грешащий еврейский народ. Давайте послушаем.
Мы слышали, что устами пророка Исаии Бог призывает народ остановиться, одуматься, прекратить заниматься самоуспокоением и думая, что если религиозная жизнь налажена — жертвы приносятся, праздники отмечаются — то Бог не может не закрыть глаза на преступления. Более того: Богу противны все эти ритуалы и жертвоприношения, когда они совершаются замаранными в грехах руками.
В этот момент у нас должен возникнуть вопрос. «Как же так получается — но разве смысл всего религиозного культа не в том, чтобы именно очищать от грехов и избавлять от преступлений? Причём в любой религии? Какой смысл требовать от приносящих жертвы безупречной, неукоризненной в нравственном плане жизни? Если бы люди жили праведно — на самом деле! — тогда и жертвы были бы не нужны — разве не так?»
Да, явная неувязочка получается. Но — только на первый взгляд. Стоит внимательнее вчитаться в текст — и мы получаем ясный ответ. Вот он: «Согласитесь Мне покориться — насытитесь плодами земли». Что это значит?
Также, как в горах есть общеобязательное правило — не кричать — в жизни человека с Богом есть такое же однозначное, очень простое правило: быть послушным Богу. Это — базовое, основополагающее правило, без соблюдения которого всё остальное уже не в силах остановить сход лавины Божьего гнева. Всё будет снесено, не останется камня на камне — как это многократно подтверждала история — если пусть даже в самый последний момент человек не развернётся целиком, без остатка, навстречу своему Богу и Господину. Но если человек не услышит грозный пророческий глас, и продолжит оставаться бунтовщиком, врагом по отношению к Богу — ему всё равно не спрятаться под религиозными ритуалами — какими бы грандиозными они ни были.
Сегодня пророк Исаия очень просто объяснил нам смысл и цель всех наших великопостных подвигов: открыться навстречу Богу, разрешить Богу присутствовать в нашей жизни не как абстракции, а как реальному Господину, Хозяину нашей жизни. И когда это произойдёт, какой бы грязной ни была наша предыстория жизни — у Бога достаточно возможностей, чтобы её сделать прямой и чистой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСреди многих других народов древности еврейский народ состоял с Богом в особых отношениях. Господь избрал его для того, чтобы он хранил истинное богопочитание, веру в единого Творца, которую остальное человечество потеряло на заре своей истории. Для этого через Моисея евреям был дан закон и религиозный устав. Всё это должно было помочь сохранить их от греха и помочь поддерживать живые отношения с Богом.
В только что прозвучавшем отрывке пророк Исаия от лица Господа напоминает евреям о том, что для полноценного общения с Творцом одного внешнего следования нормам религии недостаточно. Можно быть человеком внешне благочестивым, посещать богослужебные собрания, приносить жертвы, отмечать праздники, совершать все необходимые ритуалы, но при этом продолжать жить во грехе и томиться от рабства своим страстям. Дотошное исполнение правил закона не даёт духовной свободы. Оно не очищает от вины и не снимает с души тяжкое бремя прегрешений. Бог при всей внешней религиозности человека может оставаться для него далёким и чужим.
Чего же не хватает человеку для полноценных отношений с Творцом? Пророк отвечает на этот вопрос, призывая евреев искать правду. Что же эта за правда? С одной стороны, это наши внешние справедливые поступки по отношению к другим людям. Некоторые из них ради примера и перечисляет пророк: спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. То есть не совершайте беззаконий по отношению к другим людям.
Однако понятие правды в Священном Писании намного шире и не ограничивается лишь внешними поступками. Исполнение только такой правды не принесёт нам долгожданного мира и покоя. Ведь человек намного глубже, чем его социальная жизнь. Можно ходить в храм, всеми силами стараться творить добро и, тем не менее, жить в постоянной тревоге, беспокойстве и страхах. А порой даже испытывать чувство покинутости и одиночество.
