Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 1-20. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 1-20

Ис. I, 1-20 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Роль культа, как внешнего устройства религии, огромна. Но опасность переоценить эту роль не меньше... Что же делать верующему человеку, чтобы всему в мире веры было отведено своё место: и идеям, и культу и нравственной жизни? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:

Глава 1.

01 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских.

02 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

03 Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

04 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад.

05 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

06 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

07 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

08 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.

09 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!

14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

18 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как волну убелю.

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;

20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

Многие из нас застали времена, в которые священников называли не иначе как «работник религиозного культа». Акцент идеологов атеизма на культ был совершенно не случаен, потому что культ без правильной веры и нравственной жизни, оказывается, подобен магии и практически не влияет на решения человека, на его представления о добре и зле. Они так и говорили: разрешили вам кадить и кропить святой водой, вот и занимайтесь этим, а идейным содержанием жизни людей предоставьте заниматься нам. Впрочем, стоит признать, что люди и сами часто делают выбор в пользу культа, потому что культ, при всей его внешней сложности, нравственно и духовно проще.

Но в чём же смысл культа? Есть ли в нём какая-то положительная идея?

Из Священного Писания очевидно, что культ дан людям самим Богом. Особенно явно это из повелений, которые получил народ при заключении Завета у горы Синай, их много в книге Левит, они содержат указания на виды жертв и правила богослужения. Более того, если судить о повелении Бога возделывать, то есть культивировать и хранить рай, в определённом смысле можно сказать, что культ существовал уже в раю и смысл его должен был быть в том, чтобы через взаимодействие с материальным миром человек учился исполнять волю Божию, благодаря чему возрастал бы духовно. То есть внешний культ оказывается нужен лишь как часть воспитания внутренней культуры, внутреннего человека. И если этого воспитания не происходит он становится не просто бессмысленным, но вырождается в нечто противоположное себе, совершенно богопротивное. Причём из-за сохранения внешней формы, человек, порой, не чувствует, что внутренне и нравственно деградирует. Призванный помочь человеку возрасти духовно, культ становится ширмой, за которой оказывается пустота. Её не видят окружающие люди, порой не видит сам человек, но всё это видит Бог. Видит и стремится спасти человека от подобного самообмана.

В сегодняшнем чтении Господь обращается к нам через пророка для того, чтобы пробудить жажду настоящей религиозной жизни, настоящего общения с Ним. Слова, которые говорит пророк, не могут оставить спокойным ни одно искреннее сердце. Легко читать их как обращённые к иудеям, ведь мы другие. Однако Церковь обращает их к нам в первый день поста не как иллюстрацию, но как текст невероятной силы, показывающий, что подобная подмена может произойти в жизни каждого... И значит каждый призван задуматься над собственной жизнью. Не позволил ли он себе злые дела, научился ли творить добро? Не усыпил ли он свою совесть прекрасными формами культа, забыв про живущих рядом людей, сирот, вдов... Хорошо, если не забыл, но, если это произошло, не всё потеряно, ведь Бог не хочет карать грешника, он ожидает нашего возвращения к Нему и желает очистить наши грехи.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!