Нередко это бывает именно по той причине, что, совершая внешнюю правду, мы забываем о внутренней. Нам просто страшно быть честными перед самим собой. Страшно признавать, что те страсти, которые живут в нашем сердце, наша ревность, обида, озлобленность, зависть и другие настолько прижились в нём, что мы уже и не представляем, как будем обходиться без них. Мы принимаем их за черты своего характера. За свои душевные особенности. Без них нам пусто внутри. Без них у нас начинаются фантомные боли. А потому мы и не в силах порой с ними распрощаться, но продолжаем упиваться этими отрицательными эмоциями, получая от этого извращённое удовольствие. Так, например, упивается своими страданиями молодой человек, которого оставила девушка. Он не может начать жить новой жизнью, так как постоянно цепляется за её образ. С одной стороны ему больно, но, с другой, эта боль приносит какое-то упоение. Она заполняет ту пустоту, которая в нём живёт. Так же наслаждается обидой обиженный, ревностью ревнивец, злобой озлобленный, завистью завистник. Наслаждаются и страдают при этом. Неслучайно поэтому блаженный Августин сравнивал грешника с собакой, которая лижет острую пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.
Вот это и есть та правда о нас самих, которую мы должны признать. С этого признания начинается духовное выздоровление. Одержимость необходимо назвать одержимостью. Это уже большой шаг. И вслед за этим приступить к совершению определённых действий. В ответ на совершение этой правды Господь и даёт нам помощь. Он, видя, что мы признали свою болезнь и хотим от неё избавиться, указывает нам путь, как это сделать и даёт нам силы идти по этому пути. По мере нашего труда над собой, Он наполняет те пустоты, которые образовались в нашей душе на месте вырванных пристрастий. Его милость в итоге покрывает наше сердце, которое страдало от болезни. Он наполняет нас. И в нас воцаряются долгожданный мир и покой.
Читать далееСегодняшнее чтение начинается с торжественных слов, которые Господь обращает к небу и земле. При этом весь последующий текст обращён к народу иудейскому — людям непокорным, изменившим своему Отцу и Создателю. Соседство такого возвышенного обращения ко всему творению с описанием трудностей отдельного народа не должно вызывать недоумения. На первый взгляд небо и земля — мало сопоставимы с небольшим иудейским царством. На самом же деле, Бог обращается ко всему мирозданью, потому что законы, о которых он напоминает иудеям, лежат в основе жизни всякого человека. Иудеи были особым народом не потому, что принципиально отличались от остальных людей. Просто в их жизни, как в некотором прототипе, отражались нормы, которые со временем должны были распространиться на все народы. Неслучайно книга пророка Исаии читалась при подготовке людей ко крещению. Язычники, которые интересовались христианством, должны были понять: основные законы, по которым жил народ Иудейский — это законы, которые естественны для всех.
Мир знает своего Творца, но люди отворачиваются от Него и не желают Его знать. Причём это незнание — результат не простого отсутствия информации, но явного отказа от неё. Выбирая между правдой и грехом, человечество выбирает последний. Казалось бы, иудеи должны были вести себя по-другому, но завет, когда-то заключённый у подножия Синая, не лишает людей свободы. Они могут поступать как им угодно, однако впоследствии им придётся пожинать плоды своего выбора. И порой эти плоды очень трагичны.
Бог говорит о страданиях иудеев, но произойти всё это могло с любым народом. Тела их избиты, земля опустошена и города пожжены огнём. Однако страшны не только сами страдания, но и слепота людей, которые, дойдя даже до такого состояния, не желают исправляться, ведут себя так же самоуверенно и надменно. Но в чём же их грех? В каком смысле они изменили Богу? Какие беззакония привели к таким ужасным последствиям?
И вот здесь-то и кроется самое главное. Обычно под изменой Богу подразумевают обращение к иным, языческим богам. Но из текста очевидно, что Бог говорит о людях, которые формально Ему верны. Они ходят в храм, совершают жертвы, приносят дары и соблюдают праздничные дни... Но всё это, все их усилия ненавистны Богу. Почему? Потому что сердце их научилось совмещать внешнюю религиозность с жестокостью, добро со злом и ложь с правдой. Они перестали замечать угнетённых, пренебрегали сиротами и вдовами.
Уже в христианскую эпоху, пройдя через купель крещения, язычники переставали молиться идолам и обращались к истинному Богу. Нет сомнений в том, что их мировоззрение действительно менялось. Но менялась ли их жизнь, вот в чём вопрос? И каждый из нас, вступая в дни Великого поста, должен честно посмотреть на собственные дела, чтобы задать этот вопрос самому себе.
Читать далееБез всяких подготовительных рассуждений пророк Исайя начинает возвещать те слова, которые он услышал от Бога в своем видении. Эти слова очень неприятны. Они не могут не трогать тех, кто их слышит или читает. Ведь эти слова — вердикт не только тем, к кому они непосредственно были обращены — жителям Иудеи и Иерусалима, эти слова — вердикт всем нам. Ну или, как минимум, они заставляют задуматься: а не обо мне ли идет речь? Знаю ли я волю Бога или только думаю, что знаю ее? Понимаю ли я то, что требует от меня Бог или же я живу самообманом? Угодны ли мои действия Богу или они противны Ему?
Казалось бы, все просто. Исполняй заповеди, и все будет в порядке. Но ведь те, к кому обращал свою речь пророк Исайя, были уверены, что они исполняют заповеди. Они знали закон о жертвоприношениях, они его тщательно соблюдали, и вдруг они слышат: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу». Они знали и соблюдали закон о субботе, и вдруг: «новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть». С одной стороны — такой понятный и прекрасно регламентированный ритуальный закон, который дан в Священном Писании, с другой — страшные обличительные слова видения Исайи, обращенные к тем, кто старается исполнять закон. Как совместить одно с другим?
Ответ на этот вопрос мы слышим здесь же: оказывается, что Бог готов принять жертвоприношения и молитвы лишь при исполнении некоторых условий: «перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». И только после этого станет возможным то богослужение, которое не будет оскорблять Бога. Слова пророка Исайи ясно указывают на то, что путь к богослужению, к исполнению воли Бога в части религиозного ритуала лежит через чистую совесть, а сами по себе ритуалы не только бесполезны для совести, они еще и омерзительны в очах Божиих в том случае, если они исходят от того, кто прошел мимо базовой заповеди — мимо любви к ближнему.
Не случайно Великий пост начинается именно с этого отрывка книги пророка Исайи. Слова пророка — вопрос к каждому из нас. В ближайшие недели мы планируем сделать то, что требует от нас Церковь. Мы надеемся через это получить очищение своих грехов, надеемся возрасти духовно и приготовиться к достойной встрече Светлого Христова Воскресения. Но примет ли Бог нашу жертву? Угодна ли она Ему? Ответ дают слова пророка: да, примет, да, угодна, но только при условии, озвученном Исайей, только в том случае, если мы перестанем делать зло, если не будем проходить мимо тех, кто нуждается в нашей помощи и поддержке.
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Наступивший Великий пост — это, конечно, в первую очередь время, которое Церковь отводит для подготовки своих чад к встрече Светлого Христова Воскресения. За оставшееся до Пасхи время мы, по мысли Церкви, должны постараться очистить свои души от скверны грехов и пороков, неплохо было бы обрести навык усердной молитвы, а ещё нам не помешало бы вспомнить, что Бог — не только источник жизни, Он и источник мудрости, той самой мудрости, которая способна сделать жизнь человека благополучной и счастливой. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения начинается чтение книги Притчей Соломона, вся эта библейская книга посвящена размышлениям о мудрости, и сегодня в храмах мы можем услышать отрывок из её 1-й главы.
Невозможно пройти мимо центральных слов прозвучавшего только что отрывка книги Притчей Соломона: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:10). Здесь обращает на себя внимание популярное в околоцерковной культуре словосочетание «страх Господень». Когда мы его слышим надо важно помнить, что оно не имеет никакого отношения, скажем, к страху за собственную жизнь, или же к переживаниям от возможного наступления каких-либо негативных событий. Нет в этом словосочетании и намёка на ужас. В Библии мы можем встретить выражение «страх Господень» неоднократно, но не всегда мы его заметим, ведь в русском переводе оно может быть передано как «благоговение пред Богом» или же как «богобоязненность». Основный смысл этих понятий ясен: страх или же, иначе, благоговение пред Богом, предполагает, во-первых, веру в Бога, а во-вторых, осознание своей от Него зависимости, но, конечно, не как марионетки от кукловода, а как сотворённого существа от Творца. Такое состояние, по мысли автора книги Притчей, представляет собой основу для мудрости.
Действительно, мудрость предполагает, что человек готов учиться, готов слушать и слышать, анализировать и делать выводы. Так поступать может лишь тот, кто не чувствует себя всё знающим и всё понимающим, тот, кто готов быть в положении учащегося вне зависимости от собственного возраста, уровня образования, общественного статуса, размера состояния или же от чего бы то ни было ещё. Стремящий к истинной мудрости сравнивает себя не с другими людьми, а с Богом, и к Нему такой человек устремляется в поисках ответов на самые важные вопросы нашей жизни.
Бог даёт эти ответы. Он даёт их через Священное Писание, даёт через окружающий нас мир, через других людей, вообще, у Бога есть масса способов научить того, кто хочет учиться. Однако самый простой путь предлагает нам Писание: надо просто взять и внимательно прочитать его, прочитать не как памятник древней литературы, а как руководство к действию. Если получится это сделать, то такое чтение, подкреплённое молитвой, станет первым шагом на пути обретения исходящей от Бога мудрости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееС чего начинается подлинная мудрость? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 1-й главы книги Притчей царя Соломона, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
«Начало мудрости — страх Господень». Такими словами царь Соломон начинает свои наставления. И сразу же в нашей голове загорается тревожная мысль. Как же так? Ведь страх — это что-то отрицательное. Это негативная, тяжёлая эмоция. Вряд ли кому-то приятно проводить свою жизнь в страхах. Нам хочется скинуть этот груз. Освободиться. И зачастую Бог — последняя надежда. А тут, оказывается, Его надо бояться в первую очередь. Кому нужна такая жизнь? Кому нужен такой Бог? Здесь важно учитывать несколько важных моментов.
Во-первых, страх Божий избавляет человека от множества других форм страха, которыми наполнена наша жизнь. Так, например, тот, кто боится Господа, не боится людей. Он перестаёт заискивать и угодничать перед ними. Он твёрдо и спокойно отстаивает свою позицию. Он не впадает в зависимость от мнения окружающих. Именно такую ситуацию изображает сегодня Соломон. Грешники склоняют к преступлению, но тот, кто имеет страх Господень, уверенно и легко говорит «нет». На «слабо» такого человека не возьмёшь. Манипуляции с ним бессильны. И сам он не будет опускаться до этого. Если понадобится, всё скажет прямо. Внутренне он свободен и самодостаточен. В таком человеке есть стержень.
Во-вторых, важно учитывать, что слово «страх» — это русский перевод. Он не учитывает всех оттенков еврейского оригинала. Слово «ира» можно перевести как «благоговейный трепет». Кстати, на греческий язык именно так и перевели. Там стоит слово «евсебейа», что означает «благоговение». При этом в греческом переводе добавлено ещё одно выражение — «благое разумение». Поэтому слова Соломона о страхе перед Богом звучат в греческой Библии примерно так: «Начало мудрости — благоговейный трепет перед Богом и благая рассудительность».
Наконец, третий момент. Бог есть любовь. А как говорит апостол Иоанн Богослов, «совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение». Это наше ветхое, греховное начало испытывает перед Творцом животный ужас. Так оно противится тем заповедям, которые Он нам оставил и которым призывает следовать. Сопротивляется тем изменениям, которые происходят по мере нашего приближения к Создателю. Но чем ближе мы к Нему, тем меньше в нас горделивого я. Оно умирает. А вместе с ним постепенно уходят и всякие фобии. И Тот, Кого мы раньше боялись, открывается нам как безмерная любовь, милость и прощение. Он наполняет нас своим светом, даёт душе мир и покой и открывает в ней источник подлинной мудрости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ наши дни много говорят о проблемах образования, сравнивают методики старые и новые, отечественные и зарубежные. Существуют разные науки о мире и человеке, и для нас оказывается важным сообщить подрастающим поколениям правильный взгляд на мир; тот, что соответствует истинному положению вещей. При этом мало кто задумывается о том, почему мы это делаем? На самом деле всё очень просто: начиная с эпохи просвещения люди решили, что от уровня знаний зависит качество жизни. От части это, конечно, верно. Именно знания позволяют нам сегодня пользоваться медициной и техникой, но сводится ли к этому качество жизни? Развивают ли наука и техника наши чувства? Делают ли они нас добрее и справедливее? И если в прежние времена люди не знали того, что сегодня знаем мы, можно ли сказать, что они были менее нравственными?
На самом деле стремление к тому, чтобы научить подрастающее поколение тому, что поможет ему выжить, было присуще человеку всегда. Но для этого людей учили не тому, из чего состоит солнце или какие процессы позволяют расти дереву, для этого человека учили тому, что такое долг, справедливость, честность, ответственность... Причём брали за основу не практику жизни, которая всегда в той или иной мере не соответствовала идеалу, но обращались к текстам, которые воспринимали как слово Божие.
Сегодняшнее чтение представляет собой начало именно такой книги. Книги, по которой многие поколения будущих христиан учились основам библейской этики. Примечательно, что Соломон сообщает своё учение тем, кто хочет его понять изречениями разума, то есть он нисколько не чужд рациональности. Его представления полны здравого смысла и рассудительности.
Но всё же эта рассудительность особого рода и первое, что нужно сделать для того, чтобы понять её, занять правильную внутреннюю позицию, ощутить себя в роли ученика, а не в роли учителя. И вот это для нас, пожалуй, самое сложное. Кажется, наоборот, это легко, ведь сегодня многие ходят на самые разные занятия и курсы, как говорится, прокачивают свои навыки. Да, человек сегодня, учитывая дистанционные технологии, имеет удивительные возможности в плане получения знаний... Но разница в том, что цели такой человек выбирает сам. Он приходит к учителю, к гуру, к коучу и говорит: хочу вот этого... и ему дают инструмент, с помощью которого он надеется достичь желаемого. Но к Богу нам стоит приходить не за своими целями, иначе мы ничему не научимся... Напротив, нам приходится стряхивать с себя своё всезнайство и свою самоуверенность и становиться ничего не знающими ради того, чтобы нам открылось истинное знание, и мы могли научиться подлинной премудрости.
Читать далееВо дни Великого поста христианская Церковь установила традицию чтения книги Притчей. Считается, что она была написана еврейским царем Соломоном, который являлся сыном одного из самых выдающихся монархов Израиля Давида. В Библии рассказывается, что, когда Соломон только готовился вступить на престол, Господь спросил его, какой дар он хочет от Него получить? Соломон попросил лишь одного — мудрости и знания. Ответ юноши пришелся Богу по сердцу, и Он обещал, что вместе с этим Соломон получит и все остальное: богатство, славу и все блага земли.
Вот этим самым опытом царь Соломон и желает поделиться в своей книге с каждым из нас: все силы своей души человек должен направить на то, чтобы обрести подлинную мудрость и руководствоваться ей в своей повседневной жизни.
Почему же он придает ей такое значение? Дело в том, что мудрость в мире Священного Писания, это не просто образованность. Это не начитанность, не интеллигентность и ученость, это даже не богатый житейский опыт. Со всем эти мудрость соприкасается лишь постольку поскольку. Мудрость — это особое духовное состояние, которое позволяет взглянуть на этот мир и все в нем происходящее глазами Творца. Иными словами, библейский мудрец видит причины и последствия окружающих его явлений. Он видит их подлинную суть, а потому способен выбрать верный путь, принять правильное решение, избежать многих роковых ошибок.
Согласитесь, зачастую человек попадает в неприятную ситуацию именно по той причине, что не может распознать смысл происходящего. От нас словно закрыта сердцевина события, его исходный код. Мы судим по обертке, и в результате принимаем за сладкое, то, что на самом деле горчит, вяжет и может серьезно нам повредить.
Это можно сравнить с ситуацией, когда два человека вынуждены передвигаться по незнакомой местности. Однако при этом первый оснащен всеми современными технологиями, ориентируется по JPS навигатору, сканирует рельеф через спутник, а второй идет наобум, довольствуясь лишь скупыми указателями, да советами случайных прохожих, которые также оказались здесь впервые. Для первого мир — масштабная 3D модель, для второго — пространство отсюда и до следующего поворота, за которым неизвестность.
Яркий пример действия подлинной мудрости в жизни человека мы встречаем в Священном Писании. Ею обладали те, кого Библия называет пророками. Это были люди, которые не только могли предсказать будущее, подобно языческим прорицателям. Пророческий дар — это духовная способность сказать, а что о том или ином явлении думает Бог. Как та ситуация, в которой оказался человек, те события, которые происходили много лет назад, происходят сейчас или только будут происходить выглядят с высоты духовного мира, как они вплетены в замысле Творца. Этой же мудростью исполнены и те, кого христианская традиция называет старцами. Люди идут к ним за советом в трудных ситуациях, так как им лучше видно, они глубже чувствуют жизнь.
Не случайно Священное Писание говорит о том, что «Мудрость разумного — это знание пути своего».
Этой высшей мудрости, которая исходит от Бога, царь Соломон и посвящает свою книгу, эту мудрость он и призывает нас приобрести. Ведь того, в ком она живет, ведет по этой жизни Сам Господь.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий